10 мин.

Я 2 дня смотрел судейские скандалы в теннисе. Вот 22 впечатления

После Australian Open состояние было непонятным. Делать ничего не хотелось. И напрягать голову ничем тоже не хотелось. Было одно желание – лежать и тупить.

При этом теннис за две недели турнира и подъемов в 3 утра вроде бы утомил. А с другой стороны, как-то тянул к себе.

Нашелся идеальный выход – после Australian Open я два дня смотрел видосики с ютуб-канала Tennis Advocate. Он специализируется на том, что собирает компиляции всякой теннисной драмы – споров с судьями (в основном), конфликтов между игроками, сломанных ракеток, выбитых мячей, криков и воплей.

Подход к подбору материала очень тщательный – сейчас они выкладывают драму с травяного сезона-2024. Каждому отрезку сезона посвящено несколько видео длиной по 20-25 минут. Туда попадают не только известные всем скандалы и крупнейшие турниры, но и мелкие споры с «Челленджеров».

И когда я все это смотрел, обнаружил, что регулярно появляются одни и те же мысли и впечатления. Спустя месяц их удалось систематизировать.

1. Как же хорошо, что на всех турнирах основного тура теперь работает система автоматического определения аутов. Это решило очень много проблем:

● непосредственно определение аутов – игроки не так охотно спорят с машиной, как спорили с человеком. Хотя машина тоже иногда ошибается и не замечает огромные ауты;

● переигровка очков после ошибок судьи. Допустим, судья крикнул «аут», когда игрок наносил завершающий удар – мощный, хлесткий. И соперник достал мяч, но в корт в ответ не попал.

Атаковавший игрок взял повтор – оказалось, что аута не было. И что делать с розыгрышем? Переигрывать? Или отдавать очко атаковавшему – ведь оборонявшийся мяч не обработал? И вот тут начинались споры – повлиял ли выкрик судьи на удар, крикнул ли он поздно или рано, видел ли и помнит ли судья на вышке вообще, что произошло;

● заигранные моменты – например, игроку показалось, что в середине розыгрыша соперник ударил в аут, но он не поднял руку, не остановил размен, а продолжил. В итоге через пять ударов сам ошибся. И бежит возмущаться, что судьи пропустили аут. А, по правилам, повтор можно брать только на последний удар;

● споры по поводу того, когда можно брать повтор. Было очень много ситуаций, когда один игрок бил на тоненького, второй отбивал мяч – и по итогам своего удара уже решал, брать повтор или нет. Хотя так делать нельзя – повтор надо брать сразу.

Но мое любимое – когда игроки убеждают судей, что они просили повтор взглядом. А судьи недоуменно отвечают, что не могут читать по глазам, им нужен четкий сигнал.

● как здорово, что с этого года автоматическое судейство будет и на грунте – потому что смотреть бесконечные тыканья в отметку на корте уже поднадоело.

Теперь таких ситуаций в основном туре нет. Но если вы по ним скучаете – смотрите «Челленджеры» и «Фьючерсы». Там на многих турнирах не то, что автоматического определения аутов нет – там работают облегченные команды линейных, к которым регулярно возникают претензии. И видеоповторов нет вообще.

2. Игроки не понимают, что вызывать супервайзера бесполезно.

Например, не нравится Стефаносу Циципасу, что ему вынесли предупреждение за затяжку времени. Он сначала 2 минуты жалуется судье, а потом требует супервайзера.

Или Рейлли Опелке не нравилось, что судьи на линии якобы не замечают ауты. Он вызывает супервайзера.

Или игрок считает, что у него украли очко на переигровке после ошибки судьи. «Супервайзера!»

В общем, когда игрокам не нравятся решения судьи на вышке, они вызывают супервайзера. Вот только никакого смысла в этом нет. Случаи, когда супервайзер отменяет решение судьи на вышке – единичны, в рамках статистической погрешности. В основном они отвечают что-то в духе «я все понимаю, но это решение судьи на вышке».

По факту супервайзер во время матча принимает только одно решение – о дисквалификации игрока. Во всех остальных случаях он ссылается на судью на вышке.

После матча ситуация другая – там можно оспаривать решения судьи, добиваться отмены штрафов. Но результаты конкретных розыгрышей и мелкие решения арбитров супервайзер точно отменять не станет.

3. Теннисисты – патологические лжецы.

Например, Александр Бублик может кинуть ракетку в корт, а после этого несколько минут убеждать судью, что она выпала у него из руки – и штрафовать за такое нельзя. И еще злорадствовал – несколько раз специально ронял ракетку и спрашивал: «Это тоже штраф?»

Андрей Рублев любит матюгнуться по-русски – а потом доказывать судье, что он вообще не ругался. Хотя всем, кто говорит на русском, было очевидно, что он матерился.

Карен Хачанов однажды долго убеждал судью, что не существует другого способа сказать «пойти в туалет», кроме как «take a shit» («посрать»). Это ему не понравилось, что ему дали предупреждение за слово «shit» – и он хотел доказать, что в нем нет ничего плохого.

Бесчисленными были случаи, когда игроки говорили, что ошибочный выкрик судьи повлиял на их удар – хотя на повторах было видно, что судья крикнул через секунду после их контакта с мячом. Но переиграть очко так хотелось, что восприятие, видимо, искажалось.

4. За слово «fuck» получить предупреждение сложнее, чем за мат не на английском. Сколько было матчей Ника Кириоса или Рейлли Опелки, когда они постоянно и рядом с микрофонами ругались на родном языке. А потом судья все же давал им предупреждение – и они возмущались!

И столько же было случаев, когда одна puta, mierda или «#####» сразу приводили к предупреждению.

5. Как же красиво Аслан Карацев бил ракетки!

6. Каспер Рууд – образец чистой игры. Например, в финале US Open-2022 он поправил судью, который посчитал, что Карлос Алькарас не успел добежать до его дропшота до второго отскока. Хотя никакой возможности это проверить у испанца не было, ВАР в теннисе тогда не существовало.

В целом, даже если у Рууда есть техническая возможность как-то использовать ошибки судьи в свою пользу, он никогда ею не пользуется – а играет по справедливости.

7. В WTA-туре есть судья Дженни Чжан – худший арбитр в мире. Сколько бы раз ни возникали ситуации, когда ей нужно вспомнить ход предыдущего розыгрыша или действия игроков – она никогда не помнит ничего.

Если бы я был теннисисткой, то очень не хотел бы видеть ее на своих матчах.

8. А если бы я был судьей, то очень не хотел бы работать на матчах Дамира Джумхура – потому что он бывает невыносимым. Один раз он так запиликал судью постоянными жалобами, что тот в ответ на очередное нытье спросил: «Ты слепой?»

Да, это было грубо – и это дало Джумхуру новые возможности. После этого он жаловался дальше, но еще и приговаривал что-то в духе «я, конечно, слепой».

9. Любимая фраза всех судей, которая бесит всех игроков – «я понимаю». А если точнее, их бесит посыл «я понимаю твое недовольство, но сделать уже ничего не могу».

10. Высокомернее всех ракетку кидала Камилла Джорджи. Он ее запускала низко, так что она улетала далеко от нее – и итальянка оставляла ее на корте. Чтобы кто-нибудь из болбоев убрал. Как прислуга.

11. Внезапно открылись воспоминания о таких игроках, как Эрнест Гулбис, Стефан Козлов, Кристина Макхейл и многих других. Они запрыгивали в топ на год-два-три или проводили пару ярких матчей – а потом исчезали.

12. Для многих игроков концепция предупреждений – темный лес. Например, Алехандро Давидович-Фокина думал, что за брань и выбитый с корта мяч дают одинаковые предупреждения. Поэтому на «Уимблдоне» он получил штраф на очко на матчболе. А потом спрашивал у судьи: «А они не сгорают?»

13. Гаэль Монфис – душка. Он всегда старается не обидеть соперника и не создать ему дискомфорта. Правда, получается не всегда.

Например, в Цинциннати в 2022-м он играл с Андреем Рублевым, ему было плохо, он вызвал врача. Но специально проговорил, что не хочет брать перерыв перед подачей Рублева, чтобы не сбивать его с ритма.

В итоге в гейме перед перерывом он сделал брейк. И Андрею это не понравилось, он кричал, что Монфис берет больше всех медперерывов. Но в итоге Гаэль его успокоил, и они помирились.

И так у Монфиса в зрелости – всегда.

14. Ник Кириос эталонно влез в голову только одному топ-сопернику – Циципасу. Грек – наверное, единственный игрок элиты, на которого действуют выходки австралийца.

А так было очень смешно заново смотреть, как Кириос бесновался в Майами, а в это время Янник Синнер спокойно сидел и вообще не обращал на это никакого внимания.

15. Игроки думают, что если что-то не происходит регулярно, то это не может произойти никогда. Если конкретно – зашаги.

Сколько раз мы слышали после зашага на подаче: «Это первый раз в моей жизни. Я вообще стопу не двигаю». А потом оказывается, что стопу все же двигают – и заскочить на линию во время подачи она все же могла. Например, так было с Кириосом в Хьюстоне. Он минут пять доказывал, что никогда в жизни не двигал стопу во время подачи. А потом показали такой повтор.

Мог ли он в этот момент наступить на линию? Конечно.

16. Чаще всех скандалят Юлия Путинцева, Алена Остапенко и Бенуа Пэр. Недооцененный скандалист – Йошихито Нишиока, который регулярно психует, ломает ракетки и спорит с судьями.

17. Иногда судьи натурально мстят игрокам. Например, после кучи споров вдруг видят аут там, где мяч на полметра в корте (это реальный случай из матча Дамира Джумхура). Или был случай, когда Томас Свини с кайфом вынес предупреждение Камиле Джорджи за поведение ее отца и оштрафовал на гейм – после того, как они весь матч его доставали.

18. Частый спор – принимающему игроку кажется, что подающий слишком быстро действует между розыгрышами. Например, подающий готов снова подавать через 5 секунд, а принимающий готов принимать – через 15.

И тут возможны два сценария. В первом подающий жалуется – потому что, по правилам, игра идет на скорости подающего. И судья может возразить ему: да, на твоей скорости, но там прописано, что она должна быть «разумной».

Во втором судья просит принимающего ускориться. И тот жалуется, что подающий нереально быстр.

19. Даниэль Коллинс спорит с судьями так, будто бы она вызвала менеджера в магазине.

20. Игроки в целом не очень хорошо знают правила. Например, однажды судья объяснял Даниилу Медведеву, что зашагнуть на подаче можно не только за заднюю линию, но и за проекцию средней.

Регулярно возникают вопросы, что нельзя сразу выносить официальное предупреждение за затяжку времени – сначала нужно «мягкое» предупреждение, устное.

Многие думают, что если ты ругался на себя, нецензурная брань не считается.

Ну или делают вид, что так думают.

21. Мое любимое правило – если игрок берет туалетный перерыв, он обязан сходить в туалет. Точнее – зайти в кабинку и потом смыть. Потому что рядом с дверью стоит судья, который за этим следит, и если игрок этого не сделает, то получит предупреждение за неспортивное поведение. 

22. Многие игроки считают, что, если судья принимает решение, которое им не нравится, то он пытается попасть в центр внимания. Зафиксировал зашаг – хочет внимания. Пожаловался на брань – хочет внимания. Наказал за сломанную ракетку – хочет внимания.

Фото: Gettyimages.ru/Justin Setterfield, Clive Brunskill, Mike Hewitt, Shaun Botterill