Спорт, изучи провал Джоковича! Нельзя возвращаться без жесткого регламента, масок и постоянных тестов
Его турнир на Балканах – беда.
Выставочный турнир Новака Джоковича, после которого положительные анализы на коронавирус сдали сам серб, еще три игрока (Григор Димитров, Борна Чорич и Виктор Троицки), два тренера и несколько случайных жертв (включая 5-летнего ребенка), стал провальной попыткой вернуть теннис в привычном виде – без поправок на условия пандемии.
Организаторы Adria Tour, в числе которых Джокович, его младший брат Джордже и тренер Горан Иванишевич, совершили настолько серьезные ошибки, что не нужно быть врачом, чтобы их увидеть.
Этот пример покажет всем видам спорта – включая русский футбол, где многие клубы забили на правила безопасности, – как не надо делать.
Не надо плевать на ограничения, даже если власти не устраивают жесткий контроль
Джокович, его брат и пресс-служба турнира с первого дня настаивали, что делают все по правилам Сербии и Хорватии, где проходили матчи. Только после волны положительных тестов менеджер заболевшего Григора Димитрова признал: «В Сербии эмоции возобладали над ограничениями».
Потому что ограничения там все же были – пусть и в виде рекомендаций. Вот главная с посвященного коронавирусу официального портала: «Избегайте объятий, поцелуев в щеку и рукопожатий. Держите рекомендуемую дистанцию минимум метр».
В Хорватии рекомендовали дистанцию 1,5 метра и соответствующую рассадку на трибунах. Еще всех просили носить маски.
Но на турнире Джоковича за соблюдением мер безопасности никто не следил. Организатор обнимался, целовался и жал руки вместо того, чтобы проконтролировать нанесение разметки на трибуны. Людей, проверявших маски, тоже не было – хотя зрителям их и предлагали.
В целом организаторы должны были разработать детальный регламент проведения – в идеале, как в Бундеслиге. Ну или хотя бы как в РПЛ, где в этом документе хватает проблем, но он в принципе есть. На турнире Джоковича подумали, что если разрешили позвать зрителей, то можно делать вообще все. Поэтому в Белграде стадион на 4 000 человек забили полностью, в Задаре стадион на 9 000 зрителей – наполовину. Хотя пока европейская норма – 0-10% от максимума. Считается, что только так можно соблюдать дистанцию. Кстати, после матча «Црвены Звезды» и «Партизана», прошедшего в Белграде без ограничений, у пяти игроков обнаружили вирус.
На турнире Джоковича вообще нет защиты от коронавируса. Димитров и Чорич заразились, в опасности все
Автор книги о победе Новака на «Ролан Гаррос» и его неофициальный пресс-атташе Кароль Бушар оправдывала турнир без ограничений тем, что Джокович умный и 10 раз все обдумает, прежде чем делать. В таком случае он бы мог еще и подумать, что на разрешения властей не всегда стоит ориентироваться.
В воскресенье в Сербии прошли выборы, и, вероятно, ограничения ослабили как раз под них (невозможно такое представить, да?). Эпидемиолог Зоран Радованович заявил: «В мае отменили почти все меры, потому что для разрешения политической деятельности нужно разрешать работу ресторанов, клубов, давать свободу движения и даже проводить футбольные матчи. Но после выборов можно ожидать нового скачка».
Кроме того, есть претензии и к официальной статистике. Сейчас, если ей верить, в Сербии примерно 100 новых заболевших в день, но в руки журналистов попала правительственная база данных, которая показывает, что цифры занижены в три раза.
Это проблема не только Сербии. Например, в Испании резкое снижение смертей от коронавируса связывают с тем, что правительство поменяло методы учета. Поэтому свой регламент и холодная голова нужны всем.
В первую очередь это обязанность организаторов. Понятно, что все игроки, участвовавшие в турнире и связанной с ним вакханалии, тоже виноваты во вспышке. Но их отношение к процессу выразил Саша Зверев, перед хорватским этапом высказавшийся об условиях: «Конечно, я был удивлен, но об этом должны думать организаторы».
И в итоге даже Джокович все же признал: «Мы ошиблись и поторопились». При проведении массового мероприятия такая спешка особенно опасна.
Не надо забивать на тесты и самоизоляцию
Если тотальное веселье на корте, трибунах и в ресторанах шокирует, то отношение организаторов Adria Tour к тестам на коронавирус повергает в ужас: они были добровольными на протяжении всех двух с половиной недель. Игроки не были обязаны их сдавать даже после:
• Прилета из США, где больше всего больных в мире (2,4 млн человек). Григор Димитров, с которого пошла цепочка новостей о заражениях, приехал в Белград из Флориды и обнимался с Джоковичем, уже выйдя из самолета.
• Новостей о контакте с зараженным. У Джоковича он был за несколько дней до начала турнира, а известно о нем стало в понедельник после белградского этапа. Ну и, конечно, из Задара он уехал, не сдав анализ, потому что хорошо себя чувствовал и не был обязан.
• Положительного теста в окружении участника турнира. Беременная жена Виктора Троицки, игравшего в Белграде, в пятницу (19 июня) получила положительный ответ на анализ. После этого всех, с кем контактировал серб (то есть, всех участников турнира), должны были проверить. Правда, пока неизвестно, сообщил ли он организаторам о результате.
• Пропуска официального мероприятия из-за симптомов болезни. Димитров в Задаре отказался от участия в матче всех звезд из-за недомогания, а после жеребьевки у него был жар. Сербские медиа сообщают, что от теста он отказался. Но в такой ситуации проверка и изоляция должны быть обязательными, а не добровольными.
Такое отношение к тестированию приводит к тому, что сейчас уже, наверное, невозможно отследить, кто и откуда привез вирус. Поэтому за сокрытие информации и отказ от анализов должна быть ответственность.
***
После балканского фиаско медицинский регламент US Open, неделю назад выглядевший жестковатым, сейчас кажется даже слишком мягким. В нем предусмотрены регулярные анализы, ограничение круга общения, матчи без зрителей, обязательные маски за пределами корта и тренажерного зала, соблюдение дистанции.
Но еще там прописано, что игроки могут не жить в турнирной гостинице, а снять частный дом, в котором никакого контроля не будет. А практика показывает, что если игроков не контролировать, они обязательно что-нибудь устроят.
В итоге может возникнуть парадоксальная ситуация, описанная Энди Марреем – что делать, если человек из гостиницы, соблюдающий все меры, дойдет до четвертьфинала, но ему придется сняться, потому что его заразил беспечный коллега? Ответа на это нет.
Но пока и нет ответа, состоится ли вообще US Open – особенно на фоне новостей о новых визовых ограничениях в США и нежелании ЕС пускать прилетающих из США (потому что в стране, как в Бразилии и России, власти странно контролировали пандемию). Представители US Open уже сказали, что адриатическое турне – пример того, для чего они придумали медицинский протокол. Люди из ATP тоже обещали, что у них он будет жестким. А глава организации Андреа Гауденци вообще сравнил игроков с детьми.
Подписывайтесь на лучший инстаграм о теннисе
Фото: REUTERS/Marko Djurica, Antonio Bronic; globallookpress.com/Shi Zhongyu/XinHua; Gettyimages.ru/Srdjan Stevanovic, Mike Stobe
Ниткин: А зафигачу-ка я еще одну статью про Джоковича и корону! Перефразирую мысли предыдущих статей, расскажу людям то, что они уже знают и все готово!
Урок русского: жертва это погибший. С каких пор сдавший тест = жертва?
Хотя чего я распинаюсь, понятно, что это не случайная ошибка, а намеренное нагнетание паники, то есть информационный террор.