По сей день знаменит
Эта статья написана Стивом Тигнором (или как его обычно называют на сайте - Тиньором) 16 февраля. Вашему вниманию представляется перевод на русский. Оригинал можно прочитать здесь
Почему я публикую его только сейчас? Занят, очень занят по работе... Так что заранее прошу прощения за корявости в переводе.
Но, дамы и господа «макофаны», я не забросил проект перевода автобиографии Макинроя – скоро читайте новые главы!
Итак, вам фанаты Мака, в первую очередь Ира и Саня, посвящается!
--------------------------------------------------------------------------------
Джону Патрику Макинрою - младшему исполняется сегодня 53 года. Какое-то непродолжительное время – или может быть даже целый 1984 год – его считали величайшим теннисистом всех времён. Он больше не находится на той вершине, и даже не по близости к ней, в основном потому, что после 1984 года он не выиграл ни одного турнира Большого Шлема. Но это не значит, что ценность его игры уменьшилась. Уникальный талант Макинроя, инстинктивная смесь тонких и сильных ударов, остаётся редкостью в истории тенниса. И пусть эта игра не удержала его на вершине после 25 лет, не приходится удивляться, что благодаря ей он стал одним из величайших игроков старше 40, а теперь и старше 50 лет.
Пусть Макинрой и не общепризнанный козёл отпущения, но последние три десятилетия он был наиболее заметной личностью в своём виде спорта. В начале 80-х, в зените славы Джонни Мака, я как-то помнится возвращался по улицам своего города с теннисного корта с деревянной ракеткой Уилсон Про Стафф в руке. Мужчина постарше меня, сидевший на ступеньках на пороге своего дома вместе с другом сказал – как я почему-то и ожидал – «Эй, Макинрой». Что я не ожидал, так это то, что люди будут говорить тоже самое 30 лет спустя. Пару лет назад я переходил улицу в Бруклине и водителю грузовика пришлось притормозить, чтобы пропустить меня. У меня на плече была теннисная ракетка, поэтому, естественно, водитель крикнул, проезжая мимо: «Пошевеливайся, Макинрой!». Не Федерер, не Рафа, не Сампрас, не Агасси и не Борг. Пошевеливайся, Макинрой. Двадцать лет назад ты закончил карьеру и всё ещё де факто твоим именем называют людей с ракеткой на улицах Америки. Это слава.
Я предлагаю вашему вниманию несколько эпизодов, которые сделали Джонни Мака знаменитым.
*****
На этом видео вы можете посмотреть нарезку с его Уимблдонского полуфинала 1977 года против Джимми Коннорса с Маком на первом плане. Это был их первый матч. Коннорс в своём репертуаре даже не посмотрел на Мака в раздевалке когда мальчик попытался поздороваться – Макинрой потом сказал, что матч закончился именно там и тогда, ещё до того как он вышел на корт (про это и многое другое читайте в переводе автобиографии Макинроя/). Но судя по этому клипу, у него была возможность показать многое из того, что он умел. Включая искусный укороченный, идеальную свечку без замаха, острый обводящий бекхенд и пугающе быстрая реакция у сетки. Коннорс оценил увиденный талант. Вскоре после этого матча его спросили о перспективах Макинроя. Джимбо ответил: «Я только знаю, что не хочу находится поблизости, чтобы это узнать» К несчастью для него его пожеланю не суждено было сбыться. Макинрой побеждал его 20 раз.
Замечания: Макинрой одет в тенниску фирмы Фила своего героя Бьорна Борга, на голове у него схожая бандана, но он ещё не обут в свой знаменитые туфли Найки. Но это не займёт много времени. Фил Найт был среди зрителей на том Уимблдоне и то, что он увидел ему понравилось.
Судья на вышке допустил ошибку, объявляя его имя Ма-КЕН-рой.
Он пока ещё не начал использовать свою знаменитую подачу как у сломанной игрушки. Это произойдёт в следующем году. Эта подача в своё время помогла ему с проблемами со спиной.
*****
Макинрой положил конец пятилетней эре царствования Борга на Уимблдоне и в процессе смог удержать свою голову от разрыва – хотя кажется, что его волосы могли бы встать дыбом при розыгрыше последнего очка. Я забыл, что он берёт подачу Борга, принимая на чемпионство и кажется, что его последний удар с лёта будкт слегка за пределами корта, но он всё-таки попадает в поле.
Сейчас удивительна тишина на церемонии награждения – никаких речей, вообще не произносиится не слова. На мой взгляд это шоу Борга. Он выглядит вымотанным, со впавшими глазами, до тех пор пока не поднимает тарелку второго приза. И тогда он улыбается. Достойный жест признания поражения и облегчения
*****
Я уже несколько раз приводил ссылку на этот клип, отрывок из документального фильма Уильяма Кляйна 1981 года Чемпионат Франции (The French), но всё равно продолжаю к нему возвращаться, потому что он лучше всего отражает депрессивную красоту Макинроя и его игры на вершине этой пытки. Я обожаю как камера заставляет вас почуствовать его ускорение и работу ног когда он выходит к сетке. Обычно «гений» Макинроя не представляется мне столь агрессивно атлетичным
*****
И ещё один фрагмент, который вы здесь (в блоге Тигнера – прим. пер) уже видели, но разве в чествовании Макинроя можно обойтись без его выходок под убаюкивающую аранжировку «Молчание – золото» («Silence is Golden»)?
Мой любимым момент «из Макинроя». Когда престарелый судья на вышке на Уимблдоне 1980 года встаёт с места и объявляет: «Мистер Макинрой, вы получаете публичное предупреждение!». И потом Макинрой бредёт обратно и подаёт эйс, заканчивая гейм.
Это было первое «публичное предупреждение», что бы это не значило, в истории Уимблдона. И оно не станет последним для Джонни Мака.
Разгребешься с делами - возвращайся :)
Даже лучше, что ты редко появляешься - сейчас в разделе дурдом натуральный, на радость Ксении. Большинству уже надоело, кажется.