Кирстен Флипкенс завершает карьеру
Уимблдон 2022 был богат на события. В первую очередь это, как и ожидалось, затронуло женскую часть сетки, где победительницей стала казахстанская теннисистка Елена Рыбакина, которую даже не рассматривали в качестве фаворитки. Настоящим шоком для теннисных болельщиков оказался и ранний вылет Серены Уильямс, которая впервые за долгое время не смогла пройти во второй раунд соревнований, заставив экспертов в очередной раз поднять вопрос о ее возможном уходе из спорта. За громкими спорами почти незамеченным прошло заявление бельгийской теннисистки Кирстен Флипкенс о том, что нынешние соревнования стали последними в ее одиночной карьере.
Кирстен Флипкенс поставила точку в карьере матчем второго круга Уимблдона против Симоны Халеп
Кирстен Флипкенс – одна из наиболее заслуженных представительниц тура WTA. В общей сложности профессиональная карьера бельгийки продлилась 21 год, и хотя она всего однажды смогла пробиться в полуфинал турнира Большого шлема, на ее счету немало побед над лучшими из лучших.
Решение Флипкенс объявить об уходе из большого тенниса в разгар сезона может показаться странным, ведь в настоящее время она находится в неплохой форме. Однако в этом есть своя логика, ведь именно благодаря успешному выступлению на кортах Уимблдона она поднялась на 13-ю строчку одиночного рейтинга WTA девять лет назад:
«Оставшаяся часть сезона – это в основном грунтовые и хардовые турниры. А я люблю выступать на траве, это мое любимое покрытие. Вот почему я хотела поставить точку именно на Уимблдоне. Мне уже не так легко тренироваться каждый день – не только физически, но и психологически. Я чувствую, что пришло время прощаться, хотя результаты последних недель были довольно неплохими. Но мне пора уходить, и я думаю, что момент выбран верно».
Прошедшие несколько недель действительно выдались для Кирстен более чем успешными. Она добралась до четвертьфинала в Хертогенбосхе и обыграла свою соотечественницу Элисе Мертенс в Истбурне. Но даже это не заставило ее передумать – решение, по словам Флипкенс, было взвешенным и выстраданным:
«Это был процесс. На протяжении карьеры я неоднократно сходила с дистанции из-за травм, но потом снова заставляла себя возвращаться на корт. Три года назад я подумывала о том, чтобы объявить об уходе после Уимблдона 2020, но все мы знаем, что случилось потом – грянула пандемия. Так что я решила собрать силы для еще одного рывка и провести качественную предсезонку в конце 2021-го. К сожалению, в январе я повредила лодыжку, но у меня хватило упрямства, чтобы воплотить свое решение в жизнь. Мой последний матч должен был состояться на Уимблдоне и никак иначе».
Несмотря на все вышесказанное, бельгийка пока не уверена, что ее прощание с большим теннисом станет окончательным. В одиночках мы ее, скорее всего, уже не увидим, однако отказаться от парных розыгрышей спортсменка пока не готова:
«У меня нет уверенности насчет парного разряда. Трава – это исключение, конечно, но, когда я тренируюсь дома, то поглядываю на часы каждые десять минут в ожидании, когда же это закончится. Но пары я по-прежнему люблю, мне нравится выходить к сетке, исполнять обманные удары и прочее. Это совсем другая игра. Кроме того, я люблю путешествовать, а парникам не нужно проводить в разъездах по тридцать недель в году. На рейтинг влияют всего десять или одиннадцать турниров, поэтому можно позволить себе роскошь выбирать. Так что пока я не отказываюсь от парных турниров, но на сколько меня хватит – не знаю. Я распланировала свое время вплоть до Открытого чемпионата США, а там посмотрим. Все будет зависеть от моего самочувствия».
Флипкенс всегда старалась трезво оценивать собственные возможности. Она до сих пор вспоминает пиковый сезон 2013-го с особым трепетом, поскольку ей удалось не только заметно улучшить свои рейтинговые позиции, но и проявить себя в противостоянии с топ-теннисистками, обыграв одну за другой нескольких признанных звезд тура. Добравшись до четвертого раунда в Мельбурне и победив Петру Квитову в Майами, она вышла в финал на турнире в Хертогенбосхе, где остановилась в шаге от трофея, уступив Симоне Халеп. Летом она сотворила мини-сенсацию на Уимблдоне, где вошла в четверку лучших, уступив лишь будущей победительнице соревнований Марион Бартоли.
«Я хорошо помню тот год, – рассказывает теннисистка. – В Хертогенбосхе я проиграла Симоне Халеп, но выступила неплохо, и это очень важно, потому что сам турнир для меня почти домашний. Это придало мне уверенности перед Уимблдоном, но в двух первых раундах я была зажатой, поскольку сказывалась усталость. После стало получше, я поняла, что могу достичь большего. В конце концов так и вышло, поэтому тот розыгрыш до сих пор остается одним из моих лучших воспоминаний. Тогда я даже не смотрела на сетку, просто продвигалась от раунда к раунду, и лишь после третьего поняла, каким вызовом должен стать матч против Флавии Пеннетты. Матч действительно вышел очень интенсивным, мы обе были на нервах, но это нормально, ведь мы боролись за четвертьфинал, а я ни разу не добиралась до этой стадии. А потом жребий свел меня с двукратной чемпионкой Уимблдона Петрой Квитовой, и победа над ней стала настоящей вишенкой на торте».
Второй наиболее значимой победой в карьере Флипкенс стал триумф на Québec City 2012. Интересно, что изначально она даже не собиралась ехать туда, однако затем с ней связались представители ВТА, которым пришлось в срочном порядке пересмотреть сетку после отказа Ким Клейстерс:
«Турнир в Квебеке стартовал неделю спустя после Открытого чемпионата США, на котором Ким объявила, что уходит. Я не проходила в основу – чтобы попасть туда, мне бы пришлось преодолеть квалификационный отбор, а я не собиралась этого делать. Честно говоря, я даже не тренировалась – после Открытого чемпионата США мы с Ким зависали в Нью-Йорке, ходили по ресторанам и вечеринкам. Я хотела просто отдохнуть недельку, и все. А потом со мной связались из ВТА, сказав, что я получила место в основной сетке, и это стало настоящим шоком. Приехать в Квебек и в первом же матче получить в соперницы первую сеяную Доминику Цибулкову! Так что я воспринимала происходящее как подарок и не строила никаких планов».
Этот опыт помог бельгийке вывести свой собственный рецепт успеха: чем меньше ожидаешь, тем лучше. Ей удалось построить успешную карьеру в условиях жесточайшей конкуренции, когда в туре блистали такие звезды, как сестры Уильямс, Мария Шарапова, Ким Клейстерс, Каролина Возняцки, Петра Квитова и другие. Кирстен научилась выжимать максимум из ситуации, не отказываясь от собственного яркого стиля игры с рискованными ударами:
«Я постоянно повторяла себе, как важно получать удовольствие от происходящего на корте. Погружаться в игру. Конечно, проще сказать «расслабься», чем сделать это, но именно этому принципу я старалась следовать все время. Вообще, я и в теннис начала играть как раз потому, что люблю игру – мне нравится выполнять дроп-шоты и твинеры, выходить к сетке. Один из самых запоминающихся ударов я выполнила в матче против Кристины Плишковой в Сеуле в 2016 году. Одноручный виннер с бэкхенда спиной назад. Второй – в матче против Эжени Бушар в Индиан-Уэллсе три года спустя, это был твинер у сетки. Думаю, я точно могла претендовать на победу в номинации «Удар года» пару раз, но Агнешка Радваньска каждый раз меня обходила».
Эксперты неоднократно обращали внимание на то, что Флипкенс сознательно отказывается играть более осторожно даже против более мощных соперниц. Улучшая свою технику, она не стала в корне менять ее, предпочтя доверять своей интуиции и опыту. И даже когда в большом теннисе наметилась смена эпох и игроки, которые были адептами serve-and-volley, начали сдавать позиции, Кирстен продолжала выходить к сетке, оставаясь одной из наиболее зрелищных представительниц тура.
К сожалению, бельгийке не удалось избежать травм и недомоганий. С самого начала карьеры ей приходилось бороться с собственным организмом, и порой это приводило ее в отчаяние:
«Когда мне было 22-23, я постоянно страдала от травм. Не проходило и сезона, чтобы я не выбыла на три-четыре месяца. Запястье, спина, угроза появления тромбов. И каждый раз я сомневалась, а стоит ли вообще возвращаться? Я много плакала, потому что чувствовала, что тело не позволяет мне делать то, что я хочу и на что способна. Но при этом я знала, что когда я нахожусь в форме, то без сомнения являюсь игроком топ-100. Я все время держала это в уме, надеясь, что когда-нибудь смогу выстрелить на Шлемах. В конце концов так и случилось, и это придало мне сил. Конечно, дома многие прочили мне блестящую карьеру и попадание как минимум в топ-20, ведь я была первой ракеткой среди юниоров. Но прорыв случился довольно поздно, мне уже было двадцать шесть. Мне всегда приходилось себя подталкивать, но в конечном итоге я рада, что эти старания себя окупили».
Интересно, что после Уимблдона 2022 некоторые наблюдательные болельщики начали сравнивать Кирстен с Онс Жабер. У теннисисток действительно много общего: обе пробились в топ после двадцати пяти, обе любят травяные корты и отличаются ярким и непредсказуемым стилем игры с обилием дроп-шотов. Не исключено, что туниске удастся сделать в туре то, что не удалось Кирстен – во всяком случае, к своим двадцати семи она успела подняться в топ-5 и явно не собирается останавливаться на достигнутом.
Что же касается Флипкенс, то она относится к завершению своей карьеры одиночницы философски:
«У меня нет планов. Некоторые игроки спрашивали, не хочу ли я задержаться в туре, чтобы тренировать их. Наверное, когда-нибудь я так и поступлю, но пока я хочу сосредоточиться на парах, а там будет видно. Я все еще хочу путешествовать минимум пятнадцать недель в году, не больше. В ближайшее время я, наверное, отправлюсь на Ибицу, чтобы немного развеяться».
Кирстен шутит, что в туре ее будут помнить как одну из наиболее раздражающих теннисисток, которая способна доставить массу неприятностей своими резаными. Однако это далеко не все, что можно сказать об этой во многом недооцененной бельгийке, которая так и не раскрыла свой потенциал до конца: с какими сложностями ей бы ни приходилось бороться, она всегда оставалась оптимистичной и дружелюбной по отношению к коллегам.