Сестры Уильямс 14 лет бойкотировали Индиан-Уэллс. Там их обвиняли в договорняках, а их отцу якобы угрожали линчеванием
«Индиан-Уэллс опозорил Америку».
Последний примерно миллион лет сестры Уильямс – главные фигуры в американском теннисе. Еще в конце 90-х они выиграли первые «Большие шлемы», и с тех пор в США не было теннисных звезд больше Серены и Винус.
Их эпоха получилась очень длинной, но сейчас она, очевидно, завершается. Обеим сестрам уже за 40, и результаты постепенно проседают. Винус в этом году одержала всего три победы в 12 матчах, по ходу сезона обновив антирекорд по продолжительности серии поражений. Впервые за 25 лет карьеры она проиграла шесть матчей подряд.
От Серены все еще ждут 24-й победы на «Большом шлеме», но в этом году к игровым проблемам (в виде того, что в туре банально появились девушки, которые играют лучше нее) добавились еще бесконечные травмы. Из-за них Уильямс-младшая отыграла всего шесть турниров и выпала из топ-40.
Американские зрители сестер в этом году почти не видели – Винус провела в США два турнира (Майами и Чикаго) и на обоих проиграла в первом круге, Серена дома не выступала вообще. US Open они пропустили обе, в Индиан-Уэллс их тоже нет.
Но турниру в Индиан-Уэллс не привыкать к тому, что сестры Уильямс там не появляются. После 2001 года Серена бойкотировала эти соревнования 14 лет, а Винус – 15.
В 2001-м сестер обвиняли, что их матчи – договорные. WTA даже пришлось выпускать заявление
К марту 2001-го, когда проходил турнир в Индиан-Уэллс, сестры уже пять раз встретились между собой. Счет был 4:1 в пользу Винус, но в туре ходил слух, что в их матчах настоящей борьбы нет – поговаривали, что исход заранее определяется их отцом и тренером Ричардом.
В Индиан-Уэллс 19-летняя Серена и 20-летняя Винус вышли друг на друга в полуфинале. Елена Дементьева, в 1/4 уступившая старшей, на послематчевой пресс-конференции дала прогноз на их матч.
– Я не знаю, что Ричард считает. Думаю, он решит, кто завтра выиграет.
– Многие игроки в раздевалке думают, что Ричард решает, кто выигрывает их матчи?
– Нет, не думаю. Но я не обсуждала это с другими.
– И у вас есть такое ощущение?
– Да.
– Что это семейное решение?
– Да. Я помню, как они играли в Майами [в 1999-м]. Это было очень смешно.
Позже Дементьева рассказала, что ее слова были шуткой.
Как бы то ни было, полуфинал между Сереной и Винус не состоялся. За четыре минуты до запланированного начала Винус снялась – причиной назвали тендинит колена. Стадион недовольно гудел.
Обе сестры дали пресс-конференции, на которых обеих спросили об обвинениях в договорных матчах.
Винус: «У всех свое мнение. Но это мнение совершенно неверное. Все делают свои комментарии. Так запускаются слухи. Наверное, слухи интереснее правды».
Серена: «Мы бойцы и всегда выходим соревноваться – и так было всегда. Думаю, если бы папа решал, то Винус бы не вела 4:1. Наверное, счет был бы 3:3».
The Los Angeles Times сообщала, что позвонила Ричарду и спросила, что он скажет насчет обвинений. «Я не бог», – ответил он и бросил трубку.
А WTA выпустила заявление: «Тур в курсе мнения, которое ходит о матчах между Винус и Сереной Уильямс. Мы не видели никаких доказательств, подтверждающий это мнения. Обе теннисистки отвергли обвинения».
Вскоре после несостоявшегося полуфинала в журнале National Enquirer вышла статья, в которой Ричарда обвинили в том, что он приказал Серене проиграть Винус в полуфинале «Уимблдона»-2000. В качестве двух источников информации издание называло родственника и бывшую любовницу Уильямса.
В итоге финал Индиан-Уэллс между Сереной и Ким Клейстерс проходил в очень напряженной атмосфере. Когда перед матчем Ричард и Винус спускались по лестнице к своим местам (многие заметили, что Винус, одетая в короткую юбку, не хромала и у нее не было никакого тейпа на травмированном колене), стадион гудел и свистел. Ричард в ответ на это помахал трибунам кулаком, а потом по телефону попросил прислать охрану.
Серене по ходу матча тоже досталось – ее ошибкам очень радовались, в ее адрес ухали.
Несмотря на это, она победила в трех сетах. На послематчевой пресс-конференции Серена сказала, что на следующий год вернется защищать титул.
Позже Ричард Уильямс заявил, что ему угрожали линчеванием и оскорбляли на расовой почве. Свидетелей на стадионе не нашлось
Через полторы недели после турнира в Индиан-Уэллс Ричард Уильямс дал интервью USA Today, в котором обвинил зрителей в расизме: «Когда мы с Винус шли к нашим местам, меня постоянно называли «ниггером». Один сказал: «Жалко, что уже не 75-й, я бы с тебя кожу живьем снял». Тогда я остановился и пошел в его сторону, но потом понял, что лучше разобраться с ситуацией без насилия. Мне было трудно сдерживать слезы. Я считаю, что Индиан-Уэллс опозорил Америку.
Это худшее проявление предрассудков с тех пор, как они убили Мартина Лютера Кинга. Мне никогда не было так тяжело. Я больше не вернусь в Индиан-Уэллс».
При этом до интервью никаких обвинений в расизме не выдвигалось, Уильямс не сообщал о нем представителям турнира или WTA. Более того, журналисты, которые сидели неподалеку от Винус и ее отца, позже сказали, что ничего не слышали.
Серену после финала с Клейстерс спросили, могло ли недовольство трибун быть основано на расовой почве. «Рабство отменили больше ста лет назад, но чернокожим до сих пор тяжело. Не знаю, связана ли эта конкретная ситуация с расой. Но в целом в Америке есть небольшая проблема расизма», – ответила Уильямс.
После обвинений со стороны отца риторика сестер немного изменилась. «Я не хочу влезать в скандал. Я поддерживаю отца и знаю, что обычно он говорит правду», – говорила Серена. При этом ей папа ничего не рассказывал, и она посчитала, что таким образом он пытался ее защитить.
А у Винус получился любопытный разговор с журналистами.
– Я слышала то же, что он слышал.
– Что именно?
– Думаю, вы уже знаете.
– Вы считаете уханье стадиона мотивированным расизмом?
– А вы что думаете?
– Меня там не было.
– Не могу сказать. Вопросы уже излишние. Прошло 10 дней. То, что случилось, уже случилось. Я не могу ничего изменить.
В туре Уильямсу не то чтобы поверили. Директор турнира в Индиан-Уэллс Чарли Пасарелл сказал, что уханье стадиона его возмутило, но на вопрос о расизме ответил: «Если Ричард говорит, что ему что-то кричали, то, может быть, и кричали. Но я знаю, что это были люди не из Индиан-Уэллс».
Коллеги сестер были более категоричны. «По-моему, это полный бред. Не знаю, есть ли вообще расизм в туре. Теннис – международный спорт. Я бы даже сказала, что у них есть преимущество, потому что они черные. Они все могут списать на расизм», – рассуждала Мартина Хингис, которую Ричард Уильямс тоже обвинял в расизме.
В том же ключе выступала Мартина Навратилова: «Насколько я знаю, в туре расизма нет. Вообще мне кажется, что с сестрами нежничают, потому что они афроамериканки. Будь они белыми, их бы начали критиковать раньше и больше».
До сих пор не нашлось ни одного человека, который в тот день был на стадионе и слышал то, что слышали Ричард и Винус Уильямс.
Серена первой сняла бойкот – приехала в 2015-м и плакала от того, как тепло ее встретили
Сестры Уильямс не выступали в Индиан-Уэллс с 2002-го по 2014 год. В 2008-м, когда появились планы сделать турнир обязательным для участия, Серена сказала: «Я не поеду в Индиан-Уэллс. Со мной там произошли вещи, которые изменили мою жизнь. Вещи, которые не должны были происходить – особенно из-за того, что я афроамериканка.
Я не смогу сказать об Индиан-Уэллс ничего хорошего. Не знаю, что я скажу, если меня попросят продвигать этот турнир».
Бойкот сняли в 2015-м, когда Серена приехала на калифорнийский турнир впервые за 14 лет. Перед этим она опубликовала эссе в журнале Time, в котором уже категорично заявляла, что в 2001-м стала жертвой расизма.
«Ложные обвинения в том, что наши матчи договорные, нанесли нам очень глубокие раны. Расистский подтекст был болезненным, непонятным и несправедливым. Внезапно на одном из самых любимых турниров я почувствовала себя незваной, одинокой и испуганной.
Мне было трудно забыть, как я несколько часов плакала в раздевалке, а потом ехала в Лос-Анджелес с ощущением, что я проиграла самый главный матч – не теннисный, и куда более важную борьбу за равенство.
После этого эмоционально было легче держаться подальше. Кто-то скажет, что я никогда не должна возвращаться. Другие скажут, что я должна была вернуться много лет назад. Я отлично понимаю обе точки зрения и очень долго их перемалывала. Сейчас я просто следую зову сердца».
Когда Серена выходила на корт, ее встретили громкой овацией. А после победы над Моникой Никулеску она даже не сдержала слез: «Меня просто переполняли эмоции. Я так хорошо себя чувствовала. Я приняла правильное решение».
Сюжет окончательно закрылся в 2018-м, когда Уильямс встретились в третьем круге. Винус тогда выиграла – это ее последняя победа над младшей сестрой. После матча она ответила на вопрос, было ли у нее облегчение, что история наконец завершилась: «Я об этом даже не думала».
Серена очень любит Иисуса. Когда разговор о величайших – вспоминает только его
Подписывайтесь на наши инстаграм и телеграм о теннисе
Фото: Gettyimages.ru/Julian Finney, Jed Jacobsohn/ALLSPORT, Adam Pretty/ALLSPORT; AFP/JOHN G. MABANGLO
Попробуй сейчас кто из топов или экс-топов сказать, что в туре расизма нет, а у Серены в целом есть преимущество, т.к она переходит на эту тему по поводу или без
Не думаю, что мнение людей сильно поменялось, вот только вслух так сказать уже не дадут
_____
Хорошее все же время было начало 2000-х, все можно было называть своими именами
3:3 по сумме пяти матчей - это очень по-Уи́льямсовски.