13 мин.

ЕЛЕНА РИСТИЧ: НОЛЕ ВОЛНУЮТ ТОЛЬКО РОДНЫЕ

Всегда дружная семья Джоковичей теперь в самом расцвете. В чем секрет крепкого союза?

ТЕКСТ: Иван БАЛАНДИН

"ТЕПЕРЬ МОГУ РАССКАЗАТЬ ПРАВДУ"

- Я никогда не чувствовала потребности выйти за рамки своей собственной роли, - начинает девушка. - Я действительно наслаждаюсь жизнью, и мне не нужно этим хвастаться. Мне всегда хотелось помочь другим, и нынешнее мое положение дарит мне такую возможность. Мы знаем, что у нас больше возможности помочь другим, чем у большинства людей в Сербии сегодня, поэтому мы направили свою деятельность в русло благотворительности... Я всегда хотела это делать, но раньше ничего подобного не было.

- А расскажете побольше?

- Начнем упомянутым мероприятием, которое лишь частица из мириад подобных, объединенных "Фондом Новака Джоковича"... Сербия, видимо, малознакома людям, потому что поначалу трудно было убедить иностранцев помогать людям. И нам повезло иметь такого хорошего посла доброй воли, как Новак Джокович. Он не только умеет сам выходить из зоны комфорта на корте и вне его, но и здорово побуждает делать это других и помогает тем, кто находится в нужде. Я благодарна этому, так как люди, в основном из США, становятся очень отзывчивыми, когда речь идет о пожертвованиях.

- Разве так легко думать в Сербии, которая совсем недавно прошла через горнила бед, о гуманитарной помощи, ставить это дело на первое место?

- Люди редко думают об этом, потому что результат их усилий не ощущается мгновенно. Мы стараемся охватить образование, воспитание, условия и разные обстоятельства развития детей в семьях и обществе. Ни Новак, ни я, как исполнительный директор Фонда Джоковича, никогда об этом не забываем. Причем мы больше чем готовы ждать не одно десятилетие, если оно того стоит. Минимум детей осталось в Сербии... Это начало вымирания нации. Через тридцать лет нынешние дети унаследуют это общество, они будут представлять Сербию, чего я хочу и жду. У страны буквально шлак негативных новостей, - голос сербки задрожал, из глаз полились слезы.

- Неужели вы действительно ездите общественным транспортом в Белграде?

- Знаете, почему нет? Мы рады, что смогли заставить людей обратить внимание на позитивные моменты, которые происходят сплошь и рядом с нами, а не только скандалы и сплетни! Еще живу девизом. Я рассуждаю так: "Ноле, больше хороших новостей... Но никто не знает, как все сложится через несколько лет. Просто знай - я не та женщина, которая попробует обмануть мужа. И если мы поймем, что надо расстаться, давай расстанемся с миром. Главное - оставаться людьми. И чтобы у детей - если они появятся - всегда были мама и папа".

"МУЖ ГОВОРИЛ: "МОИ ГОДЫ - ТВОИ"

- Когда вы учились, думали больше о стипендии или о бескорыстной тяге к знаниям?

- В детстве каждой зимой я просила у Санты только одного - хорошие оценки. Я была чем-то вроде ботаника, как мы говорим в наше время.

- Отношения?

- Ноле и я не могу летать друг к другу из-за отсутствия средств! Вместо этого мы изобретали хитроумные способы для наших встреч... В один день, когда я шла на экзамен, я услышала, что кто-то окликнул меня, и когда я обернулась, то обомлела: "Новак, ну это же невозможно, что ты здесь!" И он остался... Причем профессор разрешил ему посидеть на галерке, пока я выступала на авансцене. Только он всегда старался поддерживать меня в учебе, как я его сейчас на соревнованиях. Сейчас я действительно самая активная и самая преданная болельщица первой ракетки мира и даже не пропускаю ни одного его соревнования! Если Новак на корте - и меня непременно увидите на трибунах. Зная, что я еще управляю благотворительным фондом Джоковича с 2007 года, что под моим попечением находятся детишки от 3 до 7 лет из малообеспеченных семей. А Новак отвечает мне тем, что не скрывает своей любви ко мне...

Не знаю, как будет потом, но сейчас Новак любит меня, а я его. Это на протяжении многих лет. Если мне что-то не нравится, я честно говорю ему, а потом мы снова и еще больше любим друг друга и мы счастливы. Ноле очень одаренный, амбициозный и сильный. А еще я чувствую с ним под собой прочную основу. Наши друзья и подписчики в Твиттер, ожидая нашей помолвки, следили за этими гармоничными и красивыми отношениями! Там же мы сообщили и о помолвке, и о том, что нас ожидает счастливое событие, что у нас скоро будет ребенок. Свадебная церемония не заставила себя долго ждать и прошла в Черногории, в пятизвездочном отеле в самом сердце Адриатического побережья. Я даже не знала официальную дату нашего бракосочетания. Старалась сделать так, чтобы это случилось где-нибудь субботним днем в середине июня. Стала говорить об этом с Новаком, а он заявил, что гости все соберутся месяцем позже, что будет роскошная вилла и все остальное. А потом были поздравления, поздравления и снова поздравления счастливой паре...

- Вы - одна из самых красивых пар спортивного мира. Согласны?

- Могу сказать лишь, что это самые лучшие в мире отношения, которые Джокер, как называют друзья Новака за искрометное чувство юмора и за созвучие с фамилией, дарит мне. Они длятся более десяти лет, и все практически идеально. Ноле часто просто говорил мне: "Мои годы с самого рождения шли нога в ногу с твоими годами, пока им не надоело, и они не свели нас". Мол, у нас полное взаимопонимание. История нашей любви началась в 2006 году, когда мне хотелось сбежать к нему из миланского университета, где я училась, а ему с кортов, когда его еще мало кто знал... Но для учебы я выделяла почти все свое время, так как я родилась и росла в небогатой семье. Я говорила: "Так, милый! У нас будет много времени, чтобы побыть друг с другом, но они еще не наступили!" Я жила в учебе, он - в тренировках и соревнованиях. И вот мы вместе. Например, мы честно распределили обязанности. Это видно? Правда? Зачем все это? Знаете, как-то меня ограбили прямо на улице, сняли даже туфли! В тот момент я поняла, что нет ничего важнее на свете, чем любовь, причем во всех ее проявлениях... Это было в Белграде во время печально известной последней декады 20 века.

- И что было потом?

- Поначалу я шла домой босиком. Однако мальчик, с которым я тогда дружила, увидел, как я пачкаюсь, и донес меня до дома на закорках.

- Сейчас, вспоминая это, приходит осознание смысла поступка этих хулиганов?

- Что вышесказанное "действие подлежит осуждению"? Допустим, я думала: зачем так делать. Или: бедные люди. Вы удовлетворитесь? Разумеется, думала! Потому и был заложен в селении Лиг и в соседнем местечке Кадина Лука благотворительный фонд Новака Джоковича "Школа жизни", направленный на улучшение воспитания и образования детей из неблагополучных районов Сербии, что это наше будущее. Свои дети. А тот инцидент, конечно, травмировал меня. Конечно, я никогда не понимала, зачем они сделали это. Это было в Дорчоле, когда я не училась, так как наступили каникулы. Возможно, так раньше хотели показать свое мнимое превосходство. Сейчас думаю: им позарез нужна была обувь. Подобные мысли одновременно горьки и смешны. Просто не нужно жить прошлым. А что было, то было.

Перевод мяча в другую часть корта (диагональ) от Новака Джоковича по признанию британского теннисиста Дениэла Эванса просто ошеломляет. "Бабки даже начинают стонать на трибунах".

"В ИТАЛИИ БЫЛО ВЕСЕЛОЕ ВРЕМЯ"

- Сразу видно, что вы не только делаете семьи счастливыми, но и сами росли в счастливой семье. Состоялся этакий перенос чувств...

- И папа, и мама - мои два ангела. Они дали мне крылья, чтобы парить, а надо сказать, что вознестись в условиях военного хаоса, политического и экономического кризиса очень тяжело. Вся моя семья (родители и сестра) - это моя поддержка, и это тот опыт, которым бы я хотела поделиться с другими детьми. С младых ногтей мы - я, мои родители и друг нашей семьи господин Бердыев - планировали учебу в университете за рубежом. Однако я была лучшей ученицей не только в средней, но и в начальной школе. Я окончила спортивную среднюю школу, там же занималась и теннисом. И для того тоже, чтобы потом получать стипендию. Стараться нужно было. Нужно было выгрызать себе высшее образование - сначала моей старшей сестре, потом и мне! Я непросто пережила разделение семьи, а моя мама тем более. Она реально не верила, что нас больше не будет рядом с ней. Много времени прошло с тех пор, но она и по сей день не ездит провожать нас в аэропорт... Одна, только встречает. Притом, расставания сильно влияют на нее.

- И чтобы облегчить финансовое бремя, которое взвалили на себя родители, вы одновременно с учебой в Италии пошли работать?

- Да, я училась в университете по специальности Управление бизнесом. Он не мешал моей работе, ведь мои требования были невелики. Не скрою, я работала в местной букмекерской конторе, за барной стойкой (Елена подрабатывала помощником бармена и официантом. - Прим. ред.). Тот бар реально помог мне, я благодарна ему, хотя там всегда была жуткая дымовая завеса. Иногда, когда из посетителей что-нибудь выигрывал, он вместо выпивки отдавал мне чаевые. Фактически веселое было время.

- Пока вы грызли гранит науки, болельщики радовались первым успехам Новака Джоковича на корте.

- И мы балансировали! А каждые выходные он делал шаг в своей карьере. Учебный процесс будто не собирался заканчиваться, он словно был вечный! Я чувствовала, что отставала от него. Надо было превратить каждый мой экзамен в Гранд Слэм. Мы уважали друг друга и никогда не принижали наши индивидуальные стремления.

- Мол, "денег нет и времени нет"?

Вот-вот! Так прошли три года знакомства, и я закончила университет, и Новак решил что-то делать. "Сиди, Елена, рядом со мной и никуда больше не улетай от меня. Будет тяжело, но один теннисист сказал, что от моих ударов даже бабки стонут на трибунах".

"ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА МУЖ БОЛЕЛ ЭТИМ НАЧИНАНИЕМ"

- Надо было как-то выбираться из трудностей, которые, понятно, возникли с новой жизненной вехой.

- Тогда нелегко, должна я вам сказать, было найти работу в Монако. И мне повезло получить место в нефтяной компании. Это была работа координатором по персоналу! Я проработала там около года, пока это не стало мешать нашим отношениям. Когда я училась в университете, у меня выпадало свободное время, и эти дни я могла посвятить своему любимому! Конечно, теперь, на новой службе, я была почти полностью ограничена работой в офисе. Но моему Новаку это не нравилось. Тогда это не могло так больше продолжаться. Витя (Виктор Бердыев, сербский бизнесмен с русскими корнями, друг семьи Ристич. - Прим. ред.) тоже подключился к нам в поисках различных вариантов. Тем не менее, я успела получить в 2011 году степень магистра по управлению в Международном университете в Монако.

Затем, нетрудно сделать вывод, мне, как подруге спортсмена, такого одаренного и успешного как Новак Джокович, пришлось себе во многом отказывать. Без вариантов, каждая девушка спортсмена должна быть готова идти на компромисс. С теннисом всю жизнь не будешь. И это обычные люди в 35 лет считают себя молодыми.

- Но спортсмены - не обычные люди...

- Я знаю, спортсмены в 35 считаются уже стариками. Мы действуем, когда они уходят из спорта. До того момента я полностью завишу от мужчины. Как им выходить на корт свободными от переживаний, связанных с любовью или чем-то еще, как без поддержки?

- Фонд?

- Было много шумихи в СМИ вокруг благотворительных обедов и мероприятий Фонда по сбору средств в Нью-Йорке и Лондоне. На надрыв. Еще было трудно объединить селебрити по всему миру и убедить их, что помощь неким сербским школам в местечках Лиг и Кинч это именно то, нужно это сделать и в первую очередь. Мы собирали доллар к доллару, продавая билеты на гала-обеды, а также через аукционы, пожертвования и спонсоров. Предлагали: "Пригласите к себе продюсера, сделайте его председателем Фонда по фандрайзингу. Смотреть будем проекты!" Нам удалось привлечь на свою сторону людей - именно гуманистов - и собрать большие деньги! Я благодарила Анну Винтур, герцогиню Йоркскую, Ричарда Бренсона, Роберта де Ниро и его жену Грейс: "Это поддержка! Но Борис Беккер и многие другие уже предложили нам построить десятки других школ в Сербии. Просто тяжелый труд и максимальное напряжение - вот цена высокого уровня жизни для нас".

- Что Новаку главное?

- Он всего добивался! Вероятно, со стороны кому-то могло показаться, когда он быстро пошел вверх по рейтингу, что ему все падало с неба, но это большое заблуждение... И все же я получала от жизни больше, чего желала, и именно потому, что мне, как и Новаку, не надо было слишком много, чтобы получить истинное счастье! А иметь возможность поделиться с нуждающимися я всегда считала исключительной привилегией. Так воспитали меня родители, но и Новак жить по-другому не может!

- Главный тренер футбольной сборной России Станислав Черчесов как раз говорил, что именно важные уроки, которые дает семья человеку, формируют личность каждого...

- Я никогда не попаду в клещи стереотипов и не позволю им управлять мною! То, кем я должна быть, знаю только я и никто вместе, кем бы тот человек ни был. И это тоже заслуга родителей! Я не в обслугах у Нью-Йорка или Лондона, у Уимблдона или Открытого чемпионата США. Я это я, и Новак любит меня такой.

- Как вел себя Новак, когда вы готовили первый проект "Школы жизни" в поселении Лиг?

- Болел этим проектом.

- Серьезно?

- Я ему много рассказывала, как сама провела здесь большую часть своего детства. Ноле сам приезжал сюда во время моих зимних и летних каникул. И я никогда не играла в видеоигры - только прогулки с ним. Моя бабушка за каждую хорошую оценку, которую я получала в школе, заказывала для меня песню на местной радиостанции? Ну не за каждую, конечно, но все равно хватило, чтобы в Лиге меня все знали, и Новак это видел. Но еще больше он хотел этого проекта здесь из-за моего дедушки, которого полюбил с первого момента знакомства.

- При мне вы впервые обнародовали эту, видимо, самую дорогую и личную, часть своей жизни.

- Возвращаясь сюда, я набираюсь новых сил, чтобы жить и процветать. И мои родные - это самое важное в жизни. Сколько видела людей, а про своего деда я скажу: "Ты куда лучше всех на свете!".

- Какие у Новака и у вас впечатления от совместного с представителем ЮНИСЕФ в Сербии Мишеля Сейнт-Лота посещения Центра по защите младенцев, детей и подростков в рамках программы "Семейный помощник"? И как вам удалось добиться совместного проекта ЮНИСЕФ и Фонда Новака Джоковича?

- Конечно, легко. Но проект нужно стоить иначе, выходить за рамки 120 социально уязвимых семей в четырех городах Сербии. Сейчас обсуждаются города. Уже поставлена цель для этой инновационной программы - предотвращение отделения детей от их биологических семей, укрепление семей, помощь в преодолении кризиса, безопасность детей, обеспечение детей надлежащим уходом и стимулирующей средой для развития. Конечно, в этот трехлетний проект планируется вовлечь сотни семей и тысячи детей, нуждающихся в семейной опеке, и потратить на это сотни тысяч долларов Фонда. Но все делать надо с умом, уметь ладить со всеми. Не скрою, посещение Центра нам не только понравилось с Новаком, мы были в восторге, но и раздражало то, что я увидела, сколько беззащитных детишек нуждается в нашей помощи. Но как без отдачи в работе в благотворительности?