Бизнес-империя Серены Уильямс: доли в UFC и клубе НФЛ, 20 лет в индустрии моды. Доходы она не разглашает
Теперь еще владеет феминистской командой.
В 2022 году в американской Национальной женской футбольной лиге (NWSL) появится новый клуб из Лос-Анджелеса. Это уникальный проект, который уже называют торжеством феминизма: у него 33 владельца – и почти все они женщины. Например, актрисы Натали Портман, Джессика Честейн и Ева Лонгория.
Еще две женщины из списка владельцев – 23-кратная чемпионка «Больших шлемов» Серена Уильямс и ее двухлетняя дочь Олимпия.
Серена за карьеру заработала почти 100 миллионов долларов на корте и в несколько раз больше – за его пределами. И эти деньги она не только тратит, но еще и активно вкладывает в бизнес. А клуб из Лос-Анджелеса – далеко не первый ее крупный актив.
С сестрой стала первой афроамериканкой с долей в команде НФЛ
В 2008-м и 2009-м бизнесмен Стивен Росс купил 95% команды НФЛ «Майами Долфинс» и ее стадиона. Сделка оценивалась в 1,1 миллиарда долларов.
В качестве миноритарных (не имеющих возможности влиять на управление компанией) акционеров Росс привлек звезд: например, сестер Уильямс, певиц Глорию Эстефан и Ферги. Еще часть акций команды получила Дженнифер Лопес – после развода с певцом Марком Энтони, ставшим одним из первых миноритариев.
В качестве потенциальных акционеров сестер Россу предложил его советник – бывший исполнительный директор Ассоциации тенниса США Арлен Кантариан. Он познакомил бизнесмена с Сереной и Винус вскоре после того, как младшая обыграла старшую в финале «Уимблдона»-2009. Через полтора месяца уже было объявлено о том, что они вошли в долю.
Кантариан рассказывал, что в приобретении части команды сестры увидели возможность, с одной стороны, продвинуть свои бренды, с другой – заняться общественными инициативами. Например, они хотели помочь развитию благотворительной организации «Долфинс».
Для команды сотрудничество тоже стало хорошим маркетингом. Во-первых, они привлекли внимание миллионов поклонников сестер – одних из самых узнаваемых спортсменок в США. Во-вторых, заработали очки за политическую прогрессивность – Уильямс стали первыми афроамериканками с долей в команде НФЛ.
Размер этой доли не разглашается, ее стоимость – тоже. Но исходя из 1,1 млрд, за которые 95% акций купил Росс, ее оценивают в десятки миллионов долларов. Более того, ее стоимость должна была сильно вырасти, потому что клуб за это время подорожал почти в три раза: в сентябре 2019-го Forbes оценивал «Долфинс» в 2,76 млрд.
За счет доли в команде Серена и Винус попали в интересное положение: с 2018-го турнир в Майами проходит на домашнем стадионе «Долфинс». Серена даже участвовала в церемонии закладки теннисных кортов. А Росс по этому поводу сказал: «Она, наверное, станет первым человеком, выигравшим теннисный турнир, которым владеет».
Это, конечно, не так, потому что такие конфликты интересов для тенниса норма. Новак Джокович дважды выигрывал турнир в Белграде, которым владела его семья, а Давид Феррер в 2012-м победил на турнире в Валенсии – которым владел вместе с Хуаном Карлосом Ферреро.
Вместе с Винус, Шараповой и Ли На купила часть UFC
В июле 2016-го менеджерское агентство WME-IMG, представляющее интересы звезд спорта и шоу-бизнеса, купило UFC за 4 миллиарда долларов. После этого агентство предложило своим клиентам приобрести небольшие доли в промоушене. Так его акционерами стали Бен Аффлек, Сильвестр Сталлоне, Марк Уолберг, группа Red Hot Chili Peppers, телеведущие Конан О’Брайен и Джимми Киммел.
Всего в списке было 23 имени, включая четырех теннисисток: Марию Шарапову, Ли На и сестер Уильямс.
Как и в случае с «Майами Долфинс», размер и стоимость доли сестер точно неизвестны. Поскольку популярность UFC за эти годы только выросла, качественные источники сообщают только, что активы подорожали – возможно, в три раза.
Еще в интернете ходит информация, что из всех клиентов IMG у Серены и Винус самые большие доли: младшей принадлежит акций на 75 млн, а старшей – на 50. Но никаких подтверждений этому нет, и, скорее всего, цифра просто выдумана.
Почти 20 лет строила бренд одежды. Продажам помогает подруга из монаршей семьи
Мода – главная бизнес-активность и самое давнее увлечение Серены. Еще в 1999-м она поступила в Институт искусств Форт-Лодердейла во Флориде (№311 среди вузов по искусству в США), где училась два года. Через два года после этого она создала Aneres – марку одежды и украшений от Серены. Название – ее имя, прочитанное в зеркальном отражении.
Дело не пошло («Мы ничего не продавали»), но от карьеры дизайнера Серена не отказалась и долгое время строила ее через сотрудничества с Nike и крупным американским телемагазином HSN. С Nike она работает с 2004-го (когда подписала контракт на 40 миллионов долларов, а потом почти год не играла из-за травмы), а коллаборация с HSN продолжалась с 2009-го по 2017-й.
С 2014-го по 2016-й ее коллекции для HSN показывали на Нью-йоркской неделе моды (в последний раз – под аккомпанемент песен Бейонсе и стихов Серены), а некоторые модели за день продавались десятками тысяч экземпляров. Но по завершении сотрудничества американка резюмировала: «Меня всегда ограничивали – клиентуру, выбор тканей. Я многое делать не могла. Но они дали мне очень много знаний, очень много подготовки».
Это она рассказывала, когда в 2018-м снова стала независимой и по ходу «Ролан Гаррос» запустила собственный магазин одежды на своем сайте. Фишкой ее новой марки стали модели средней ценовой категории (от 35 до 250 долларов), которые работают на женщинах с любым телосложением. В коллекции только повседневные вещи, потому что контракт с Nike запрещает ей делать что-нибудь спортивное.
В этот раз продажи пошли лучше, и многие модели быстро разошлись. Помогло и то, что Серена за эти годы из молодой выскочки превратилась в легенду, и селебрити-связи: в 2018-м Меган Маркл носила блейзер из коллекции американки во время турне по Австралии.
Серена продолжает играть в дизайнера. Говорит, ее одежда поддерживает женщин (но это просто бизнес)
В 2019-м к одежде добавилась коллекция украшений – из камней, которые, по словам американки, добываются этически, вне зон военных конфликтов (контроль над месторождениями – одна из главных причин гражданских войн в Африке).
Сколько Серена зарабатывает на моде, сказать невозможно – поскольку это частная компания, а не открытое акционерное общество, финансовую отчетность американка может не публиковать. И не публикует.
Запустила прогрессивный инвестиционный фонд
В 2019-м Серена официально объявила о работе Serena Ventures – инвестиционного фонда, который тихо функционировал еще с 2014-го. В нем она сочетает общественное и коммерческое – желание помогать с желанием зарабатывать.
Фонд стал попыткой Серены стать частью финансовой инфраструктуры. Его цель – поддерживать перспективные компании, основанные женщинами и представителями меньшинств. Серена рассказывала, что таким фирмам в США обычно идет всего 2,3% от всех инвестиций, а у ее фонда они составляют 60% портфолио.
Главным успехом Serena Ventures стала компания Billie – производитель бритв для женщин и средств для ухода за телом. Billie поставила своей целью уничтожение несправедливости – того, что женские бритвы обычно стоят дороже мужских. За три года компания собрала 35 миллионов долларов инвестициями (и, по собственному утверждению, первой сняла рекламу женской бритвы, в которой было видно, что у женщин на теле бывают волосы), а в 2020-м ее приобрел гигант рынка потребительских товаров Procter & Gamble.
Кроме Bille фонд Серены вложился еще в три десятка компаний, среди которых много сервисов для матерей, производитель растительных заменителей мяса, цифровые тренажеры Tonal и цифровая клиника по борьбе с зависимостями.
Серена Уильямс теперь посол люксовых туфель. Не только за деньги, но и за идею
100 лет маленького черного платья: раскрепостило женщин, прославило Шанель, Хепберн и Шарапову
Подписывайтесь на лучший инстаграм о теннисе
Фото: Gettyimages.ru/Michael Reaves, Dia Dipasupil, eff Bottari/Zuffa LLC, Albert Urso, Clive Brunskill; instagram.com/serenawilliams