Ролан Гаррос – человек, а не только турнир. Кем он был?
Биография.
Тот, чье имя уже почти сто лет носит крупнейший теннисный грунтовый турнир, никогда не был прославленным теннисистом. Да, Ролан Гаррос когда-то держал в руках ракетку – но только до того, как влюбился в самолеты и решил отдать им жизнь.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/1/41/4acd077294768a5e0ba74765e64ca.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Родился в 9000 км от Парижа, а в 21 год продавал автомобили у Триумфальной арки
Адриен Жорж Эжен Ролан Гаррос родился 6 октября 1888 года на небольшом острове Реюньон – заморской территории Франции, которая расположена в Индийском океане недалеко от Мадагаскара. Его родители были французами, отец работал адвокатом. До возвращения на историческую родину Гаррос успел пожить еще и в Хошимине (Вьетнам), который тогда был колонией Франции.
Но потом отец решил отправить его учиться в элитный интернат в Париже – чтобы туда попасть, Ролану пришлось одному в 11 лет плыть на корабле до Франции. Позже он вспоминал, как плакал от злости на отца и от грусти по матери.
По дороге он подхватил пневмонию, и, чтобы ее вылечить, Гарроса перевели в школу на Лазурном побережье. Там же он полюбил спорт – активно участвовал в соревнованиях по легкой атлетике, футболу и велосипедных гонках. Во время летних визитов к друзьям семьи в Англию он в качестве развлечения начал играть в теннис.
В 21 год, после окончания Высшей коммерческой школы Парижа, Гаррос открыл бизнес. Он начал продавать автомобили на Елисейских полях в Париже, недалеко от Триумфальной арки. А вообще Гаррос играл на пианино и мечтал давать концерты.
Но Гаррос увлекся сначала мотоспортом, а потом в его жизни появились самолеты. В 1909-м он посетил авиашоу, на которое его позвал друг, а после этого купил самолет за 7500 франков (примерно 4,5 млн нынешних рублей) и начал учиться им управлять.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/d/a7/1ec2c5f0341f396c931e65d73c687.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
«Демуазель», который взял Гаррос (на фото), – экспериментальный и очень хрупкий самолет из ткани и связанных между собой частей бамбука. Но летчик даже не успел взлететь на нем в небо. Во время первого выруливания на полосу он не заметил садившийся на поле более крупный биплан – и тот буквально снес Гарроса. Летчик не пострадал, но «Демуазель» была уничтожена. Правда, владелец разрушившего ее биплана купил Гарросу новую.
Первым перелетел Средиземное море, а потом ночью вылез в окно ванной и улетел от немецкой тюрьмы
К началу Первой мировой войны Ролан Гаррос уже был авиазнаменитостью. Он выигрывал гонки и бил рекорды. В сентябре 1911-го он установил рекорд высоты в 3 950 м, в 1912-м поднялся на 5 600 м. Спустя год он стал первым человеком, перелетевшим через Средиземное море. Гаррос затратил 7 часов 47 минут на 800-километровый перелет с юга Франции в Тунис. Тогда он был на грани – топлива хватило бы только на восемь часов в небе. Когда Гаррос приземлился, в баке оставалось всего пять литров.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/4/11/d8621c40c40fcb1e3018e332f683c.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Первая мировая война застала Гарроса врасплох. В августе 1914-го он был в Берлине – участвовал в шоу и учил военной авиации. Его посадили под домашний арест, но ночью он вылез через окно ванной и улетел на своем самолете обратно во Францию. Для летчика это было единственной и очень рискованной возможностью – тогда в темноте никто не летал, поэтому немецкие службы не отслеживали ночные полеты.
Ролан Гаррос не должен был идти на фронт. Но он оказался слишком убежден в том, что именно воздушные войска сыграют ключевую роль в войне. В 1914 году он записался добровольцем и отправился воевать – конечно, на самолете.
В то время боевая авиация была в самом начале развития, и бои на самолетах были малоэффективными. Пока пилот управлял истребителем, второй человек находился сзади и держал пулемет, пытаясь обстреливать вражеские самолеты. Шансы на попадание по противнику были очень низкими – и Гаррос вместе с авиаконструктором Раймоном Солнье начали придумывать, как это доработать.
Хотел как лучше, но случайно помог противникам
«Победа принадлежит самым упорным», – этот афоризм Гаррос настолько любил, что нанес его на свой пропеллер (а сейчас он написан на трибуне центрального корта «Ролан Гаррос»). И летчик действительно руководствовался им в жизни – вместе с Солнье они улучшили истребитель. Теперь пулемет выходил по центру пропеллера самолета (на фото), что помогало точнее бить по противникам.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/4/9a/93d62bb674977b0abb3738d81db78.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
После того, как Гаррос начал летать на новом истребителе, он меньше чем за три недели сбил три немецких самолета – при том, что у ВВС Франции вместе с достижениями Гарроса их было всего пять. Во время попытки сбить четвертый самолет его двигатель отказал – по разной информации, он либо сам вышел из строя, либо получил повреждение от противника. В итоге летчику пришлось приземлиться в оккупированной Бельгии.
У него оставался только один выход: нужно было сжечь уникальную конструкцию, пока та не попала к врагам. Успел ли Гаррос это сделать – неизвестно. По некоторым данным, его схватили слишком быстро, а по другим – он успел развести огонь, но пламя разгорелось недостаточно быстро, и прибывшие немцы огонь потушили. Но в итоге пилот попал в плен, а бронированный винт и пулемет – к нидерландскому авиаконструктору Антону Фоккеру, который тщательно их изучил. Именно Фоккер основал одноименную компанию, просуществовавшую больше ста лет, вплоть до 1996 года – и их самолеты летают до сих пор.
Фоккер улучшил изобретение Гарроса, и его стали серийно устанавливать на истребители «Фоккер» – это запустило стремительное развитие всей отрасли. Случился «Бич Фоккера» (Fokker Scourge), когда немецкая авиация доминировала в небе почти год – с лета 1915-го по весну 1916-го.
Голливудский побег ради возвращения в небо
Из плена француз передавал зашифрованные сообщения на родину, а оттуда получил в ручках двух теннисных ракеток карту Германии и фетровую шляпу, с помощью которой он надеялся сбежать незамеченным.
Ролан Гаррос освободился из плена в феврале 1918-го. Тогда он познакомился с летчиком Ансельме Маршалом, вместе с которым они втайне сшили форму немецких офицеров и бежали. «Они спали на кладбище, провели полдня в кинотеатре, смешались с толпой и, наконец, после многочисленных попыток пробрались через Нидерланды, добрались до Лондона и вернулись в Париж, где их ждали как героев», – рассказывал Мишель Гиттар, глава музея французской теннисной федерации.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/b/9f/0b3d7f88d4467976b8100fdab210c.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Когда Гаррос вернулся из плена, он сразу захотел вернуться в небо. Он заявил, что ему нужно «войти в курс новых разработок». Гаррос сказал: «Знаете, это как возвращение из могилы. Приходится учиться всему заново».
В последнюю битву он отправился за день до 30-летия, 5 октября 1918 года. Он сражался против немецких «Фоккеров» – улучшенной версии когда-то изобретенного самим Гарросом истребителя. Но к смерти привело разрушение его собственного самолета: «Есть версия, что заклинил один из его пулеметов или что он сам его и заблокировал, разрушил свой пропеллер и стал жертвой собственного изобретения».
Но при чем здесь теннис?
В 1927-м четыре французских теннисиста, среди которых был Рене Лакост, выиграли Кубок Дэвиса – и в следующем году турнир должен был пройти во Франции. По этому случаю построили тот стадион, на котором сейчас проходит «Ролан Гаррос». Его нужно было возвести очень быстро – всего за девять месяцев.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/a/e3/70be47e5445dc90caeeb405e697d0.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Статуя Гарроса на территории «Ролан Гаррос» (2021)
Этим занялся Союз французских обществ атлетических видов спорта. Тогда ее главой был друг Гарроса Эмиль Лесьер, с которым они вместе учились в Высшей школе и играли в регби.
В 1920-х авиация стремительно развивалась, а о Ролане Гарросе стали понемногу забывать на фоне новых рекордов французских летчиков. Лесьер в память о друге поставил одно условие: он вложится в строительство, но стадион должны назвать в честь Гарроса.
И теперь каждый год теннисисты сражаются за один из «Больших шлемов» на турнире, увековечившем имя летчика-героя.
Фото: Gettyimages.ru/Branger/Topical Press Agency, Hulton Archive; twitter.com/BenRothenberg; instagram.com/rolandgarros
А Николай II жил в Ленинграде.
И вот что интересно, читая биографии. Раньше люди другими что ли были? Увлекабщиеся, лёгкие на подъём. Куда-то стремились, рисковали, открывали новые миры. Дух приключений и авантюризма был. А сейчас такое найти сложно.
Roland Garros (/ga.ʁos/) est un aviateur français...
Eugène Adrien Roland Georges Garros (French pronunciation: [ʁɔlɑ̃ ɡaʁos]...