11 мин.

За что Медведев потребует извинений? Почему Возняцки показывала разные стоны? Исследуем этикет тенниса

Учимся кричать и жать руки.

– Ты хоть иногда извиняешься, Каспер?

– Что?

– Ты хоть иногда извиняешься? Когда задеваешь сетку?

– Извини, но ты проиграл брейк-пойнт не из-за сетки. Я забил навылет.

– Я не из-за этого проиграл очко, но ты задел сетку.

– У тебя после этого был легкий мяч.

– Отпразднуй, а потом просто добавь «извини».

Это разговор между Даниилом Медведевым и Каспером Руудом после того, как во втором сете их матча на январском ATP Cup норвежец реализовал брейк-пойнт и повел 3:1.

Медведев говорит о неписаном правиле тенниса: если после твоего удара мяч задел сетку и это дало игровое преимущество, нужно попросить прощения. Это часто выглядит комично, когда поднятая в извинении рука плавно превращается в сжатый от радости кулак. Но это старая традиция.

Медведев к ее соблюдению относится ревностно. Именно с требования извинений за нетбол начался его конфликт со Стефаносом Циципасом, который по итогам их матча в Майами в 2018-м чуть не перерос в драку. По той же причине Даниил поссорился с Диего Шварцманом, который после их матча на ATP Cup решил с ним больше не общаться.

Для любителей тенниса Медведев уже превратился в полицейского, который внимательно следит за соблюдением этикета. «Каждый раз, когда я слышу, как кто-то извиняется за везение с нетболом, я представляю, как Даниил Медведев довольно кивает головой», – подобные твиты уже стали частью фольклора.

И в теннисе подобных норм полно.

Этикет ударов в корпус

«Он пытается в меня пробить и думает, что это нормально», – так начался трехсторонний разговор между Энди Марреем, Хуаном Мартином дель Потро и судьей Фергюсом Мерфи на турнире в Риме в 2008-м. Тот самый разговор, который перерос в легендарные слова британца: «Он опять что-то говорит про мою маму, какого черта он делает?».

Иногда в теннисе возникают ситуации, когда кто-то из игроков оказывается под расстрелом у сетки. В таком случае не запрещено вместо попытки выполнить обводящий пробить прямо в соперника – но некоторые считают, что так лучше не делать.

Например, в 2012-м на Australian Open Томаш Бердых не пожал руку Николасу Альмагро, потому что тот уложил его на корт ударом в грудь. Позже он рассказал, что погорячился, но не отказался от идеи, что испанец поступил неправильно: «Такие вещи не должны происходить в теннисе. Может быть, мы оба допустили ошибку, но теперь мы квиты».

Удар в корпус – действенная тактика (особенно в паре), потому что сопернику зачастую приходится не подстраиваться под мяч, а уворачиваться, и бьющий выигрывает очко либо за счет попадания в корт, либо за счет попадания в противника. Позже это понял и Маррей, который во время работы с Иваном Лендлом (большим любителем отправлять соперников в нокдауны) зарядил Тсонга в пах и пытался пульнуть в Федерера.

Но за такие удары тоже принято извиняться – чего в прошлом году требовали журналисты от Ника Кириоса, который несколько раз пробивал в Надаля во время их матча на «Уимблдоне». Австралиец не поддавался: «За что мне извиняться? Сколько у чувака «Шлемов»? Сколько денег на счетах? Думаю, переживет удар в грудь. Я не буду перед ним извиняться».

Надаль, сам однажды попавший в лицо Новаку Джоковичу, извинений не требовал, но ему не понравилось, что Кириос бил в него вообще без желания попасть в корт: «Мяч улетел прямо в ограду корта. Так что это был опасный удар для линейных. Если такой удар попадет в глаз, будут проблемы. Вот и все».

Итог: бить в соперника можно, но желательно только в крайних случаях. А потом надо попросить прощения.

Этикет празднований

В уже упомянутом разговоре Маррея, дель Потро и Мерфи британец объяснял судье: «Да, ему можно в меня бить, а мне можно сказать come on, когда он еще раз сорвет удар на трибуны».

Формально Маррей был прав: он вполне может праздновать выигранные любым образом очки, при этом даже глядя сопернику в глаза (чего, например, нельзя делать в баскетболе). Но такое поведение, естественно, не приветствуется. Например, Tennis Australia советует: «Уважайте соперника. Можно праздновать свои успехи, но невежливо трясти кулаком, шипеть «да» или давать пять зрителям, когда соперник допускает ошибку».

Конечно, есть градация. Только совсем хардкорные фанаты этикета будут сердиться, если игрок потрясет кулаком после брейк-пойнта, на котором он  в розыгрыше из 26 ударов выжал ошибку из соперника. Но вот удар в сетку в простой ситуации лучше не воспринимать триумфально.

Кроме того, в некоторых ситуациях включаются дополнительные требования. Например, было много недовольных тем, как Джокович отметил выигранный сет в полуфинале Australian Open против Федерера.

Даже Роджер смотрел на это с недоумением. Все дело в обстоятельствах: все знали, что Федерер играл с травмой, и критики серба посчитали, что в такой ситуации тоже лучше сдерживаться.

Этикет споров с судьями

«Она каждый раз пытается разговаривать с судьей и вывести из себя соперника, поэтому я просто не хотела слушать, что она говорит. Я думала о себе. Мы же соперничаем в теннисе, а не в разговорах», – это Ли На рассказывала, как настраивалась на матч с Анастасией Родионовой на «Уимблдоне»-2010.

Конечно, судьи иногда ошибаются, и иногда разговоры с ними вполне оправданы. Но есть игроки, которые спорят с ними по любому поводу и за счет этого сбивают противников с ритма. Раньше этим славилась Родионова, сейчас главный спорщик, наверное, Кириос. На US Open-2019 он настолько взбесил Стива Джонсона претензиями к судье, что тот спросил: «Ты хочешь играть в теннис или устраивать всякую херню, Ник?».

В целом, в недоверии к арбитрам, как и во всем, нужна мера. А, например, Циципас в прошлом году в Мадриде так часто просил судью на вышке спуститься и проверить отметку на корте, что в итоге нарвался на шутку от Надаля: «Не хотел бы я играть против него без судьи».

Этикет криков и стонов

Правила запрещают создавать помехи сопернику – в том числе кричать ему под руку. Поэтому, например, Фабио Фоньини должен был получить предупреждение, когда в прошлом году в Шанхае мешал Маррею (вместо этого возникло разбирательство, из которого вылилось потрясающее «Заткнись», которое британец бросил Фабио).

Еще есть прецеденты, когда игроков наказывали за пародии на соперников. В прошлом году Лаура Зигемунд передразнивала стоны Сары Соррибес-Тормо, и судья остановил розыгрыш и отдал очко испанке. А в 2016-м Робину Хаасе вынесли предупреждение за то, что он на «Челленджере» издевался над чилийцем Гонсало Ламой.

В своем стиле стонать и кричать после своих ударов никто не запрещает – кроме Каролин Возняцки, которая в 2018-м в Дохе жаловалась судье на Монику Никулеску. «Конечно, она только так и может выиграть». При этом Возняцки утверждала, что Никулеску стонет уже в то время, когда датчанка наносит удар: «Иногда она делает так «уу», а иногда – «аааааа».

Справедливость этих претензий спорная. Да и Возняцки не первый раз выдвигала неоднозначные обвинения в неспортивное поведении: в Истбурне в 2015-м она высказала Белинде Бенчич, посчитав что та неправильно повела себя, когда Каро подавала на разминке.

Этикет выбора скамеек

Федерера считают главным теннисным джентльменом, и он 13 раз выигрывал награду за спортивный дух и честную игру. Но у болельщиков Новака Джоковича к его поведению есть претензии.

На турнирах игроки выходят из раздевалки на корт по рейтингу – сначала тот, у кого он ниже. По традиции, тот, кто выходит первым, должен занять скамейку по левую руку от судейской вышки – обычно она дальше от выхода.

Но на итоговом-2012 Федерер занял место, которое было предназначено Джоковичу. Серб это заметил, и есть основания полагать, что это его разозлило, – он проиграл первые девять очков матча. А на итоговом-2015 швейцарец повторил этот прием, причем в этот раз его не смутило даже то, что на креслах были разложены именные полотенца.

Обыграв Джоковича, Федерер объяснил: «Если честно, полотенце для меня не очень много значит. Полотенце мне не указ. Я выходил на корт первым, и обычно тот, кто выходит первым, решает, где он хочет сидеть. Для меня это правило, а не полотенце. Может быть, для вас полотенце больше значит. Для меня это вещь, которую берут в душ».

Конечно, никаких проблем бы не было, если бы на всех турнирах, как в Санкт-Петербурге, игроков до скамеек проводили девушки-роботы-табло.

Этикет рукопожатий

Снова обратимся к гиду на сайте Tennis Australia: «Крепко пожмите руку и поздравьте соперника в конце матча. Никто не хочет хватать вялую дохлую рыбу после большой победы». Поэтому, например, Агнешку Радванску критиковали за не глядя протянутую Сабин Лисицки руку после поражения в полуфинале «Уимблдона»-2013.

При этом нельзя сжимать руку слишком сильно. Из-за этого в ноябре на турнире ITF теннисистки чуть не подрались: обмен сжиманиями перерос в перепалку, во время которой на корт выскочил отец одной из участниц, а разнимать их пришлось судье.

Желательно смотреть на противника, но тоже не слишком внимательно.  А то возникают ситуации, как после матча Винус Уильямс и Барборы Стрыцовой на турнире в Дохе в 2015-м.

Винус: Этот взгляд что-то значит?

Стрыцова: Поздравляю?

Винус: Ну ладно.

И, конечно, не надо делать, как Камила Джорджи после поражения от Марии Саккари на US Open.

***

Вообще в теннисе, как и в жизни, важнее всего просто не быть мерзавцем. Иначе можно закончить, как Даниэль Келлерер, который всю карьеру ругался, спорил, симулировал и вел себя неадекватно, и один его противник после победы истерично смеялся, танцевал и кричал You are so bad. А другой пытался придушить.

Теннисистку обвиняют в жульничестве за медицинские перерывы. Правила она не нарушает, но тенденция некрасивая

Величие Джоковича строится на движении. Он лучший в скольжении на харде, которое изменило теннис

Любите теннис? Подписывайтесь на наш инстаграм и смотрите лучшее из мира тенниса прямо сейчас!

Фото: East News/AP/Associated Press/East News, GLYN KIRK, Alastair Grant, POOL EPA; REUTERS/Jason Reed; Gettyimages.ru/Matthew Stockman, Clive Brunskill, Cameron Spencer; globallookpress.com/Wu Gang/Xinhua, JB Autissier