Кто может помешать Швентек выиграть 4-й «Ролан Гаррос»?
В главном теннисном подкасте The Tennis Podcast есть мем о том, что попасть на Жасмин Паолини на большом турнире – это хорошая сетка. Так один из ведущих назвал итальянку в начале этого сезона, когда она уже была сеяной Australian Open, – имея в виду, что под защитой посева иногда в глубину сетки проходят игроки, которые иначе вряд ли бы там оказались.
Долгоиграющей шуткой этот момент стал в следующие полгода, за которые 28-летняя Паолини впервые:
● на Australian Open дошла до второй недели «Шлема»,
● в Дубае выиграла тысячник WTA, после чего дебютировала в топ-20,
● в Риме выиграла тысячник WTA в паре,
● на «Ролан Гаррос» обыграла теннисистку топ-10 на «Шлеме», вышла в финал «Шлема» и гарантировала себе дебют в топ-10.
В результате вряд ли сейчас кто-то назовет встречу с Паолини на большом турнире благоприятной сеткой. А как она к этому пришла?
***
Паолини родилась в 1996-м в маленьком тосканском городе Кастельнуово-ди-Гарфаньяна и провела детство неподалеку в Баньи-ди-Лукке. Ее отец Уго – итальянец и любитель тенниса, мама Жаклин – преподавательница танцев и уроженка польского Лодзя, чей папа – из Ганы. Одри Хепберн про куда менее экзотичный этнический коктейль сказала однажды: «Будь я собакой, у меня были бы большие проблемы».
Паолини интерпретирует свое происхождение более прямолинейно: «Моя ганская часть – это, наверное, моя скорость [на корте]. Польская – целеустремленность. Но еще у меня итальянская энергетика! Это микс. Я очень им горжусь». Паолини понимает польский и немного говорит на нем, так что польские теннисистки Магдалена Фрех и Ига Швентек, с которой Жасмин поборется за титул «Ролан Гаррос», общаются с ней по-польски – Паолини, знающая язык от мамы, только просит говорить помедленнее.
В теннис Паолини начала играть в пять лет под влиянием отца и его брата Адриано (также рассматривала плавание). По юниорам Жасмин поднималась на 70-е место в мире, первый профессиональный турнир провела в 15 лет, тогда же ее впервые пригласили в национальный теннисный центр под Пизой.
Первый профессиональный титул, скромный 10-тысячник ITF, Паолини взяла довольно поздно – в 18. До уровня WTA она тоже росла долго: первую победу в основе WTA она одержала только в 22, первый полный сезон в туре провела в 23. По его итогам она незадолго до 24-летия дебютировала в топ-100.
В отсутствие быстрого успеха вера Паолини в себя росла медленно. Первые годы в WTA она вообще доверяла себе только на грунте (первый раз сыграла на харде в 14 лет). Осознание, что она способна показывать результаты и на харде, пришло к ней в 2021-м, когда она выиграла на нем первый титул WTA. В 2023-м, когда Жасмин сыграла в двух финалах WTA, подоспело еще одно – что результаты могут быть стабильно высокими.
Прогресс Паолини был очень размеренным: начиная с 2020-го она заканчивала сезоны WTA 95-й, 53-й, 59-й и 30-й ракеткой мира и по разу обыгрывала соперниц из топ-10 в 2022-м и 2023-м. Но очевидно, именно такой постепенный рост и подготовил качественный рывок, который Паолини совершила за последний год: чтобы все элементы ее игры вышли на нужный уровень и сложились воедино, нужно было время.
Почти все это время Паолини работает под руководством Ренцо Фурлана, экс-19-й ракетки мира и чемпиона двух турниров ATP, который в 2010-м привел Франческу Скьявоне к победе на «Ролан Гаррос». Он рассказывал, что при знакомстве десять лет назад сразу увидел в Жасмин большой потенциал: в глаза бросались ее техничность и скорость, а также мощь (несмотря на то, что рост Паолини – неатлетичные 163 см).
Годы работы принесли большой результат три месяца назад в Дубае, где Паолини взяла крупнейший титул в карьере (обыграв в финале Анну Калинскую, которой месяцем раньше проиграла на Australian Open). Благодаря той победе Жасмин обошла лучший рейтинг тренера и потом призналась, что, хоть никогда об этом и не говорила, про себя такую цель ставила.
После Дубая форма Паолини пошла на спад, так что на трех грунтовых турнирах перед «Ролан Гаррос» она выиграла только четыре матча, а дома в Риме так вообще проиграла в первом же круге. Но в Париже 12-я сеяная как настоящий топ благополучно вкатилась в турнир, так что к матчам с опытными (Андрееску, Рыбакина) и вдохновленными (Аванесян, Андреева) соперницами подошла в тонусе и трех решающих партиях отдала пять геймов. В четверть- и полуфинале против Рыбакиной и Андреевой Паолини снова взяла реванши: на грунте Штутгарта и Мадрида итальянка проиграла, а на «Ролан Гаррос» наоборот победила.
Благодаря выходу в финал Паолини стала третьей теннисисткой за последние десять лет, на «Ролан Гаррос» вышедшей в дебютный шлемовый финал после 28-летия (также Люция Шафаржова и Анастасия Павлюченкова), и пятой итальянкой в топ-10 мирового рейтинга. Теперь ей предстоит самая сложная задача – обыграть в Париже Игу Швентек. Оба предыдущих матча выиграла полька – но, как мы уже поняли, Паолини сейчас в реваншистском настроении и не особо хорошая сетка.
Мирра – самая молодая полуфиналистка «Шлема» за 27 лет!
Фото: instagram.com/jasmine_paolini; Gettyimages.ru/Dan Istitene