Кто сделал Марию Шарапову
Юрий Шарапов
Конечно, родители, играют ключевую роль в жизни любого человека, но именно Юрий Шарапов предопределил судьбу Марии. Именно с ним она играла в парке, когда ей было четыре года (играла, кстати, ракеткой, подаренной отцом Евгения Кафельникова). Все то хорошее, что он сделал для Марии, она прекрасно суммирует сама:
«Мой отец никогда не считал себя бедным. С теми средствами, с которыми мы приехали в Америку, мы могли остаться дома и жить нормально. У моих родителей была бы нормальная работа, я бы ходила в школу, и они обеспечивали бы меня всем необходимым. Но они пожертвовали своей спокойной жизнью ради моего таланта, который разглядели другие люди, – сами, конечно, они в этом не разбирались. Для папы теннис был хобби, а маме вообще до него дела не было. И они приняли это решение – уехать из своей страны туда, где теннис более развит, где больше возможностей. Это трудно. Но я думаю, что он верил, что даже один трофей, один лишний доллар, одна победа стоили того».
Но было и то, без чего Мария прекрасно могла бы и обойтись. Например, эпатажное поведение на трибунах (как-то раз Жюстин Энен лично жаловалась главе WTA после того, как Юрий поднялся со своего места и ребром ладони провел по горлу), конфликт с отцом Анны Чакветадзе Джамалом (который разрешился, по словам Шамиля Тарпищева, «распитием по рюмочке» и поцелуями), испорченные отношения с Анастасией Мыскиной, которая даже отказывалась играть за сборную, если в ней будет Шарапова (правда, сейчас Шарапова будет играть в сборной, которой Мыскина руководит), и многое другое.
Однако Марии удалось мягко, но эффективно отстранить отца от дел, и сейчас он в основном занимается своими заботами, а за дочкой наблюдает по телевизору.
«После того, как я выиграла третий турнир «Большого шлема», папа сказал мне, что любит ходить в походы и кататься на лыжах и хотел бы продолжить это. Сейчас он наслаждается своей жизнью».
И даже после победы Марии на «Ролан Гаррос»-2012 у него не было времени поговорить с дочерью.
«Я позвонила папе, он сказал: «Молодец. Я тут на велосипеде, так что перезвоню попозже». Я: ну ладно... Такая вот прекрасная семейная поддержка. Просто ветер в спину. Нет, вообще, он был очень рад. Но на велосипеде».
Но самым главным достижением родителей Мария называет не все жертвы на алтарь ее тенниса, а то воспитание, которое они ей дали.
«Родители научили меня, что самое главное – быть хорошим человеком, а уже потом – профессионалом, и слово «теннис» тут ни при чем».
Елена Шарапова
Неизвестно, закончила бы Мария образование, если бы не ее мама Елена. Мама контролировала учебу будущей звезды, и в пламенной речи «Я не просто так…» ей посвящена отдельная строка:
«И, конечно, я не зря сидела за кухонным столом после обеда, доводя до совершенства сочинения по русскому и примеры по математике прежде, чем они встретятся с моей мамой».
И вообще Мария считает, что с мамой ей безумно повезло: «Она самая лучшая мама – ох, если бы я была хоть капельку, как она. Мне очень повезло. Она оказывает такое хорошее влияние на меня, она очень спокойная. Конечно, ей важно, как идут мои теннисные дела, но ее взгляд на жизнь вообще, ее присутствие мне очень важны... Мы говорит обо всем – о делах, жизни, друзьях». Именно мама была рядом с ней в самые сложные моменты, включая болезненное расставание с Сашей Вуячичем.
Мартина Навратилова
Когда Марии было шесть, она в Москве посетила мастер-класс великой Мартины Навратиловой. Именно Навратилова, разглядев талант девочки, посоветовала Шараповым попробовать счастья во флоридской академии Ника Боллетьери. И этот шаг определит дальнейшую судьбу россиянки.
Кстати, Навратилова вдохновила на теннисную карьеру не только Шарапову. В свое время она организовала первый урок тенниса для Мирославы Вавринец, которая теперь гордо носит фамилию Федерер.
Роберт Лэнсдорп
А в Америке Шарапова попала в заботливые руки одного из самых успешных юниорских тренеров – Роберта Лэнсдорпа. Как рассказывает сам Роберт, на него вышли люди из IMG (у Шараповой к тому времени уже был контракт с компанией), и организовали просмотр, по итогам которого ему не понравился удар Марии справа. Зато ее настрой и чувство корта таки убедили его начать с ней работу.
И Роберт до сих пор в восторге от Марии. «Я около нее душой отдыхаю. Не буду говорить, что люблю ее, как дочь, это высокопарные слова. Но она – одна из самых добрых и приветливых людей, кого я знаю. Замечательная девочка».
Как говорит Шарапова, главное, что ей дал Лэнсдорп – это тысячи и тысячи выполненных ударов из разных ситуаций, которые позволили довести весь процесс выполнения удара чуть ли не до автоматизма. «Несмотря на все негативные моменты, я верила, что Роберт может мне помочь, и не жалею ни об одной минуте нашей работы. При всей своей суровости и жесткости он был, наверное, самым честным и реалистичным человеком как в теннисе, так и в жизни. Может, иногда он перегибал палку, но именно вместе с ним я выполнила тысячи ударов, благодаря которым научилась играть».
Ник Боллетьери
Как и чуть ли не половина лидеров теннисных туров, Мария прошла кузницу талантов Ника Боллетьери. Там она познакомилась с доброй половиной будущих соперниц, там она начала проявлять свой знаменитый характер, однажды заявив, что ее любимый стиль игры – ее собственный. А история о том, как Шарапову ставили тренироваться с мальчиками, чтобы они не расслаблялись, а она их обыгрывала, уже стала легендой. И кто знает, в кого бы выросла Мария, если бы не эта атмосфера военного лагеря, с которым многие сравнивают академию Боллетьери.
Макс Айзенбад
Несмотря на то, что агент Марии утверждает, что он просто везунчик, которому удалось зацепиться за безумно талантливую теннисистку и спаразитировать на ее успехах, все сходятся во мнении, что он один из самых влиятельных людей в теннисном мире.
Да и факты подтверждают, что он не просто паразит: Шарапова является самой высокооплачиваемой спортсменкой мира, зарабатывает в год примерно 20 миллионов долларов и постоянно заключает новые мощнейшие контракты (последним было соглашение с концерном Porsche). Ее соглашение с Nike, рассчитанное на 8 лет, принесло ей 70 миллионов долларов – это самый дорогой контракт в женском спорте. Получается, что кое-что Макс все-таки умеет.
Он же является партнером Марии в ее конфетном деле: Sugarpova является их совместным детищем, которому Айзенбад, по собственным словам, на первых этапах уделял 60% своего времени. Да и вообще Мария и Макс уже не просто партнеры, а настоящие друзья. Например, агент так заботится о Шараповой, что постоянно противится ее редким поездкам в сборную России в Кубке Федерации.
Майкл Джойс
С Майклом Джойсом Шарапова познакомилась в 2003 году, когда искала себе спарринг-партнера. И постепенно он стал заменой Лэнсдорпа на посту тренера Марии. Именно с Джойсом россиянка за шесть с половиной лет выиграла три «Шлема», стала первой ракеткой мира и превратилась в икону спорта. К тому же за это время они стали хорошими друзьями, и есть история, которая прекрасно это иллюстрирует. После того, как у Джойса умерла мать, он в одном из разговоров с Шараповой вспомнил, что обычно именно она занималась рождественским шопингом, и он совсем не знает, что вообще нужно делать. В результате Мария сама поехала, накупила подарков и даже помогла их завернуть.
Но в начале 2011 года «любовная лодка разбилась о быт». Профессиональные отношения себя исчерпали, и Шараповой для возвращения на вершину нужны были новые люди и новые эмоции. На прощание Джойс дал своей подопечной следующее наставление: «Я сказал: «Если ты думаешь, что Джимми Коннорс, или Хогстедт, или я можем выйти и вернуть тебе былую уверенность, то ты ошибаешься. Я сказал ей: ты можешь бросить теннис и начать новую прекрасную жизнь или можешь быть 15-й ракеткой мира и довольствоваться этим. Или ты можешь начать сама отвечать за себя и перестать перекладывать ответственность на других и ждать от них ответа на свои вопросы».
Теория струн. Эссе о физике и метафизике тенниса. Часть I
Томас Хогстедт
А сменил американца на тренерском посту хладнокровный швед Томас Хогстедт, уведенный у Ли На. Первые месяцы работы с Хогстедтом вызывали больше вопросов и недоумения, чем давали ответов и надежд. Но потом дело пошло получше – Мария стала, как завещал Джойс, спокойнее, что само по себе начало давать результат. А потом она и играть начала здорово, что добавило в ее копилку титул «Ролан Гаррос», три финала «Шлемов» и постоянное место в Топ-3 рейтинга.
Но главным достижением Хогстедта можно назвать обновление игры Шараповой. Многие эксперты считают, что он перевел его в, скажем так, грунтовое русло – Мария стала лучше строить розыгрыши, уповать не только на грубую силу. И именно на грунте «Шарапова 2.0» добилась своих главных успехов.
Однако в 2013 году после серии неудачных выступлений, кульминацией которых стало поражение во втором круге «Уимблдона», отношения с Хогстедтом были разорваны.
Свен Гренефельд
На какое-то время тренером Шараповой стал Джимми Коннорс, но всем практически сразу было понятно, что долго это сотрудничество не продлится, – так оно и вышло. Полноценной заменой Хогстедту стал голландец Свен Гренефельд, в свое время тренировавший Ану Иванович и других игроков команды adidas.
У многих это назначение вызывало недоумение – например, у Анны Дмитриевой. «Гренефельд опытный, но он никогда никого по-настоящему не тренировал. Он всегда был при ком-то. В отличие от предыдущего тренера, нельзя сказать бездельник, но человек, который не способен вложить свою энергию в другого».
И даже после совместной победы на «Ролан Гаррос» не прекратились разговоры о том, что Шарапова выигрывает за счет старых наработок – в том числе, и наработок Хогстедта. Однако сама Шарапова к Гренефельду, судя по всему, никаких претензий не имеет, а, наоборот, постоянно хвалит его за честность и умение работать в команде.
Тем не менее, главную проблему Марии – проблему Серены Уильямс – Гренефельд не решил. Правда, Хогстедт этого тоже не сделал.
«Он разговаривал с Машей, как Кашпировский с клиентами». Нужен ли Шараповой другой тренер?
Дэвид Алтчек
Доктор Алтчек – лучший в мире специалист по травмам плеча. Именно он летом 2008 обнаружил, что Мария уже несколько месяцев играет с разрывом вращательной манжеты плечевого сустава правой руки. Изначально он предположил, что терапии будет достаточно, но оказался неправ – через 10 недель после начала процедур боль никуда не ушла, и тогда было решено действовать радикально.
15 октября Мария легла под скальпель Алтчека, и он 22 минуты колдовал над ее плечом. По словам Шараповой, операция была простой, и уже через несколько недель основные функции плеча начали восстанавливаться. А вот как обстояли дела с особыми теннисными функциями, все прекрасно помнят. Но именно Алтчек был человеком, обнаружившим проблему и эффективно ее решившим.
Бретт Фишер
А восстановлением Шараповой после операции на плече стал заниматься известный физиотерапевт Бретт Фишер. Мария не раз посещала его лабораторию в Аризоне, где Фишер разработал для нее специальную программу упражнений. Основной проблемой россиянки было то, что плечо оказалось недостаточно сильным для возвращения к тренировкам – и именно с этим ей помог Фишер, разработавший тренировочную программу, которая позволила одновременно эффективно привести плечо в тонус и снова взять ракетку в руки.
Хуан Рекуе
Еще одним важным человеком является физиотерапевт Хуан Рекуе. Бывший врач АТР полностью отвечал за восстановление и физическую готовность россиянки, и он каждодневными занятиями в тренажерном зале привел Марию в лучшую в ее карьере физическую форму.
Но главным достижением Хуана считается возвращение Марии после травмы в 2007 году. Без испанца, который не так давно опубликовал книгу, посвященную тому, как избегать травм, не было бы финала итогового турнира и победы на Australian Open-2008.
Ютака Накамура
Японский физиотерапевт и специалист по физической подготовке начал работать с Марией в декабре-2012. И по словам самой россиянки, именно работа Накамуры стала необходимым элементом ее грунтовых успехов. Японец, несколько лет работавший в Австралии, а до этого тренировавший, в том числе, Дженнифер Каприати и Томми Хааса, научил ее двигаться на скользком грунте. «Движение на грунте сильно отличается от движения на других покрытиях. И работа с Накамурой позволила мне прочувствовать его». А ведь раньше она себя на грунте сравнивала с коровой на льду.
Жером Бьянши
В 2013-м году с Шараповой в качестве физиотерапевта стал работать бывший регбист из Франции Жером Бьянши (на фото внизу справа). Сообщается, что контракт с ним заключен на два года с возможностью продления.
Бьянши довольно активно дает интервью, но при этом, по тому же самому контракту, ему нельзя комментировать здоровье теннисистки. Зато он рассказал о том, как Мария некоторое время работала с Джимми Коннорсом: «Я сразу понял, что ничего не получится. Коннорс приходил за две минуты до тренировки, а потом сразу же уходил. Он не особо вкладывался в работу».
Кроме того, Бьянши рассказал, как справляется с тем, что массирует, между прочим, одну из самых красивых женщин мира. «Когда я начал с ней работать, мне все говорили: «Ого, ты будешь работать с Шараповой, одной из самых красивых женщин мира». Я понимаю такую реакцию, но я смотрю на нее глазами физиотерапевта. Когда я массирую ей бедра, я не воспринимаю ее как объект желания».
А еще он рассказал, что работать с Шараповой приятно, потому что почти любое желание ее команды есть возможность исполнить, но это все равно не Диснейленд. А еще добавил, что в жизни Шарапова щедрая, внимательная и заботливая и совсем не похожа на яростную валькирию, которую мы видим на корте.
Владимир Волчков
В 2011 году во время подготовки к матчу Кубка Федерации Шарапова познакомилась с белорусом Владимиром Волчковым (на фото третий справа). На совместной тренировке Марии понравились плотные удары Волчкова, и вскоре он стал ее спарринг-партнером и тренером-ассистентом. Особенно важную роль Волчков играл в подготовке к матчам на траве.
Уйти из команды Марии Волчкову пришлось в 2013 году из-за проблем с локтем. Сейчас он активно работает в федерации тенниса Белоруссии – занимается с молодежью и трудится на перспективу.
Кстати, Волчков подтвердил то, что отец Шараповой до сих пор помогает ей в тренировках: «У Маши до сумасшествия положительные родители. Очень деликатные, интеллигентные и умные. Отец Марии просто человечище. Он через себя пропускает все жизненные моменты Маши. Мы с ним много общались. Он и в тренировочном процессе часто принимал участие. Выражаю респект ему. Это мои главные впечатления от работы с Машей».
Сесил Мамиит
В 2012 году помог превращению в королеву грунта и филиппинский спарринг-партнер Марии Сесил Мамиит (на фото справа). Его сравнивают с теннисной пушкой, которая стреляет мячами в одну точку, и этому умению приписывают вернувшуюся к россиянке стабильность. А на грунте нет ничего важнее стабильности.
С Шараповой он работал еще в 2011 году, но ушел от нее, чтобы помогать развитию филиппинского тенниса (он вдобавок ко всему являемся капитаном родной сборной в Кубке Дэвиса). Однако в 2012 на самый успешный в карьере россиянки грунтовый сезон он вернулся и в итоге удостоился чести облить новоявленную чемпионку «Ролан Гаррос» победным шампанским.
Дитер Киндльман
Сейчас спаррингом Шараповой работает немец Дитер Киндльман. Он тоже вошел в команду – которая благодаря своему многонациональному составу получила прозвище «Команда ООН» – в 2013, когда у Волчкова начались проблемы со здоровьем.
Свой последний матч в АТР-туре Киндльман провел в 2012 году, а карьеру закончил из-за травмы плеча. После завершения карьеры он какое-то время работал в федерации тенниса Баварии.
Как он сам рассказывает, в команду Шараповой его пригласили по смс, и вначале он посчитал это шуткой и даже не ответил. Но позже получил настойчивую просьбу ответить и уже через несколько дней начал общаться с Томасом Хогстедтом (который тогда еще тренировал россиянку). Однако вхождение в команду Марии прошло не так уж и гладко, поскольку проблемы с плечом не давали Киндльману работать с полной отдачей. Но пока он с ними разбирался, Шарапова ждала – так он ей понравился.
За что мы так любим Марию Шарапову
Фото: Fotobank/Getty Images Sport/Clive Brunskill, Jean Catuffe, Matthew Stockman, Cameron Spencer; Global Look Press, twitter.com/MariaSharapova/elegantevent, facebook.com/Sharapova.
Маурисио был личным тренером Марии в периоде, когда она начала побеждать на турнирах, он ездил с ней по турнирам, он был с ней и во время Уим 2004, когда она победила. Можете увидеть его на видео, когда Мария поздравляет свою команду. Марк был её физио, есть и видео и фото как Мария готовится с ним. Рик помог Марии тогда, когда она и Юрий нуждались. С ним Юрий обсуждал и решил вопрос правша или левша будет Мария. Есть и другие люди, которые помогли Марии... И так далее...
Спасибо большое за пост! Всем, кто помог Марии - вечную благодарность!
а у Маша и чего только в жизни не было, какие удары судьбы ей не приходилось преодолевать.
одна травма плеча и неумение играть на грунте чего стоят
Не боись, когда уйдёт Федерер, начнут больше писать про молодёжь. Про вашего, так сказать, императора - по-прежнему вряд ли :-)