4 мин.

Ху из мистер Тсонга?

Будущий финалист Australian Open и очередная «БольШая» надежда Франции родился 17 апреля 1985 года в Ле-Мане в интернациональной семье: его мать, Эвелин, коренная француженка, отец — тот самый гандболист Дидье, перебравшийся в 70-х годах из Браззавиля во Францию. Сейчас родители Жо-Вильфреда, поддержавшие сына своим присутствием в решающем матче на пятом континенте, работают учителями. У Жо-Вильфреда есть старшая сестра Саша и младший брат Энцо. Семья Тсонга удачно совмещает такие трудносочетаемые понятия, как спорт и наука: отец Дидье профессор, преподает химию, а брат Энцо всерьез занимается баскетболом. А полузащитник английского «Ньюкасла» Шарль Н’Зогбия приходится Жо-Вильфреду кузеном. Проживает Жо-Вильфред в швейцарском Ла Риппе. Помимо тенниса интересуется футболом и кино. Теперь, после завершения феерического Открытого чемпионата Австралии, его собственные интересы, надо думать, станут интересами тысяч и тысяч поклонников.

Жо-Вильфред начал играть в теннис в возрасте 7 лет. Одним из кумиров его детства был Энди Роддик, и вместе со своим другом, другим молодым французским теннисистом Гаэлем Монфисом, Жо проводил часы тренировок на кортах «Роллан Гаррос», где он тренируется с 2002 года, чтобы научиться подавать, как американец. И не зря — сейчас подача является одним из самых опасных компонентов его игры. Спросите у сидящего в эконом-классе Надаля — он подтвердит. Год назад получив wild card Тсонга в первом же раунде Australian Open встретился с Энди Роддиком и сразу же выдал самый продолжительный тай-брейк в истории Australian Open, выиграв его со счетом 20-18. После этого подача Роддика все же взяла верх над подачей Тсонги, и Жо-Вильфред простился с австралийской землей ровно на год, сделав все же неплохую заявку на будущее. Вообще, рекорды неплохо даются 22-летнему французу: он уже стал первым с 1997 года теннисистом, чьим первым финалом стал решающий матч турнира «Большого шлема», повторив тем самым достижение Куэртена, стал третьим французом-участником финального поединка за всю историю Australian Open и вошел в список 19 самых юных финалистов Открытого чемпионата Австралии.

Но до этого в спортивной жизни Жо-Вильфреда не все складывалось удачно. После успешной юношеской карьеры, венцом которой стал выигрыш юниорского титула US Open в 2003 году (в финале был обыгран еще один теннисист, позже сделавший себе имя на австралийской земле — юный киприот Маркос Багдатис), побывав также в полуфиналах остальных юниорских турниров «Большого шлема», на следующий год Тсонга входит мир взрослого тенниса. 2004 год неплохо начался для него — довольно удачные выступления на турнирах в Пекине и Париже обратили внимание общественности на юного теннисиста. Но серия травм, включившая в себя поочередное повреждение лодыжки, травму спины и плечевого сустава и продлившаяся аж до конца 2006 года, явно выбила его из седла — за два года он принял участие всего в 8 турнирах. Нормально и без травм Жо-Вильфред смог заиграть только в прошлом году.

После «яркого» поражения Энди Роддику на Australian Open в 2007-м, Тсонга выиграл четыре турнира серии Challenger. Во втором раунде турнира Queen's Club в Лондоне он обыграл Ллейтона Хьюитта на двух тай-брейках, 7-6, 7-6, но затем, не справившись с усталостью, в следующем раунде уступил более молодому сопернику, хорвату Марину Чиличу. На «Уимблдоне» Жо-Вильфред добрался до четвертого раунда, где был остановлен своим другом и соотечественником Ришаром Гаске. В третьем раунде US Open Тсонга проиграл Рафаэлю Надалю. Через полгода он обыграет их обоих на пути к финалу Australian Open. В конце октября к французу пришла первая победа в парном разряде: вместе с Себастьяном Грожаном он выиграл турнир в Лионе. 2007 год Тсонга закончил на 43-й позиции в рейтинге, поднявшись на 169 пунктов по сравнению с началом года, тем самым став самым прогрессирующим теннисистом в Топ-75.

Новый год Жо-Вильфред начал с полуфинала в Аделаиде, где проиграл финну Яркко Ниеминену, по пути успев еще раз обыграть первого сеянного Ллейтона Хьюитта. Затем последовал второй титул в паре, завоеванный вместе с Ришаром Гаске — в финале турнира в Сиднее они обыграли самих братьев Брайанов.

Cамим фактом выхода в финал турнира «Большого шлема» Жо-Вильфред Тсонга открыл себе грандиозные перспективы. Помимо попадания в Топ-20, на 18-ю строчку (а если бы выиграл, ворвался бы и в Топ-10), Жо-Вильфред, открытый и харизматичный юноша, привлек к себе внимание спонсоров, что обеспечит ему помимо материальной выгоды участие в главных турнирах сезона и сопутствующее этому внимание со стороны прессы и, разумеется, болельщиков. Последовал и вызов в сборную — Тсонга будет защищать честь Франции в матче первого раунда Кубка Дэвиса против Румынии с 8 по 10 февраля.

Заслужив своей игрой вполне оправданные сравнения с Сафиным (как и в достоинствах, так и в недостатках), своим возвращением в большой теннис совершив подвиг, в некотором смысле похожий на камбэк Джеймса Блейка (для обоих особенно тяжелым выдался 2004 год), он просто напрашивается на звание «нового Янника Ноа», хотя сам Тсонга сравнивает себя с другим спортсменом — великим боксером Мухаммедом Али. «Думаю, сейчас он оказывает на меня гораздо больше влияния, чем в детстве. Может быть, мой теннис чем-то напоминает его бокс», — говорит в интервью Жо-Вильфред. Только ленивый за последнюю неделю не вспоминал знаменитое высказывание Кассиуса Клея «Порхает как бабочка, жалит как пчела». Ну вот и мы о нем вспомнили.

Алибек БАЙБУЛАТОВ