Мэри Карильо. Женщина-вихрь
ДЭЙВ ШАЙБЕР
25 августа 2006 года
Мэри Карильо присаживается для разговора в своей современной, просторной гостиной с потрясающим видом на залив. В мгновение ока она превращает кожаную софу в диван на вечернем ток-шоу. Она - гость передачи, а все присутствующие замирают в предвкушении чего-то интересного.
Вы хотите услышать занимательные истории? Пожалуйста. Хотите узнать её мнение о чём-либо? Нет проблем. Она разговаривает с юмором и сопровождает свои слова мимикой: подчёркивает мысли движениями рук, со смехом рассказывает жизненные истории о теннисе и телевидении, голос меняется от интонаций популярного комика до располагающего к себе тона, к которому за четверть века так привыкли зрители спортивных телеканалов.
Её жизнерадостная, бурная сущность находит своё отражение и в работе. В настоящее время уроженка Нью-Йорка работает на четырёх каналах – CBS, где она освещает Открытый Чемпионат США; HBO, где она участвует в создание документальных фильмов и работает на ежемесячной передаче Real Sports вместе с Брайаном Гамбелом; NBC, где она ведёт теннис и работала на пяти последних Олимпиадах после продолжительного сотрудничества на Зимних Играх с CBS; и ESPN где она освещает уйму теннисных турниров.
А в промежутках между работой она мама, которая пытается справится со своими двумя подростками: 19-летним Энтони, который учится на втором курсе университета Центральной Флориды и 14-летней Рэчел, которая только начала занятия в старших классах школы в Неаполе (тот, который во Флориде) . Редко ей удаётся расслабиться, обычно она встаёт на рассвете и ложится спать до 10 вечера, чтобы быть готовой к следующему дню.
(Это настоящая собака, а не игрушка!)
«Энтони и Рэч часто подшучивают надо мной, что я не могу дотянуть до десяти вечера», говорит она с улыбкой на загорелом телегеничном лице. «Если я не ложусь спать до десяти, то это МАМА ЕЩЁ НЕ ЛЕГЛА! Энтони может спать до двух часов дня. Я - НИКОГДА. Ведь вокруг что-то постоянно происходит. Так можно всё проспать!»
Спросите кого угодно, что они о ней думают. Все единодушны.
Все без ума от Мэри (There′s something about Mary).
* * *
Она была общительной девочкой из нью-йоркского района Квинс и жила неподалёку от мальчика по имени Джон Макинрой, с которым годами позже она выиграет смешанный парный разряд на Открытом Чемпионате Франции 1977 года.
Она выступала в профессионалах в течении трёх лет (вынуждена была оставить спорт из-за травм колен) и позже оставила свой след на телевидении, комментируя матчи мужчин.
Сейчас, в 49 лет она – журналист, получивший множество наград. Её страсть к рассказыванию историй привела Мэри к получению приза Джордж Фостер Пибоди за документальный фильм канала HBO Попробуйте сравнить: сражения женщин в спорте (Dare to Compete: The Struggle of Women In Sports) в 2000 году. Она была награждена Эмми в области спорта (телевизионный аналог кинематографического Оскара) на Real Sports за трогательный рассказ об отце, который помогает своему инвалиду-сыну участвовать в триатлоне, чтобы тот испытал чувство соревновательного азарта. И она участвовала в качестве интервьюера и рассказчика в другом прославленном документальном фильме HBO: Билли Джин Кинг: потрет первопроходца (Billie Jean King: Portrait of a Pioneer)
«На текущем этапе карьеры она, вероятно, самая выдающаяся женщина-комментатор в области спорта», говорит Росс Гринбург, президент HBO Sports. Гринбург нанял Карильо в 1996 году для детального освещения Уимблдона у мужчин и женщин наряду с такими символами тенниса как Мартина Навратилова и Билли Джин Кинг. Он углядел что-то особенное в том как она работает с микрофоном и ведёт часовые обзоры дня поздно вечером. Это открыло ей дорогу на передачу Real Sports в 1997 году.
«Безусловно я увидел у неё настоящий потенциал теннисного аналитика, но более того, я увидел как она превращается в отличного спортивного комментатора» , говорит он. «Я считаю её журналистом до мозга костей. Как будто она никогда не была теннисисткой и не выступала в профессиональном туре»
Карильо рассказывает разные истории, рассыпая идеи и свои взгляды налево и направо на планёрках, черпая информацию из неиссякаемого запаса знания предмета, и проводит интервью с интуицией и пониманием собеседника. В проекте, посвящённому женщинам в спорте, она начала работать в качестве консультанта, но настолько впечатлила своей увлечённостью Гринбурга, что в итоге стала заниматься проведением интервью и написанием сценария вместе с Фрэнком Дефордом.
По мнению Гринбурга Карильо выделяется природной общительностью. «Разговорчивость Мэри уже вошла в легенды», говорит он. «С ней хочется провести ужин, а не только посмотреть её по телевизору. Я рад тому, что могу назвать её своим другом. Послу каждого телефонного разговора ты думаешь, что она подарила тебе немного счастья»
Автор спортивных бестселлеров Джон Файнстайн знаком с Карильо уже много лет и написал о ней в своей книге Хардкорты (Hard Courts), посвящённой профессиональному теннису. Он писал, что по его мнению её подход к решению проблем в теннисе заключается в том, чтобы собрать всех в одну комнату и взорвать её, хотя он бы оставил пять человек.
«И Мэри одна из них», говорит он. «Она очень умна. Она может быть смешной. Она создаёт у людей впечатление значимости, даже если на самом деле это не так. Она прекрасный друг. И то что вы в ней видите – настоящее. Когда я шёл с ней на Открытом Чемпионате США у меня заболела шея. Потому что все её знают и каждый хочет остановить и поговорить с ней. И Мэри не только останавливается и разговаривает, но завидев какую-нибудь женщину, начинает с ней обниматься и спрашивать: «Как там Джинни и Джонни и Джоуи?»»
«Потом я спрашиваю: ‘Кто это был?’ И она отвечает:’Не знаю, какая-то женщина, я её здесь каждый год встречаю’. Поразительно»
Файнстайн включил Карильо в свою книгу, ориентированную на юношескую аудиторию под названием Исчезновение (Vanishing Act), действие которой происходит на Открытом Чемпионате США. Вымышленный главный герой, 13-летний мальчик, при встрече с ней теряет дар речи.
«Мэри относится к тем немногим знакомым мне людям из мира спорта у которых действительно нет врагов», говорит Файнстайн. «Ну, может быть в телевизионном бизнесе найдётся несколько людей, которые ей завидуют. Но если вы знакомы с Мэри и она вам не нравится, значит с вами серьёзно что-то не так. Я обычно не восхищаюсь людьми. Но я восхищён Мэри»
Навратилова, написавшая в 1983 году в соавторстве с Карильо книгу Теннис, как я его вижу (Tennis My Way) тоже не скупится на комплименты: «С Мэри ты всегда слушаешь, потому что она всё время говорит что-то ценное», рассказывает она. «Она быстра и наблюдательна и смотрит на вещи несколько под другим углом».
Её стиль сформировался в живой итало-ирландской семье в Дагластоне, штат Нью-Йорк. Это именно там Тони Карильо, работавший художественным директором, в рекламном агенстве Янг&Рубикам, и его жена домохозяйка Терри дали своим трём детям – Чарльзу, газетчику, ставшему впоследствии писателем, Мэри и Джине, бывшей актрисе, настоящее ощущение каким должны быть семейные ужины. И по сей день их семейные сборища превращаются в шумные и весёлые события.
«Мы ВСЕ думаем, что нам есть что сказать, мы чувствуем что у нас есть МНОГО чем поделиться» говорит Карильо. «Если вас позвали на ужин к Карильо, то вам повезло». И вот она уже увлечена этой мыслью, добавляя для выразительности выражения в стиле Реджиса Филбина: ‘Мы ГОНЯЕМ идеи ТУДА-СЮДА. Мы рассказываем друг другу ИСТОРИИ и хлопаем и все хватаются за МИКРОФОН. Поверьте мне, в комнате, где мы находимся, сосредоточено море энергии’»
И действительно, с самого начала энергия била у Мэри через край.
* * *
Старый дом где жила её семья был мечтой для деятельной девочки – рядом с заливом Литл Нек и маленьким семейным клубом с пятью теннисными кортами и плавательным бассейном.
«Она выходила в залив на маленькой гребной лодке до смерти меня пугая», вспоминает Терри Карильо. «Она была точь-в-точь как её отец – всегда чем-то увлечена. Всё надо попробовать»
Но самым сильным её увлечением был не теннис, а вода. Она рыбачила, в 6 лет победила в конкурсе детей младше 11 лет, поймав самую большую камбалу. «И все вокруг жульничали, подсыпали песка рыбам в рот, чтобы они были тяжелее!», вспоминает она. «Я возмущалась, но победила честно. И в качестве приза можно было выбрать либо ящик для рыболовной оснастки либо деревянную ракетку Алекс Ольмедо, стоившую наверное два доллара»
Она выбрала ракетку. И использовала её для ловли крабов.
Вскоре она переключилась на плавание. Она любила этот вид спорта и в 10 лет уже выделялась среди своих сверстников. «Она была очень хороша», вспоминает мать. «но у неё воспалилось среднее ухо и ей нельзя было плавать весь остаток лета. Она была очень расстроена, но я ей сказала: «Ничего, Мэри, я запишу тебя в теннис». Я позвала мужа и сказала ему: ‘Я записала тебя и Мэри в теннис’ и он ответил: ’Я из Бруклина, мы не играем там в теннис’. И я сказала: ′Ну ей же нужен партнёр для игры′. Это было началом её любви к теннису»
Вскоре Карильо начала тренироваться с талантливым соседским мальчиком 8-летним Джоном Макинроем, которому тоже любил эту игру. Оба были левши, они быстро подружились и могли играть до 14 сетов за день. Вспоминает Терри Карильо: «Мама Джона, Кей Макинрой, как-то мне сказала, ′У неё хорошо получается. Отдай её серьёзно заниматься теннисом′»
И Карильо начала серьёзно заниматься теннисом и у неё хорошо получалось. Макинрой вскоре обошёл её по способностям и по теннисному чутью, но продолжал её подбадривать. Будучи одним из лучших юниоров, он уговорил её участвовать в юниорских соревнованиях и вскоре она достигла успехов на национальном уровне. Она проводила много времени в теннисной академии Порт-Вашингтон, где ныне покойный великий австралиец Гарри Хопман руководил подготовкой игроков и помогал ей улучшить игру.
К началу последнего года в католической школе для девочек Святой Мэри теннисные успехи Карильо были общеизвестны. Она была первой ракеткой на востоке США и входила в десятку лучших по стране в своей возрастной группе. Она дружила с восходящей теннисной звездой Витасом Герулайтисом, жившим по соседству, и с его сестрой Рутой, тоже в итоге перешедшей в профессионалы. Рута часто забирала Карильо из школы в красном Порше – часто ещё до окончания уроков – и отвозила её на тренировки. Сёстры-монахини обычно смотрели на это сквозь пальцы.
Как-то Карильо пропустила несколько дней школы перед Днём Благодарения, чтобы принять участие в Карибском юниорском чемпионате. Мама помогла, позвонив в школу и сказав, что её дочь заболела гриппом. Единственная проблема была в том, что Карильо выиграла и о её победе написала местная пресса.
«Я пришла в школу в понедельник сильно загоревшей», вспоминает Карильо «И – никогда не забуду – они делали объявления и Сестра Мария Дель Рэй уже завершала свою речь. Она говорит: ‘И, наконец, мы хотели бы поздравить Мэри Карильо, которая в эти выходные выиграла Карибский юниорский чемпионат – несмотря на то, что у неё был ужасный грипп’»
* * *
Вскоре она встанет на перепутье и дорога, которую она выберет откроет ей двери к сегодняшней жизни.
К окончанию школы у Карильо было множество предложений от университетов с теннисными стипендиями – и родители ожидали, что она выберет одно из них. Но её ещё занимала мысль о профессиональной карьере. Она обратилась за советом к Хопману и он сказал ей, что переезжает во Флориду, чтобы открыть там теннисную школу. И, более того, он пригласил её работать там тренером.
Карильо очень понравилась эта идея. Она рассудила, что если она четыре года будет мучать свои колени, которые уже тогда начинали болеть, на университетских хардкортах, то в профессиональном туре ей ничего не светит. И она поставила родителей в известность, что едет на юг.
«Моя мама считала, что это безответственно. ′О чем ты вообще говоришь?′. Она поворачивается к отцу и говорит: ′Скажи ей!′. И он отвечает: ′Мэри, я думаю, что это замечательно′»
Карильо зарабатывала 50 долларов в неделю на месте изначального расположения Академии Хопмана на Treasure Island. Но после нескольких месяцев разминок с профессионалами она стала подумывать о том, чтобы самой перейти в профессионалы. Решение созрело во время выставочного турнира на Багамах.
Она побеждала всю неделю и, согласно этикету победителя, покупала напитки другим игрокам. «Я покупала фруктовые напитки с маленькими зонтиками и к концу недели получила счёт на 200 долларов», говорит она. «У меня при себе не было таких денег и я всё ещё получала гроши у мистера Хопмана. Ну я и пошла к директору турнира и спросила ′Сколько здесь зарабатывают за выход в полуфинал?′»
Он ответил, что 250 долларов.
«Я посмотрела на него и заявила:’Я перехожу в профессионалы’», говорит она.
Спустя много лет её мать, понятия не имевшая об этой истории, прочитала о ней в книге Файнштайна Хардкорты. «Она воскликнула:’МЭРИ! Я не могу поверить в то, что здесь написано!’»
Карильо мучалась с болями в коленях в профессиональной карьере, которая продолжалась с 1977 по 1980 год. Она входила в тридцатку лучших, но самым ярким моментом было выступление со своим давним приятелем Макинроем на Открытом Чемпионате Франции 1977 года. 18-летний Макинрой приехал в Париж будучи лучшим юниором США. В те времена WTT была в периоде расцвета, многие ведущие игроки не приехали во Францию и поэтому у них была возможность сыграть в миксте.
«Джон смотрит на заявочный список и говорит:’Ёлы-палы, мы должны это выиграть’, вспоминает она. ‘Я только что начала играть в профессионалах, он - школьник-любитель и мы действительно побеждаем’»
(Подробнее об этом, о теннисной академии Порт-Вашингтон и о многом другом вы можете почитать в автобиографии Джона Макинроя)
Карильо последний раз сыграла на Уимблдоне в 1980 году. Она перенесла несколько операций на коленях и они в конце концов не выдержали. Она вернулась домой на костылях, чтобы найти себе новое занятие. «Я спросила, «Мэри, что же ты будешь делать?», вспоминает её мать. «И она ответила «Собираюсь купить грузовичок и написать на борту: ‘Мэри Карильо. Берусь за любую работу’». Вот такая она»
Она начала писать для нескольких теннисных журналов и подумывала о работе в кино. Но как-то, когда она пошла на матч в Мэдисон Сквер Гарден, местная телевизионная команда испытывала нехватку персонала для работы в прямом эфире. Карильо послали комментировать и она так хорошо себя зарекомендовала, что продюсер настоял, чтобы она отработала весь матч.
Она заключила контракт с каналом USA на комментирование женских матчей. На следующий год на Открытом Чемпионате США она оказалась в комментаторской будке, когда Ал Тротвиг комментировал матч с участием Янника Ноа. Она начала передавать Тротвигу записки со своими наблюдениями.
«Он читал их, а потом не использовал», говорит она. «В конце концов я разозлилась на Ала. И после четвёртой записки перестала их писать. И когда матч закончился он взял меня за руку, отвёл к продюсеру USA Гордону Беку и сказал: «Она передавала мне записки со своими наблюдениями во время матча Ноа и я отказывался их читать, потому что они должны исходить из её уст». И Гордон сказал: «Ладно» и на следующий вечер я комментировала мужчин. Вот как началась моя карьера. Внезапно я оказалась в состоянии выплачивать кредит за жильё»
Сейчас она безусловно может оплачивать этот кредит. В дополнение к дому в Неаполе теперь у неё есть жильё в Greenwich Village в Нью-Йорке. Жизнь прекрасна. Её 15-летний брак с тренером по теннису Биллом Боуденом – они познакомились в Порт-Вашингтон – распался восемь лет назад, но он живёт по соседству и они сохранили хорошие отношения.
«Он отличный тренер и очень хороший человек», говорит она.
Её дом заполнен семейными фотографиями и памятными сувенирами. На двух больших книжных полках находится всё от плёнок «Сайнфилда» (комедийный сериал) до старых выпусков Real Sports и сотен книг.
«Я много всего повидала в жизни», говорит она. «Я много ездила, работала, а потом воспитывала детей. Были и крутые повороты. Но мне нравится то чем я занимаюсь»
И она всегда делает это с улыбкой на лице.
спасибо
Ну и статья была прочитана залпом ! Понравилось !
Ты, пожалуйста, говори когда я чего-то неправильно понял в американской действительности ;)
Она великолепна, я обожаю ее репортажи. Личность-личность-личность! :) Ты молодец. что нашел статью и сделал такой хороший перевод :)
За статью - спасибо!