У Джоковича – коронавирус. Он выступал против вакцин, рекламировал шарлатана и провел турнир, ставший очагом заражения
Первая ракетка мира Новак Джокович сдал положительный тест на коронавирус. Это произошло после организованного им выставочного турнира в Задаре – после которого болезнь обнаружили еще у трех игроков (Григора Димитрова, Борны Чорича и Виктора Троицки), двух тренеров и еще нескольких человек.
Проведение того турнира – образец опасного поведения и мышления, которые Джокович демонстрировал в месяцы карантина.
***
Новак Джокович – великий теннисист. У него безумное влияние на эволюцию игры, на корте он делает то, чего до него не делал никто. И, скорее всего, он закончит карьеру с рекордом по победам на турнирах «Большого шлема» (сейчас у него 17, у Надаля – 19, а у Федерера – 20).
Невозможно спорить, что Джокович-теннисист – уникальное и историческое явление, невозможно не уважать его талант и работоспособность. Но, господи, как же тупо провел три месяца карантина Джокович-человек.
Последнее фиаско – его адриатическое турне. Новак организовал серию благотворительных турниров в Сербии (играли 13-14 июня), Хорватии (играли 20-21 июня), Боснии и Герцеговине (собираются играть 3-4 июля). Цель турниров на Балканах была благородной – собрать деньги, чтобы помочь людям.
Но из Хорватии минимум два игрока – Григор Димитров и Борна Чорич – уехали с положительными анализами на коронавирус. И этого можно было бы избежать, если бы сами теннисисты и в первую очередь организаторы во главе с Новаком были чуть ответственнее и разумнее.
Турнир мог стать иллюстрацией того, что теннис – идеальный спорт для эпохи пандемии. Да, на уровне больших профессиональных турниров он сталкивается с проблемами: игроки слетаются со всего мира и должны постоянно путешествовать, их очень много, у них большие команды и так далее.
Но на уровне небольших соревнований на ограниченной территории теннис прекрасен. Он бесконтактный, игроки почти все время находятся друг от друга далеко, есть все условия для минимизации заражения – поэтому во многих странах его причисляют к числу безопасных занятий.
Нужно только соблюдать меры предосторожности, о которых, например, рассказала американский политик, хихикая от двусмысленного слова balls. И в таких условиях, наверное, можно даже пускать зрителей на трибуны – при социальной дистанции.
Турниры Джоковича могли стать образцом осторожности и здравого смысла, но превратились в праздник безумия: постоянные обнимашки, неконтролируемые толпы зрителей, тусовки игроков в ночных клубах. И все это несмотря на то, что Димитров, например, прилетел в Белград прямо из США – мирового центра пандемии.
Сейчас стало известно, что тестирование на вирус вообще не было обязательным для участия. Хорватские и сербские медиа сообщают, что Димитрова не проверяли даже после того, как у него поднялась температура и появилось недомогание – потому что он якобы сам отказался. Если это правда, то Григору просто нет оправданий. Но с точки зрения организации это же нонсенс: во время пандемии у человека появляется основной симптом болезни, он из-за него пропускает турнирные мероприятия, но ему все равно дают играть и обниматься с другими.
Более того, еще в пятницу жена Виктора Троицки сдала положительный анализ – а Троицки играл в Белграде. В воскресенье вирус выявили и у него. Но после того, как человек из близкого окружения одного из участников заболел, ответственные и разумные организаторы должны были проверить всех остальных и ввести превентивные меры.
Джоковича спрашивали, почему турниры проводятся так беспечно. Он отвечал, что власти Сербии и Хорватии разрешили и не везде кризис такой жесткий, как в США, – и продолжил на этом настаивать в заявлении, которое выпустил после обнаружения у него болезни. Но это не совсем правда – в Сербии, например, рекомендовали соблюдать метровую дистанцию и не трогать друг друга.
С тестированием он тоже удивил. Уже после сообщения о заражении Димитрова Джокович уехал из Задара без анализа на коронавирус – потому что хорошо себя чувствовал и не испытывал симптомов. И это тоже якобы разрешили власти – медицинская служба округа Задар, с которой организаторы постоянно консультировались.
И тут мы сталкиваемся с важным моментом. Доверие к организаторам адриатического турне подорвано хотя бы тем, что за несколько часов до новостей об отказе Джоковича они обещали, что всех обязательно проверят в тот же вечер. Но даже если власти так позволили проводить турнир и тестирование после заражения, разрешенное и правильное не всегда одно и то же.
Сербский Sport Klub сообщил, что другие игроки сдали анализы в Задаре – и именно они выявили вирус у Чорича (с которым Димитров обнимался в субботу), фитнес-тренера Димитрова, фитнес-тренера Джоковича и еще нескольких человек. А сам Новак – президент Совета игроков ATP, один из организаторов и лицо турнира – уехал в Белград и только там связался с врачом.
Джокович должен быть лидером – или хотя бы им притворяться. Даже если он считает коронавирус не самой опасной болезнью, он должен понимать, как все это выглядит. Должен понимать: его обвинят в том, что он подставил других людей. И не только теннисистов-миллионеров, но и простых зрителей, всех, кого мог встретить по дороге в Белград, всех в окружении – и в окружении своего окружения.
Аргумент «власти разрешили» не работает еще и потому, что Джокович не боится авторитетов и властей. В начале кризиса он высказался против обязательной вакцинации от коронавируса – потому что не хочет колоть поспешно сделанный препарат с неизученными побочными эффектами.
Но эту вполне разумную мысль он оформил так абстрактно, что получилось, будто он против всех вакцин вообще. Естественно, журналисты подняли панику, требовали пояснений. И он их дал – только ничего в них не пояснил: «Я интересуюсь здоровьем и потрачу очень много времени на изучение того, как мы можем усилить метаболизм для наиболее эффективной защиты против вторжения таких врагов, как коронавирус». Хотя если бы меня назвали антиваксером, когда я только против использования непроверенной вакцины, я бы сделал все, чтобы донести эту мысль.
Готовность плыть против течения Джокович доказал и серией лайвов в инстаграме с Шервином Джафари – антинаучным человеком, который заявлял об опасности 5G и wi-fi, вреде УЗИ во время беременности и аутизме из-за прививок против кори, эпидемического паротита и краснухи. Перед первой трансляцией серб сказал, что «мы можем многому научиться у этого человека».
Во время лайвов прививки и 5G они с Новаком не обсуждали. Зато мило поговорили о том, как позитивные эмоции меняют свойства воды на молекулярном уровне – ссылаясь на невоспроизводимое (а потому не вызывающее доверия у ученых) японское исследование.
Джокович не только дал этому человеку платформу для распространения идей – и в лайвах постоянно кивал и соглашался, раз в три слова называя его братом. Он еще давал ему рекламировать свои добавки – например, напиток «Золотой разум», который якобы стимулирует рост клеток мозга и улучшает связь сознания и тела. Всего за 50 долларов за бутылочку.
Серба не смутило даже то, что Джафари сам не верит в эффективность своего бреда. По крайней мере, на сайте его магазина написано, что «результаты не гарантированы» и «мы не несем ответственности за то, что информация на сайте может быть неточной, неполной или неактуальной». Более того, Джокович говорил, что они несколько лет сотрудничают в области питания и планируют выпускать что-то совместно.
Все это особенно разочаровывает, потому что такие безответственные истории Джокович устраивает на фоне по-настоящему хороших и правильных поступков. Он жертвовал миллионы евро на борьбу с коронавирусом (надеюсь, не обязывая тратить их на «Золотой разум») и пытался помочь нерейтинговым игрокам, которые остались без денег. Но мутная позиция по вакцинам, реклама мошенника и теперь адриатический тур топят все хорошее.
Коронавирусные пиар-провалы далеко не первые в карьере Джоковича. Уже была история с гуру Пепе Имазом, который верит в левитацию; с поддержкой Джастина Гимельстоба, избившего человека (когда Новака пытались спросить об этом на «Уимблдоне», он ушел в защиту и обещал изучить дело. А потом не изучил и комментировать отказывался); с выступлениями против равных призовых для мужчин и женщин.
Но его победы все это затеняли – особенно для болельщиков, один из которых в воскресенье написал, что не бросит Новака, даже если тот «будет вводить детям раковые клетки». Неизвестно, что случится сейчас, но я бы на месте всех, с кем говорит серб, теперь по 10 раз обдумывал все его слова и предложения. Уж больно они опасные.
На турнире Джоковича вообще нет защиты от коронавируса. Димитров и Чорич заразились, в опасности все
Подписывайтесь на лучший инстаграм о теннисе
Фото: Gettyimages.ru/Morgan Hancock, Hector Vivas; REUTERS/Marko Djurica
Кстати, а может тест на коронавирус он отказался сдать и быстро отбыл в Белград, потому что побоялся, что в крови что-то еще интересное найдут? У меня почему-то именно эта мысль возникла, когда прочитал об его отказе сдать тест на коронавирус.