Квитова Universal представляет
Выход в стамбульский финал Петры Квитовой и Виктории Азаренко стал по всем статьям закономерным. Предстартовые фавориты, они и по ходу турнира показывали наиболее качественный и содержательный теннис, хотя эти самые качество и содержание были принципиально разными. Проблески гения Петры затмевались провалами по ходу каждого из проведенных ею матчей и крайней небрежностью в игре на приеме. На данном этапе эти перепады являются, видимо, естественным элементов развития Квитовой как большого теннисиста. Азаренко, напротив, явила собой саму стабильность и расчетливость, достигнув предела этих качеств в полуфинальном матче против Веры Звонаревой. Минимальные усилия, приложенные ею для выхода в финал, могли, однако, иметь и расхолаживающий эффект – уж слишком флегматично и вяло смотрелась Виктория в субботу.
Вот и финальный матч белоруска начала так, будто датчик на ее внутреннем аккумуляторе показывал всего одно деление. Не было в ней той злой заряженности на борьбу и острых реакций, которые Азаренко вообще-то свойственны. А без них ее монотонная игра теряет последние следы агрессивности. Пользуясь таким случаем, Квитова, как и в предыдущих матчах, смогла выиграть первый же гейм на приеме, даже несмотря на три подряд необязательных ошибки.
Азаренко играла как могла, не отходя от задней линии, входя в корт на приеме и, таким образом, рано встречая мяч. Но одной только видимости темпа, не поддерживаемой длиной и весом ударов, против Квитовой было недостаточно. Более-менее в тонус белорусская теннисистка пришла, только когда проигрывала уже 0:5. В этом гейме она выполнила пару хороших подач и обвела заигравшуюся у сетки соперницу. Следом белоруска сделала под ноль брейк.
Петра Квитова, опровергая навешенный на нее хейтерами ярлык «mindless ballbasher», любит и пытается играть разнообразно. Но многие ее решения, принимаемые при игре у сетки или укороченными, являются контрпродуктивными. Например, куда и как играть мячи, падающие в трех метрах от сетки, Петра, кажется, вообще не знает. А вот в более сложных ситуациях, укорачивая с лета или полулета, действует подчас ювелирно. Однако привлекательным качеством ее характера является операционный пофигизм. Даже самый нелепый промах или абсурдное тактическое решение, стоившее ей очка, гейма или сета, не сказываются на уверенности Петры в своих силах.
Этот запас ментальной прочности Квитова испытывала на турнире уже не один раз. Достаточно вспомнить второй сет ее матча против Звонаревой и первые партии матчей против Радванской и Стосур. Ни одна из них не смогла воспользоваться провалами чешки. Теперь аналогичный шанс представился Азаренко, которая очень быстро ликвидировала стартовый гандикап. Но при счете 5:5 Квитова прекратила сорить мячами, и победная серия Азаренко моментально пресеклась.
Виктория вроде бы делала все то же, что прежде – относительно глубоко играла по центру корта, но Квитова сумела несколько раз накрутить выбивающий форхенд, Азаренко дважды не забила тяжелые, но выполняемые смэши, и на пятом сетболе судьба партии была наконец решена. Выполняя любимый удар по центру в длину, белоруска ошиблась, и сет остался за Квитовой – 7:5.
Во второй партии Азаренко продолжила играть в свою силу, но значительно более плотно и энергично, чем в начале матче. Главное что ей удалось сделать за эти геймы – нейтрализовать какой-либо эффект от подачи Квитовой и втянуть чешку в чуть более продолжительные, чем той любится, ралли. Петре, чтобы сохранить себя в них, пришлось даже вбрасывать время от времени резаные. Вообще развитие сета и всего матча очень напоминало их уимблдонский полуфинал – тогда Квитова выиграла первый сет, а во втором, раз уступив подачу, так и не сумела догнать соперницу. Не получились догонялки у чешки и теперь – 4:6.
На старте третьего сета Азаренко, придерживаясь выбранной ранее линии, заполучила тройной брейк-пойнт. И тут Квитова вновь продемонстрировала, что если работа ног или тактически решения могут ее подвести, то характер – никогда. Петра включила чемпиона. Это не была игра в один удар – это было постепенное и неумолимое улучшение ситуации с каждым новым выстрелом. Гейм был спасен, а следом, с отставания в два очка, была взята подача Азаренко. В этом гейме был и очередной смазанный Петрой элементарный удар с лета, и ее многоходовая атака, и неожиданно и очень удачно вброшенный укороченный, и нервический промах Виктории мимо пустого корта на брейк-пойнте. После этой ошибки ловить белоруске было уже нечего. Остаток матча соперницы без особых приключений провели на своих подачах.
Победив со счетом 7:5, 4:6, 6:3, Петра Квитова завоевала шестой титул в сезоне, поднялась на вторую строчку рейтинга и оформила себя в почетную компанию Линдсей Дэвенпорт. Американская теннисистка была последней, кому в одном сезоне (1999-й год) удалось выиграть титулы на турнирах «Большого шлема», итоговом чемпионате, турнирах первой, второй и третьей категории, а также титулы на всех покрытиях. В том же году Линдсей стала обладательницей Кубка Федерации. В активе Петры в 2011-м году – титул на «Большом шлеме» (кстати, тоже «Уимблдоне»), победа на итоговом чемпионате, победа в Мадриде (аналог турнира 1-й категории), в Париже (2-й категории) и на двух турнирах International (3-я категория). А через неделю Петра может добавить к ним все тот же Кубок Федерации.
В общем, гласный и негласный титул лучшей теннисистки года у Петры в кармане. А у Виктории Азаренко остается другой повод для оптимизма – учитывая, сколько на старте нового сезона придется защищать Квитовой и Возняцки, именно Викторию можно считать фаворитом в борьбе за первую строчку рейтинга. Будущее женского тенниса, которого все так долго ждали и боялись, наступило.