Что нужно знать о Мэдисон Киз – внезапной финалистке Australian Open
Мэдисон Киз на Australian Open остановила казавшуюся неудержимой Игу Швентек и второй раз вышла в финал «Большого шлема». Вспоминаем главное об американке.
Профессионал больше половины жизни
По легенде, Киз захотела играть в теннис, когда в четыре года увидела Винус Уильямс на «Уимблдоне» – ей понравилось ее платье. Первой ракеткой, которую Мэдисон взяла в руки, была ракетбольная, но вскоре она уже играла в теннис (единственная из четырех сестер). Заниматься постоянно Мэдисон начала дома в Иллинойсе в семь лет, в девять – выступать на турнирах.
Когда Мэдисон было 10, мама Кристин ушла из юридической фирмы, где работала с мужем и папой дочерей Риком. Кристин с детьми переехали во Флориду, где Мэдисон стала тренироваться в академии Крис Эверт под руководством брата 18-кратной чемпионки «Шлемов» Джона.
По юниорам Киз входила в топ-20, но больших титулов не брала и до решающих стадий «Шлемов» не доходила – потому что профессионалом стала в 14 лет, первый взрослый турнир выиграла в 15 и уже в 16 с юниорским теннисом закончила.
В том же году Мэдисон по wild card дебютировала в основе «Шлемов» на US Open, прошла один круг, и The New York Times очень хотела представить ее, Слоун Стивенс и Тэйлор Таунсенд преемницами сестер Уильямс, открывших чернокожим девочками двери в теннис. Рик Киз тогда встретил такой сюжет без особого энтузиазма, подчеркнув, что его дочь заинтересовалась теннисом из-за платья, а двери ей открыла в первую очередь адвокатская зарплата родителей.
С 12 лет делит агента с Шараповой, попросила Линдсей Дэвенпорт тренировать ее
Еще дольше, чем играет профессионально Киз работает с Максом Айзенбадом – вице-президентом IMG, сделавшим себе имя на ведении дел Марии Шараповой и позднее превратившим в миллионерш Ли На, Эмму Радукану и Игу Швентек. Благодаря Айзенбаду у Киз с 14 лет были контракты с Nike и Wilson, а также она вслед за Шараповой стала первой американкой среди амбассадоров Evian, представляла Volvo и витамины Thorne.
В чем у Киз постоянства не было, так это в тренерах. После шести лет в академии Эверт, где она работала и с Джоном, и с Крис, Мэдисон за 15 лет карьеры сменила не меньше 12 тренеров. Среди них были и бывшие члены команды Шараповой Томас Хогстедт и Дитер Киндльманн, и Дэвид Тэйлор, и Матс Виландер.
Самым громким именем из тренеров Мэдисон была, конечно, трехкратная чемпионка одиночных «Шлемов» Линдсей Дэвенпорт – в 2014-м Киз обратилась к ней с предложением, от которого та не смогла отказаться, несмотря на четверых детей и недавно перенесенную операцию. Постоянным тренером Дэвенпорт не стала в силу избытка других обязательств, но все равно считается, что на теннис Киз она сильно повлияла – вскоре после начала работы Мэдисон на Australian Open-2015 впервые вышла в полуфинал «Шлема», пройдя трех более рейтинговых соперниц, включая Петру Квитову, Винус Уильямс и Кейси Деллакуа, десять лет спустя бравшую у нее интервью на корте после победы над Швентек.
Мэдисон, в итоге проигравшая Серене, тогда рассказывала, что мама шлет ей эмодзи старушки, потому что она проводит последний «Шлем» в качестве тинейджера; десять лет и еще один проигранных шлемовых полуфиналов спустя Киз за месяц до 30-летия все-таки добралась в Мельбурне до титульного матча. В промежутке она дебютировала в финале «Шлема» на US Open-2017 – без борьбы проиграла Слоун Стивенс, но на дистанции осталась более релевантной силой в теннисе. На Tennis Forum однажды даже обсуждали, что из всех игроков, никогда не стоявших в топ-5, у Киз лучшая шлемовая карьера. И это было до нынешнего AO, где она установила рекорд по перерыву между двумя первыми финалами «Шлемов» (7,5 лет).
Много страдала из-за травм
Киз выиграла девять титулов WTA (в том числе прямо перед этим Australian Open), включая один «тысячник», при этом ее карьере сильно мешали травмы. У нее были две операции на запястье и разные другие проблемы, из-за которых она пропускала соревнования. Только по ходу турниров она снималась 18 раз (трижды – со «Шлемов»).
Все, кто видел, наверняка не забыли матч Киз, тогда 17-й ракетки мира, в 1/8 финала Australian Open-2016 против квалифаера Чжан Шуай. Киз тогда выиграла первый сет, но в начале второго повредила ногу и до конца матча очевидно чувствовала себя все хуже и хуже. Проиграв два оставшихся сета, американка покидала корт, рыдая, и потом не играла до весны. Некоторые тогда сочли такую самоотверженность антирекламой тенниса, но Киз решение доиграть матч, несмотря на травму, защищала: «Во-первых, я ненавижу сниматься. Во-вторых, нехорошо так портить человеку выход в четвертьфинал «Шлема».
Перед Australian Open сменила семейное положение и ракетку
В 2017-м Киз оказалась соседями по жилому комплексу во флоридском Орландо с Бьорном Фратанджело – соотечественником, в 2011-м обыгравшим Доминика Тима в финале юниорского «Ролан Гаррос», а годом раньше зашедшим в топ-100 ATP. Они стали парой и пять лет спустя обручились. Карьера Фратанджело, который старше Киз на полтора года, к тому времени уже подошла к концу, и она, в очередной раз оставшись без тренера, попросила его себя потренировать. Первый же совместный турнир Киз выиграла, и с тех пор Фратанджело стал ее постоянным тренером.
В конце 2024-го Киз и Фратанджело поженились, а еще до тех пор он убедил ее сменить ракетку: уйти от Wilson, который на данном этапе ее карьеры перестал ей подходить, к Yonex и отказаться от натуральных струн. Из доверия к нему она согласилась попробовать – и поняла, что он был прав. Но на тот момент у Мэдисон еще не истек контракт с Wilson, так что несколько матчей в конце года она провела с Yonex, выкрашенной в черный.
Переходу к Yonex сильно сопротивлялся Айзенбад, традиционно считающий смену ракетки неоправданным риском, особенно для возрастных игроков. Даже после удачных межсезонных испытаний он отказался заключать контракт с новым экипировщиком из опасений, что Киз потом об этом пожалеет. И только после победы Мэдисон в Аделаиде Айзенбад перестал сомневаться и написал ей: «Ну теперь, наверное, могу договариваться с Yonex».
В качестве жеста доброй воли Киз уже на Australian Open играет брендированной ракеткой, несмотря на отсутствие контракта. Если в субботу она заберет титул у Арины Соболенко, недополученные за это деньги будут ее последней проблемой.
Вау, после всех разгромов Швентек выбили с Australian Open. С Соболенко за титул сыграет Киз
Фото: Gettyimages.ru/Gary M Prior, Jim McIsaac, Clive Brunskill, Elsa, Darrian Traynor; instagram.com/madisonkeys/; Patrick Hamilton/Global Look Press
нет не заберет, расходимся
Не очень верю в этот результат, вспоминая отвратительный финал в Америке, но надеюсь, что психологически не сломается.
Красивого нам тенниса!