5 мин.

Рублев наконец прилично играет после травмы. Но он ужасно одномерен

В Майами проиграл Шаповалову.

В начале 2018-го Андрей Рублев казался самым перспективным российским игроком. У него были титул в Умаге, четвертьфинал US Open и финал в Дохе, и по игре он впечатлял больше Карена Хачанова и особенно Даниила Медведева.

Но весной прошлого сезона Андрей перенес компрессионный перелом в спине, который остановил его прогресс. «Это был очень тяжелый период. Я был очень подавлен, в депрессии. Помню, теннис вообще не смотрел, потому что расстраивался еще больше, когда видел, как все остальные играют. Все ездили по турнирам, а я лежал на диване и ничего не мог делать», – рассказывал россиянин.

Тяжелый период бездействия продлился всего два месяца, но год все равно получился провальным: после травмы Рублев проиграл 13 матчей из 20 и вылетел из топ-100. В это время Медведев стал королем мелких хардовых турниров и закрепился в топ-20, а Хачанов вообще выиграл «Мастерс» в Париже и приблизился к топ-10. Они обошли лидера нового поколения нашего мужского тенниса, и когда в феврале мы спросили, кто из этой троицы выиграет больше всех, за Рублева проголосовали всего 8%.

В этом году Андрей постепенно возвращается на приличный уровень, и поражения перестали быть его основным результатом (сейчас баланс составляет 16:8, он выиграл 67% матчей). Февраль-март получились особенно удачными: финал «Челленджера» в Индиан-Уэллс, потом третий круг «Мастерса» там же (повезло, что в основу Рублев попал как лаки-лузер вместо сеяного и начал со второго раунда), а теперь в Майами Андрей прошел квалификацию, обыграл девятую ракетку мира Марина Чилича и снова дошел до третьего круга.

Но пока рано говорить, что Рублев снова на пути к тому, чтобы стать топом. И если в первый раз ему помешала травма, то сейчас все заметнее становятся серьезные игровые ограничения.

***

В Майами Андрей проиграл 19-летнему Денису Шаповалову – 3:6, 6:7. Это была захватывающая заруба, в которой оба игрока поражали мощью, но в ней вскрылась одномерность игры Рублева.

У россиянина есть два оружия: пушечный форхенд и первая подача. Все остальные элементы им очень сильно уступают.

• Вторая подача – это слабое место. У того же Шаповалова она намного интереснее, потому что он мощнее вкручивает мяч, и за счет этого с приема труднее атаковать (в итоге в первом сете канадец выиграл на втором мяче 100% розыгрышей). Рублев же, скорее, просто вводит мяч в игру.

• Бэкхенд Андрея просыпался только во втором сете, когда ему нужно было отыгрывать брейк-пойнты. В эти моменты он добавлял веса в удары по диагонали и дважды обводил Шаповалова ударами по линии. Но все остальное время канадец с бэкхенда опять же был мощнее и интереснее.

• А еще канадец был активнее на приеме. Если у Рублева атаки с приема первой подачи проходили точечно, то Шаповалов давил постоянно и намного чаще начинал розыгрыши либо сразу в нападении, либо на равных.

***

Еще больше вопросов к тактике Рублева.

• Поскольку у Андрея очень сильный форхенд, а у левши Шаповалова одноручный бэкхенд с длинным замахом, игра россиянина сводилась к мощным атакам в этот угол. Сама по себе это тактика вполне разумная, и Надаль на ней построил доминирование над Федерером, но для ее эффективной реализации Рублеву не хватило разнообразия.

Андрей просто долбил в бэкхенд Шаповалова плоскими ударами, и канадец с этим справлялся, потому что мяч отскакивал на удобной высоте. В этом году Денис вообще стал стабильнее играть справа, так что он часто перехватывал инициативу в этих разменах.

В какой-то момент у Рублева пошли удары слева по линии – тоже под бэкхенд Шаповалову. И в итоге он на них слишком подсел. Но поскольку ему с бэкхенда не хватает остроты и мощи, никакого урона канадцу это тоже не нанесло.

Было бы куда интереснее, если бы Рублев попробовал поиграть с вращениями, с высотой отскока и так подергал ритм в атаках под бэкхенд. Шаповалову пришлось бы в разы тяжелее, если бы постоянно приходилось играть то на уровне уха, то на уровне колена.

Кроме того, более мощное вращение сделало бы форхенд Рублева стабильнее и надежнее. Например, Шаповалов сейчас лучше, чем раньше, строит розыгрыши за счет крученых ударов и ими создает себе возможность выйти на более надежную атаку плоским выстрелом.

Рвать ритм розыгрышей у Рублева вообще не очень хорошо получается – опять же из-за однообразия.

Самым очевидным вариантом для него были бы выходы к сетке, которые сейчас активно используют многие молодые теннисисты (лучше всего получается у Циципаса, но тот же Шаповалов тоже умеет). Рублев умеет неплохо играть с лета, но выходит вперед только вынужденно, сам к сетке не рвется, даже когда сажает соперника в оборону в двух метрах за задней линией.

Конечно, самый успешный молодой игрок, Александр Зверев, тоже далеко не сеточник, но он в разы стабильнее и разнообразнее Рублева на задней линии. И, кроме того, в последнее время даже он стал добровольно и эффективно ходить к сетке: например, именно выходы вперед помогли ему выиграть финал итогового турнира ATP.

В итоге сейчас есть ощущение, что Рублев немного застрял, и ему нужно прокачивать все: вторую подачу, бэкхенд, оборону, атаку, мышление на корте. Иначе стать настоящим топом будет практически невозможно.

Фото: Gettyimages.ru/Michael Reaves, Matthew Stockman; REUTERS/Geoff Burke-USA TODAY Sports