8 мин.

Медведев регулярно скандалит и воюет с трибунами, но его за это только больше любят. В чем секрет очарования?

Ныряем в харизму.

Даниил Медведев восхищает многим и на корте, и за его пределами. Одна из его самых приятных черт – это то, что он просто подарок для журналистов и болельщиков в плане своего умения выражать мысли и эмоции.

Медведев – очевидно умный человек. Это прекрасно видно по тому, как он отвечает на вопросы: всегда раскладывает все по полочкам, строит цепочку, в которой одно плавно вытекает из другого и складывается в цельную картину.

Несколько примеров в этом году:

• На «Ролан Гаррос» он на просьбу прокомментировать то, что они со Стефаносом Циципасом играли четвертьфинал на пустом стадионе, Даниил органично вышел на вопрос организаторам: «Где деньги?»

• Мощь достижений Большой тройки он разложил так, чтобы всем была понятна феноменальность достижений: «Чтобы собрать 20, я должен пять лет подряд брать каждый «Шлем».

• Даже для довольно сомнительных решений – вроде подачи с руки на матчболе против Циципаса на «Ролан Гаррос» – у него есть объяснения. И, возможно, логика в них спорная, но она совершенно точно есть.

• И, конечно, многих впечатлило то, с какой последовательностью выводов он влез в дебаты по поводу седьмого «Золотого мяча» Лионеля Месси.

Такие нестандартные, фактурные и продуманные ответы очень нравятся журналистам (потому что облегчают жизнь) – соответственно, Медведев тоже. А поскольку медиа во многом формируют отношение к игрокам, Даниил в выигрыше.

***

Выступления в спокойных условиях пресс-конференций – это одно. Спонтанные эмоции на корте – совершенно другое. Медведев явно склонен к гневу и любит поругаться, но проявления ярости у него тоже получаются небанальными.

Во-первых, впечатляет то, что Даниил делает это на трех языках – русском, французском и английском. Иногда он их смешивает. Например, в Австралии в начале года по ходу тяжелого пятисетового матча против Филипа Краиновича он ругался на всех трех сразу – иногда чуть ли не в рамках одного предложения.

При этом ругань у Даниила зачастую продуманная. Например, чтобы не получать предупреждения за брань, он минимум в двух матчах (на «Уимблдоне»-2019 и в Риме-2021) заменял грубое bullshit («херня») на схожее по звучанию, но совершенно безобидное bull’s-eye («яблочко на мишени»).

Во-вторых, у Медведева есть явная тяга к цитате. Он демонстрирует, что внимательно следит за разборками коллег с судьями, а потом делает к ним небольшие отсылки – свои под каждого конкретного судью. В итоге банальный спор превращается в материал для изучения контекста.

В-третьих, даже когда пробуждается ярость, логика у Даниила не нарушается. Скорее, меняются предпосылки его умозаключений. Пример из Мадрида-2021, когда судья попросил его не портить грунтовый корт ударами ракеткой. У Медведева тогда не шла игра, а грунт он знаменито ненавидит, поэтому спорить он стал с интересной позиции: он не портит корт, потому что нельзя испортить то, что уже испорчено.

Даниилу не чужды и простые проявления гнева – сломанные ракетки, простая брань, удары ногами по рекламным щитам и ограждениям, – но куда чаще он искрит и выдает цитаты для истории. Вроде великого «Нравится возиться в грязи как собака? Я не осуждаю» об игре на грунте.

Понятно, что его выходки нравятся не всем, но если бы так себя вел и при этом постоянно проигрывал, то критиков было бы намного больше. Но даже в гневе Медведев зачастую побеждает и выглядит не избалованным психом (как, например, Бенуа Пэр), а интересным персонажем.

Он и сам это понимает: «Я всегда говорю то, что думаю, говорю правду. Естественно, будут хейтеры, будут люди, которые меня любят – и в теннисе многое зависит от результатов. Но я знаю, что люди, которые меня любят, будут любить настоящего меня – а не кого-то, кого я создал».

***

Высшая точка медведевского умения очаровать – его отношения со зрителями по всему миру. Медведеву удается, с одной стороны, провоцировать трибуны на эмоции и подпитываться ими, а с другой – быстро реанимировать отношения, чтобы не становиться объектом тотальной ненависти.

Началось все, конечно, на US Open-2019, где он пару матчей поиграл в мультяшного и самоуверенного суперзлодея, а потом стал идеальным и скромным. Это привело к тому, что к концу турнира нью-йоркские болельщики были готовы носить его на руках.

Это важно и потому, что теперь любые конфликты Даниила со зрителями трактуются в его пользу. Того же Новака Джоковича за выплески эмоций и требования поддержки постоянно критикуют, а когда что-нибудь эдакое выдает Медведев, все воспринимается как безобидная игра, часть спектакля.

По этой схеме он действует регулярно. Например, в конце этого сезона:

• на итоговом он сначала картинно зевал, когда в Турине трибуны пытались тащить итальянца Янника Синнера. А потом развернул отношения, по-честному отдав сопернику очко в спорной ситуации.

• на Кубке Дэвиса он сначала топтал корт и махал руками, потому что ему не понравилось, как испанцы болели за его соперника. Но в финале был идеален и закончил чемпионское интервью на корте словами благодарности (возможно, правда, саркастичными).

При этом Медведев отрицает, что провоцирует трибуны специально. После испанского инцидента на Кубке Дэвиса он дал традиционно развернутый и продуманный ответ:

«Это игра, но я в нее играю неспециально. Все, что я делаю – особенно на корте, – это чистые эмоции. В жизни я более спокоен. Когда вы мне задаете вопрос, у меня есть время подумать.

На корте все иначе. Там много адреналина. Я ненавижу проигрывать. У меня меньше времени и меньше сил на то, чтобы остановиться и подумать. Так что иногда я поддаюсь эмоциям. Иногда это хорошо, иногда – нет.       

Говорят, что нам нужны настоящие персонажи. И когда я говорю «настоящие», я не имею в виду сильные, слабые, хорошие или плохие. Просто настоящие. Все мои поступки на корте – это отражение того, что я в тот момент чувствую. Так что это настоящее. Так что людям должно нравиться (улыбается).

Я точно могу сказать, что не провоцирую зрителей специально. Когда ты играешь, ты на корте один, а зрителей 20 тысяч. Иногда они за тебя, иногда против, иногда пополам. И если я их провоцирую, это не для того, чтобы разозлить, расстроить или настроить против себя. Просто у меня такой порыв.

Я не вижу в этом ничего плохого. Конечно, бывали вещи, о которых я сожалею – например, «Уимблдон» (в 2018-м Медведев кинул мелочью в сторону судьи на вышке – Sports.ru). Но это тоже были чистые эмоции. Не было никакой фальши, я ничего не продумывал. Это были чистые эмоции. Сейчас я об этом жалею, это было некрасиво. Но на ошибках учишься.

Молодому поколению еще тяжело, потому что до нас шли Роджер и Рафа – наверное, самые правильные спортсмены в истории. И сейчас, когда в теннисе появляется кто-то, кто ведет себя иначе, они зрителям не нравятся, зрители спрашивают: «Почему ты не такой, как Роджер и Рафа?» Но мы все разные.

Думаю, когда они уйдут и появятся новые болельщики, не видевшие Роджера и Рафу вживую, людям снова начнут нравиться разные персонажи».

***

Если к этому рассуждению Даниила и могут быть претензии, то только в финальном выводе – что сейчас все, кто не похож на Федерера и Надаля, сразу вызывают отторжение. Потому что он у большинства болельщиков отторжения не вызывает.

Наоборот, ему прощается многое, за что других бы топтали. Например, Джоковича и Циципаса громили за сомнения в вакцинации от ковида. Медведева – нет.

И кажется, что рецепт его особого очарования следующий:

1. Он действительно выглядит настоящим. И в отличие от многих других игроков, которые под маскировкой искренности выдают просто дурной характер и хамство (Кириос, Пэр), он с готовностью не только выплескивает, но и признает ошибки. Причем делает это быстро – и опять же, как кажется, искренне.

2. Он много выигрывает (а победителям многое прощается) – и при этом не кичится этим. Тот же самый Кириос до сих пор оправдывает любое свое поведение тем, что три миллиона лет назад пару раз обыграл Джоковича. Александр Зверев в ответ на любую критику начинает перечислять свои титулы – и этим тоже немного отталкивает. Медведев же никого не тыкает носом в свои победы.

3. Он свежее лицо. Джоковича за многие поступки Медведева съели бы с костями и волосами – из-за его причудливого положения легенды, которую постоянно пытаются как-то спустить на землю. Даниил же пока не угрожают наследию всеми любимых Федерера и Надаля, но выглядит главным возмутителем спокойствия, нарушителем статуса-кво.

А им можно быть немного буйными. Это даже приветствуется.

Выдающийся сезон Медведева – в гифках со Сквидвардом

Подписывайтесь на наши инстаграм и телеграм о теннисе

Фото: Gettyimages.ru/Elsa, Clive Brunskill, Matthew Stockman, Daniel Pockett / Stringer, Steven Ryan / Stringer, Darrian Traynor / Stringer; REUTERS/Guglielmo Mangiapane; globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency