7 мин.

Герой-мечтатель

Конечно, нельзя сказать, что Фернандо Вердаско появился из ниоткуда. Любители тенниса прекрасно помнят прошлогодний финал Кубка Дэвиса, где именно ему выпала честь сыграть и выиграть решающий матч против Хосе Акасусо. Уже после этого журналист Роберт Дэвис назвал свою статью в журнале DEUCE «Вердаско присоединяется к касте героев» и закончил ее такими словами: «И на корте, и вне него Фернандо Вердаско находится в движении. Сейчас он в полном расцвете лет, он наполнен игрой и уверенностью в себе. А теперь он узнал, что, прямо как в кино, мечты сбываются. Если, конечно, человек отважится мечтать».

Дальнейшее развитие событий показало, что Нандо отважился мечтать. Бонни Д. Форд (ESPN.com) пишет об этом так: «Некоторые подростки любят боевики, некоторые предпочитают вестерны или научную фантастику. Любимым фильмом Фернандо Вердаско был финал Australian Open 1995 года, который он просматривал вдоль и поперек, запоминая каждый розыгрыш и каждый мяч четырехсетовой победы Андре Агасси над Питом Сампрасом». Видимо, именно это пристрастие заставило Вердаско обратиться к многолетнему другу и тренеру по физподготовке великого Агасси Гилу Рейесу».

Дуглас Робсон, обозреватель TENNIS.com, пишет: «Талант Вердаско никогда не был под сомнением. Но привлекательная внешность и яркий форхенд могут вывозить вас только до поры до времени. А красавчик из Испании решил сосредоточить свои усилия на том, чтобы стать хорошим игроком. Именно поэтому в рождественский день, когда все кругом разворачивали подарки, Вердаско боролся с железом и бегал спринты в Лас-Вегасе под присмотром Гила Рейеса. У двадцатипятилетнего Вердаско больше не осталось времени для того, чтобы его терять попусту. В течение долгого времени считавшийся одним из самых одаренных игроков в туре, левша из Мадрида в то же самое время являлся и одним из самых недораскрывшихся. Несмотря на чудесный форхенд, приличное движение и, надо признать, смуглую привлекательность Вердаско был неспособен превратиться в элитного игрока. Ему не хватало устойчивости в больших матчах, он имел постоянную тенденцию перегорать в важные моменты, да и, по слухам, предпочитал свободную жизнь за пределами корта».

Кристл Ли (MVN.com) отмечает прежнее умение Вердаско «дарить очки низкорейтинговым противникам с помощью двойных ошибок и глупейших сбоев, особенно в конце сетов. Но в матче с Акасусо ему удалось стабилизировать свою игру, и это оказалось победой над собой. Иногда некрасивая победа производит лучший психологический эффект, помогая побеждать демонов».

Вот со всем этим Вердаско и прибыл к Рейесу, чьи взгляды на теннис Бонни Д. Форд называет «Йода–подобной мотивационной философией»: «Теннис больше, чем движение, это не просто бег. Это умение стартовать и останавливаться постоянно и подобно взрыву. Это не просто форхенд, подача и бэкхенд, это о том, как выигрывать матчи в игре, которая становиться все более и более атлетичной. Ты или ловишь волну, или тебя ею накрывает».

По мнению Кристл Ли, Вердаско удалось эту самую волну оседлать: «Похоже, Вердаско не просто усилился ментально, он поймал волну и продолжает находиться на эмоциональном подъеме и играет с полной уверенностью, он способен не только выстоять под давлением, но и в самый нужный момент продемонстрировать лучшую подачу и лучший форхенд».

Таким образом, от Рейеса Вердаско прибыл на Открытый чемпионат Австралии «вооруженный точной подачей, хлесткими ударами с отскока и вязкой игрой на задней линии, что позволяло ему демонстрировать устойчивость и разностороннюю игру на всех видах поверхности», (Бонни Д. Форд).

Несмотря на издевательские победы над Маннарино со счетом 6:0, 6:2, 6:2, Клеманом со счетом 6:1, 6:1, 6:2 и Штепанеком со счетом 6:4, 6:0, 6:0, все же вряд ли кто-то рассматривал Фернандо в качестве предполагаемого победителя в матче четвертого круга с одним из признанных фаворитов хардовых турниров Энди Мюрреем. Но именно в этом матче Вердаско и продемонстрировал свои новоприобретенные качества – психологическую устойчивость и умение приспосабливать свою игру к игре соперника. Пирс Ньюбери из ВВС Sport пишет: «Поначалу испанец пытался играть в своем обычном агрессивном стиле, при этом Мюррей просто утопил Вердаско в ошибках и выиграл первый сет с легкостью. Во втором сете Вердаско изменил свою игру, его тяжелый форхенд заработал, и пассивные розыгрыши первого сета для Мюррея больше не срабатывали. Вердаско удалось сохранить спокойствие и выиграть матч в пяти сетах».

Кристл Ли удалось обнаружить следующие изменения в его игре: «Что является самым большим отличием от его прежней игры, это его стремление более часто прибегать к мощной подаче, которая при этом стала гораздо разнообразней. Как ему удается удерживать процент первой подачи в районе 70–80%, при этом выполняя ее более сильно, это совершенно замечательно. К тому же он значительно улучшил свои защитные навыки и умение выстаивать на долгих розыгрышах. Он терпеливо ждет своего шанса на виннерс, даже если до этого ему приходится бегать с одной стороны корта на другую».

Затем была победа над прошлогодним сюрпризом Жо-Вильфредом Тсонгой и уже после этого Эдд Макгроган (TENNIS.com) призвал объективно оценить шансы Фернандо в предстоящей встрече с Надалем: «На данной стадии турнира не думаю, что кто-либо играет лучше, чем Вердаско. Его удары с отскока точны и пронзительны, они вытесняют оппонента на заднюю линию и заставляют передвигаться по ней. Его двуручный бэкхенд стал примечательно плоским и гораздо более опасным, чем раньше. И его подача очень хороша, в ней он чередует мощные выстрелы по 210 км/ч с резаными уходящими ударами в середину корта».

И грянул триллер. Стив Тиньор (TENNIS.com) пишет: «Сегодня к списку эпических матчей добавился еще один. Этот матч по качеству и по сценарию можно сравнить с финалом «Уимблдона». Правда, в трудовой и потной австралийской манере. Возможно, из-за рукавов Надаль неожиданно выглядел меньше своего оппонента, он казался компактной версией самого себя. Левша Вердаско напоминает его, но он немного выше и бьет немного сильнее».

Нейл Харман (The Times) оценил качество игры так: «С первого до последнего розыгрыша, если не вспоминать об обидных двойных ошибках, качество игры было мистическим. Великолепные атаки Вердаско и равно замечательная защита Надаля, которому никогда прежде не приходилось выполнять так много резаных бэкхендов, просто чтобы удержать мяч в игре. Это был дерзкий, захватывающий дыхание теннис, особенно когда Вердаско играющий свой первый полуфинал турнира «Большого шлема» расправлял плечи и стелил форхенды, которые могли бы пробить броню. Свен Гренефельд также принимавший участие в подготовке Вердаско сказал: «Это только начало для Фернандо. Он гениальный борец. Это был великолепный матч».

Том Перротта (TENNIS.com) увидел в этом матче переломный момент для всего мужского тенниса: «Куда делся стиль serve-and-volley? Это одна из самых утомительных жалоб в теннисе, которая, я искренне надеюсь, никогда не повторится после этого матча. Пять часов и четырнадцать минут Надаль и Вердаско не просто играли лучший матч этого турнира, но возносили – громко, храбро и настойчиво – гимн современной игре на задней линии. Ни один мяч не является неберущимся, неважно, где он приземлился. Что происходит, когда Надаль попадает форхендом, который отскакивает на четыре с половиной метра за заднюю линию? Вердаско возвращает его виннерсом по линии. Вердаско совершает смэш в район лодыжек Надаля? Надаль ждет и отвечает форхендом (Вердаско даже улыбнулся своему другу после этого удара, и Надаль улыбнулся в ответ)[…] Был ли теннисный корт когда-нибудь прежде столь широким как в современной игре? Сейчас не имеет значение, что ты не умеешь постоянно выходить к сетке, очень часто хватает единственной хорошей атаки с виннерсом. Даже когда Надаль и Вердаско ввязывались в долгие розыгрыши, это не были розыгрыши в традиционном смысле слова. Эти парни убивали, абсолютно убивали мяч, а если не удавалось, то подрезали (резаные бэкхенды обоих были низкими и опасными), выполняли свечу, добавляли такое вращение, которое заставляло мяч лететь по совершенно непредсказуемой траектории. Они постоянно переходили из защиты в атаку и обратно, без устали гоняясь из одного угла корта в другой. В течение всей игры для выигрыша очка требовалось несколько ударов, любой из которых стал бы виннерсом в другом матче. Говоря о виннерсах, Вердаско выполнил их 95, замечательная сумма против любого, но не против Надаля. Надаль принимал удар за ударом, эйс за эйсом от человека, играющего в лучший теннис в своей жизни. Он выстоял и выжил, хотя виннерсы и с бэкхенда, и с форхенда слетали с ракетки Вердаско».

Что будет с Вердаско дальше? Дуглас Робсон считает: «После матча Вердаско сказал, что он планирует вернуться в Вегас тренироваться. Там ждут его пустынные холмы и, возможно, еще более великие свершения». Подождем. Если он продолжит прогрессировать такими же темпами, мы еще не раз увидим его победный жест, который по его собственным словам не означает ничего: «Это просто между мной и моим другом (подругой? По-английски не поймешь – прим. переводчика) что-то типа: «Привет!» Такая особая вещь для одного моего друга, который здесь со мной. То же самое, что сжать кулак. Чтобы сохранить мотивацию и на сто процентов находиться в игре».