Предварительный расклад. Сестры
Как «хорошо» было во времена Жюстин. Есть один главный претендент на титул, а остальные просто претенденты. А теперь главных много. О них я и напишу. О тех, кого я лично считаю главными претендентами на австралийский титул. И начну с сестер Уильямс, потому что они самые главные из главных. На мой взгляд.
Вообще, на моей памяти это первый случай, когда я сестер Уильямс в принципе отношу к числу фаворитов на турнире «Большого шлема». Ну потому что раньше они у меня просто не вписывались в концепцию института фаворитства как такового, потому что фаворит в моей интерпретации это некто привязанный к определенному моменту, а сестры в последние годы были как механические вневременные модули. Про них известно, что они могут выиграть всегда и везде, но именно эти «всегда» и «везде», которые, если присмотреться, на самом деле не что иное как неопределенные «когда» и «где», смущали меня, не позволяли принимать их в расчет, относиться к ним по серьезному. Они, никто не спорит, настоящие мастерицы взять, что плохо лежит, но будет ли плохо лежать, когда, где и что именно – это решали другие. Потому что у других были свои цели, задачи, стремления, привязанные к моменту, ко времени, а для сестер это каждый раз был просто еще один Большой шлем.
Именно поэтому их финал на Уимблдоне я обозвала затянувшимся ретропоказом и выразила надежду, что это больше не повторится. А сейчас я передумала. Ну не то чтобы я очень за сестринский финал на турнире Большого шлема, но теперь я совсем даже и не против. И название для этого у меня теперь другое – современная классика. А все потому что поменялся их статус в туре и, что самое интересное, изменился их застоявшийся формат отношений между собой. Наверное, точкой отсчета новой жизни сестер следует считать уход Жюстин, ну а момент, когда на все готовый лед уже действительно тронулся, это их финал на Уимблдоне.
Пока Серена вела войны с Шараповой и была обуреваема жаждой вновь завоевать весь мир, Винус тихонько прижилась в своей нише травяной королевы, повзрослела, поумнела, оставила в прошлом все эти свои обидные поражения сестре и начала как бы с чистого листа, поэтому чувствовала себя в этом финале очень комфортно – и по игре, и психологически. И Серена почувствовала эту ее уверенность, оробела, задрожала. Серена не раз говорила, что считает сестру своей самой опасной соперницей на все времена, но только после этого финала я в это действительно поверила.
На ЮС Опен Винус по всем законам жанра должна была уступить и она уступила. И не потому что они там договорились, или что-то в этом роде, просто для нее этот турнир был не таким принципиальным, а Серена, у которой на кону стояла первая строчка рейтинга, шла напролом. Преимущества своего поля у Винус не было, ЮС Опен для них исторически что-то вроде нейтральной территории. И это даже был не финал, который мог бы породить в ней дополнительную мотивацию.
А потом был итоговый. Там к Серене как будто вернулись эти ее уимблдонские страхи, больше я ничем не могу объяснить то, что она развалилась на куски и непостижимым образом проиграла сестре с разгромным счетом. Раньше Винус находилась как бы в тени сестры, но на этом итоговом она из нее я считаю окончательно вышла. Помнится, я желала ей удачи в конце прошлого сезона, уловив видимо какой-то новый оттенок, но особенно ни на что не надеясь, тем не менее для меня до сих пор большая загадка, почему Винус под конец сезона так зазвездило. Может быть, первое место Серены после ЮС Опен и тот факт, что она обыграла сестру на Уимблдоне, заставили ее поверить, что она вполне может успешно вернуться в тур, именно в тур, а не на отдельный турнир, и тоже побороться за первое место. Вы только вспомните, с каким упорством она рвалась на этот итоговый, как будто чувствовала, что это ее шанс.
И теперь на Австралиан Опен я с интересом жду развития этого сюжета. Этот сюжет и есть тот набор целей, задач, стремлений, которые позволяют привязать сестер к конкретному месту и времени и серьезно рассматривать их в качестве фаворитов. Винус заряжена и по идее должна предстать в новом качестве. Интересно предстанет ли, и чем на это ответит Серена. Мы можем стать свидетелями еще одного сестринского территориального конфликта интересов. Сначала заочного, а потом может быть и очного.
Для Серены Австралия традиционно хорошее место и время, она к тому же любит жару, а Винус в Австралии никогда не блистала. За последние годы старшая играла перед АО что-то кроме выставочных турниров аж в 2002 году, тогда она выиграла турнир в Голд-Косте. И на самом АО она ни разу не побеждала. Лучший ее результат это финал в 2003 году, проигранный Серене, а после этого был только четвертьфинал в прошлом году. То есть сейчас уже Винус будет играть даже не на нейтральном, а на чужом поле. Сюда можно добавить, что игра Серены больше подходит для австралийского харда, а Винус для Уимблдона, хотя мне кажется в отношении женского тенниса и в отношении сестер это можно списать на погрешность, это не определяющий фактор.
То есть вроде бы Серена будет фаворитом, но я жду большего от Винус. Особенно если им предстоит сыграть друг с другом. Мне кажется, Винус научилась играть за себя, а не против сестры, поэтому ей проще унять дрожь в коленках, а Серена еще не научилась, потому что учиться приходится буквально заново. Вспомните, как Серена даже не встала поздравить сестру на итоговом после победы в финале над Звонаревой. Думаю, она довольно сильно переживает потерю своего лидерства в семейной паре и будет нервничать из-за этого больше обычного. Хотя черт его знает, Серена все еще имеет в моих глазах репутацию теннисистки, которая может выиграть любой матч, если очень сильно захочет. А Винус нет, так что посмотрим.
На Australian Open Серена может дожить до второй недели даже при такой игре, и к тому времени её функциональная готовность может улучшиться. Но за это время она точно не похудеет и точно не вылечит голеностопы.
В отличие от Серены, Винус в Гонгконге смотрелась отлично. Поэтому перспективы Винус в Мельбурне кажутся мне предпочтительными не по причине ментальных заморочек, а потому что играет сейчас лучше. Впрочем, травмы могут подстеречь любого, да и рассуждать о перспективах до появления сеток преждевременно.