10 мин.

Великий финал Майами-2005. Федерер уступал 0:2 и не знал, что делать с Надалем (даже сломал ракетку), но Рафе не хватило сил

Матч, определивший многое.

Финал турнира в Майами-2005 – вторая встреча между Роджером Федерером и Рафаэлем Надалем и первая, которая задала курс главному теннисному соперничеству на много лет вперед.

Федерер приехал в Майами первой ракеткой мира, потерпев всего одно поражение в 43 матчах – от Марата Сафина на Australian Open. Титул на предыдущем «Мастерсе» в Индиан-Уэллс он взял, не проиграв ни сета, а больше всего проблем ему доставил его нынешний тренер Иван Любичич – 7:6, 7:6.

18-летний Надаль перед поездкой в США взял титулы на грунте Коста-ду-Сауипе и Акапулько и подобрался к топ-30 рейтинга. Конечно, никто не забыл, что годом ранее он обыграл Федерера всего за час, но Надаль по-прежнему оставался новичком.

Финал растянулся на пять сетов, и в третьем Федерер уступал с брейком, а потом был в двух очках от поражения. Но в итоге победил почти за четыре часа – 2:6, 6:7, 7:6, 6:3, 6:1. И этот матч показал многое из того, что определило ход их великой борьбы. А Роджер после матча даже сказал: «Сегодня я осознал опасность, которую представляет Надаль».

Федерер долго не мог понять, что делать с игрой Надаля

Несмотря на величие и важность матча, нужно признать – в первом сете Федерер играл ужасно, во втором и третьем – неровно, и только в четвертом и пятом – хорошо. Но к тому же времени Надаль уже подустал.

А еще по ходу турнира и финала у швейцарца были проблемы с мозолями на ногах. Возможно, они тоже добавили остроты игровым вопросам, которые ему задавал Рафа.

Игра Надаля создала Федереру три основных трудности:

• Рафа – левша, поэтому снижалась эффективность привычных схем. Например, любимые атаки с обратного кросса справа работали не так хорошо, потому что мяч летел под сильную руку Надаля. Сам Федерер говорил: «Он левша, и я должен был к этому адаптироваться. Но не мог! Когда я понял его игру, то уже уступал с брейком во втором сете».

• Оборона останавливала продвижение вперед. Теннис Федерера и тогда, и сейчас строится на плотном контроле задней линии. Но Надаль тащил удары, которые обычно оказывались для Роджера выигрышными, и отвечал либо просто глубоко, либо с хитрым вращением. В итоге он срывал темп атаки, не давал занимать пространство в корте.

• Вращение, конечно, стало главной трудностью. «С форхенда (поясним для новичков в теннисе: так называется удар со стороны ведущей руки – Sports.ru) очень высокий отскок. Он играет не очень глубоко, а наоборот коротко, чтобы отскок был выше. Когда ты понимаешь, что можно атаковать, уже становится слишком поздно, мяч слишком высоко», – объяснял тогда Федерер.

И, как всем уже давно известно, особенно активно Надаль использовал форхенд под одноручный бэкхенд (а так называется удар со стороны неведущей руки. У Федерера это удар слева, у Надаля – справа – Sports.ru), который трудно выполнять после высокого отскока.

Уже в первых геймах стало понятно, что обычная игра Федерера не работает. Он пытался подкрутить план. Основное изменение – он много выходил к сетке, но и там мало что получалось.

Во-первых, привычные выходы с обратного кросса открывали слишком много пространства для форхенда Надаля. А с форхенда контратакующую обводку выполнить легче, чем с бэкхенда.

Чуть ли не сразу же после этой неудачи Федерер правильно построил выход к сетке через атаку под лево.

Во-вторых, даже когда Федерер хорошо готовил выходы к сетке, то часто получал невероятные обводящие.

Еще Роджер понял, что кроссы с бэкхенда ему вообще ничего не дают, поэтому больше играл по линии. Но из-за вращения ему было трудно вкладываться в мяч, поэтому он много резал по линии и с таких резаков рвался к сетке. Надаль это читал и контратаковал.

Отлично подготовленный выход, после слайса мяч отскакивает очень низко. Но что поделать, когда Надаль творит такое?

В первом сете было ощущение, что у Федерера не только нет реализации плана, но и нет самого плана. Это ощущение будет сохраняться во многих его матчах с Надалем на грунте – особенно в финале «Ролан Гаррос»-2008, где он взял всего четыре гейма.

Но на харде он сейчас ведет у Надаля 11:9 и выиграл на нем пять матчей подряд. В этом ему помогла новая ракетка, которая облегчила игру слева и позволила мощно атаковать чуть ли не с полулета. Но тактические приемы, которые он использует против Рафы на быстрых покрытиях, начали проявляться уже по ходу той встречи.

Почему Федерер начал выигрывать

Чтобы это понять, сначала надо развеять пару мифов: что Надаль унылый тащила, который только и умеет бегать и бросать петельки под бэкхенд, дожидаясь ошибки, и что бэкхенд Федерера настолько плох, что ломается от этих петелек.  

Да, Рафа использует атаки под лево как основу игры. Да, левая рука и мощное вращение позволяют ему проводить такие атаки довольно безопасно. Но бэкхенд Федерера на харде позволяет ему с этим бороться. Как, например, в этом розыгрыше из 27 ударов.

Или вот, например, нейтрализация атаки под лево за счет короткого слайса, который втягивает Надаля к сетке. Тогда впереди Рафа еще был не так уверен в себе, как сейчас.

На быстрых покрытиях перекрученные удары Надаля наиболее эффективно работают в коктейле с плотной и мощной игрой по всем направлениям. Федерер начал переламывать игру во втором сете, и посмотрите его объяснение: «В середине второго сета у меня уже было ощущение, что он бьет не так сильно».

Для Надаля рецепт успеха – это вращение плюс сила. Если что-нибудь из этого убрать, начинаются проблемы. Вот пример из матча в Майами.

Надаль просто кидал под лево и ничего этим не добился. И обратите внимание, как плоско полетел последний атакующий удар под бэкхенд. Есть догадка, что нынешнее доминирование Федерера на быстрых покрытиях обуславливается как раз тем, что в попытках сокращать розыгрыши Надаль уже не так вкручивает мяч, и Роджеру легче встречать его на подъеме и атаковать.

В Майами Федерер имел все, чтобы выиграть второй сет. Например, вел 5:2 и при 40:40 на приеме был в ударе от сетбола – но пробил смэш ободом. При счете 5:3 он вел 30:15, но сорвал удар с лета, а потом дважды дал Надалю атаковать с форхенда. Потом у него был двойной сетбол на приеме при счете 5:4, но тут Рафа включил безумную агрессию. И на тай-брейке испанец тоже был активнее и поэтому его затащил.

Третий сет уже должен был выигрывать Надаль, потому что вел 4:1 в геймах, а потом 5:3 на тай-брейке. Но в эти моменты его как раз подводило отсутствие агрессии. Особенно пассивно он провел концовку тай-брейка: несколько раз получал возможность для атаки по линии после обратных кроссов Федерера, но откидывал мяч в середину.

А дальше мы совершенно очевидно увидели то, что помогает Федереру обыгрывать Надаля на быстрых покрытиях, а Джоковичу – вообще не всех.

Федерер начал доминировать, когда у него стабильно пошел удар справа по линии. Потому что Надаля побеждают, ломая его самую сильную сторону – форхенд. Постоянные атаки в эту сторону не давали Рафе запускать вращение и ломали его уверенность в любимом ударе. В итоге с середины матча у швейцарца заработали даже обратные кроссы – он вколачивал их мощно и остро, а Надалю не хватало сил на опасные переводы.

В итоге уже тогда начала оформляться картина, актуальная до сих пор. Федерер побеждает Надаля, только когда доминирует на задней линии. Казалось бы, в теории, ему должна помогать отличная игра у сетки, но в реальности она ничего не дает, если нет преимущества сзади. Выходы вперед не позволяют переломить ход матча против испанца. И, например, пятый сет финала Australian Open-2017 и полуфинал «Уимблдона»-2019 он выиграл, выходя вперед намного реже, чем стало привычно.

Ну и без подачи Федереру никак. В том финале в Майами с каждым сетом у него улучшались цифры попадания первым мячом и реализации второй (начал с 25% в первой партии).

***

Еще несколько небольших наблюдений.

• Прием из глубины, которым славится Надаль, зарождался уже тогда. Конечно, он не стоял в пяти метрах на задней, но даже на втором мяче давал себе время, чтобы вкрутить ответ.

Прием второй подачи – черные точки.

• Подача Рафы тогда не сильно уступала нынешней по скорости, но вращение было намного сильнее, поэтому она оказывалась менее проникающей.

• Несмотря на то, что у Федерера есть все, чтобы бороться с атаками Надаля под лево, они быстро стали психологическим оружием. В третьем сете был гениальный момент: 4:4, у Федерера брейк-пойнт, Надаль подает вторым мячом, Роджер ждет резак под бэкхенд и заранее смещается, но Рафа пуляет эйс через середину.

• Федерер весь матч был очень сердитым. Во втором сете он стучал мячом по корту, попал себе в кроссовок и громко возмутился: «О, боже». Потом выдал сарказм линейному судье: тот зафиксировал аут после его подачи и сразу услышал едкое «Ага, конечно». И электронный повтор, который тогда использовали только в трансляциях, показал, что мяч был в линии.

А после сорванного смэша на геймболе Надаля при счете 4:4 в третьем сете Федерер кинул ракетку в корт.

Это был последний такой случай до его матча с Джоковичем в Майами-2009 и великого уничтожения.

16 лет назад в Майами впервые встретились Федерер и Надаль. Рафа выиграл за час

Надаль на «Уимблдоне» – совсем другой теннисист. Больше агрессии, сильнее подача, чаще забеги к сетке

Новую ракетку, которая придала бэкхенду Федерера новую жизнь, он искал примерно год

Теннис свернулся из-за коронавируса, но наш инстраграм про него – нет. Подписывайтесь

Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill