Нисикори зарабатывает рекламой больше Надаля, Джоковича и Месси. Как?
К чему готовиться Наоми Осаке.
На US Open 20-летняя Наоми Осака стала первым человеком в истории Японии, выигравшим турнир «Большого шлема» в одиночном разряде. Сразу после победы пошли новости о том, как мощно монетизируются ее теннисные успехи.
Уже в понедельник стало известно, что ее новый контракт с adidas станет самым крупным в женском теннисе – 8,5 миллиона долларов в год. Сразу вспоминается, как в конце прошлого сезона компания отказалась платить 2 миллиона первой ракетке мира Симоне Халеп (теперь она получает 1,7 миллиона от Nike). А в четверг Осака стала лицом автоконцерна Nissan: контракт рассчитан на три года, но даже примерные финансовые условия пока не всплыли.
Чтобы оценить открывшиеся перед Наоми перспективы, достаточно посмотреть на финансовые успехи японца Кеи Нисикори. Он стал одним из самых богатых теннисистов и спортсменов мира, не имея ни одной победы на турнирах «Большого шлема», только один раз сыграв в финале и не выиграв ни одного турнира выше категории АТР 500. В переводе на русский язык – у него нет ни одного элитного титула.
• По данным последнего рейтинга Forbes, Нисикори – третий в списке самых богатых теннисистов. С июня 2017 года по июнь-2018 он заработал 34,6 миллиона долларов, спонсорские контракты принесли ему 33 миллиона.
По доходам от спонсоров он занимает второе место в теннисе, уступая только Роджеру Федереру (65 миллионов). В области рекламы японец обходит 17-кратного победителя «Шлемов» Рафаэля Надаля на 6 миллионов (но тот обгоняет его в сумме за счет призовых), 14-кратного Новака Джоковича – на 11, а трехкратного Энди Маррея – на 22,5. Самая успешная женщина в рейтинге, Серена Уильямс, от спонсоров получает на 15 миллионов долларов меньше, чем Нисикори.
• Если брать спорт в целом, то по данным Forbes, по рекламным заработкам Нисикори обходят только шесть человек: Федерер, Леброн Джеймс (52 миллиона), Криштиану Роналду, Стефен Карри (по 41 миллиону), а также гольфисты Тайгер Вудс (42 миллиона) и Фил Микельсон (37 миллионов). Лионелю Месси, например, спонсоры платят всего 27 миллионов, а Конору Макгрегору – 14.
• На официальном сайте Нисикори указано 14 партнеров, из которых 9 – это крупные японские компании. Из международных фирм Кеи сотрудничает только с Nike (с 2017 года носит их кроссовки), производителем ракеток Wilson, автоконцерном Jaguar, производителем пищевых добавок Weider, а также менеджерской фирмой IMG (которая представляет его интересы, но не спонсирует). А раньше он еще работал с производителем часов TAG Heuer.
• Больше половины японских спонсоров Нисикори сотрудничают и с оргкомитетом Олимпиады-2020 в Токио. Это производитель пива и безалкогольных напитков Asahi, крупнейшая телекоммуникационная компания Японии NTT, авиаперевозчик Japan Airlines, производитель строительных материалов и товаров для дома Lixil и пищевая компания Nissin, которая в основном занимается лапшой быстрого приготовления.
Со всеми этими фирмами Нисикори подписал новые контракты в последние 12 месяцев, и все эти соглашения рассчитаны минимум до 2020 года. Кроме того, в 2015 году к олимпийской рекламной кампании «Спасибо, мама» Никисори привлек ведущий мировой производитель потребительских товаров Procter & Gamble (сейчас сотрудничество, судя по отсутствию новостей на официальном сайте и в твиттере японца, заморожено). Но в целом спонсоры используют Кеи как одно из главных лиц Олимпиады в Токио.
• Во время матчей на футболках японца две нарукавных нашивки его основных спонсоров – Nissin и Lixil. С Nissin он сотрудничает с 2008 года, а с 2012 года компания делает особую лапшу под именным брендом Нисикори.
Что еще мощнее, в рамках сотрудничества Нисикори отдал Nissin нейминговые права, и теперь компания для него играет ту же роль, что, например, «Олимп» для футбольного Кубка России. В японских СМИ договоренность уважают, поэтому там нередко можно встретить фразы в духе: «Кеи Нисикори (Nissin Foods) в полуфинале US Open проиграл Новаку Джоковичу (Сербия)».
• Про сотрудничество с Lixil достаточно сказать, что после подписания контракта компания подарила Кеи миниатюрный золотой унитаз. По этому поводу он сказал: «Я никогда не видел золотой туалет. Это принесет удачу».
Lixil производит позолоченные унитазы и в полном размере. В России такой можно приобрести на заказ чуть больше чем за 3,5 миллиона рублей.
• Спонсорские нашивки Нисикори носит на футболках Uniqlo. С японским производителем одежды он сотрудничает с 2011 года, а в 2016-м подписал новый контракт: сообщается, что он сроком минимум до Олимпиады, и по нему японец получит минимум 50 миллионов долларов (выходит 12 с половиной миллионов в год).
Свои деньги Кеи отрабатывает. Например, в 2015 году сделанную для него к Australian Open футболку полностью раскупили за один день.
• А еще у японца пожизненный контракт с производителем ракеток Wilson – прямо как у Роджера Федерера.
• Огромные деньги к Нисикори приманивает его безумная популярность в Японии, где довольно обеспеченно живут и потребляют 127 миллионов человек. Уже во времена «Проекта 45» (так Кеи называли, когда страна ждала, что он станет первым японцем в топ-45 рейтинга) к нему было приковано огромное внимание. Например, рассказывают, что еще не входя в топ-100, он заселялся в отели под вымышленным именем, чтобы его не нашли поклонники.
После того, как он стал самым успешным теннисистом в истории Японии, ситуация только ухудшилась. Нисикори живет в США, и у него даже нет дома в Токио. На родине он проводит максимум три недели в году, и ему там очень тяжело: «Я бы хотел жить в Японии, но это невозможно. Я бы с ума сошел. Я не могу выйти на улицу, мне нужно прятаться».
Кеи рассказывает, что по Токио вынужден ходить в темных очках, кепке и маске. А организаторы токийского турнира АТР никогда не публикуют расписание его тренировок, чтобы у корта не собиралась толпа фанатов.
• Спонсоры активно используют культовый статус теннисиста и цепляют его имя к своим продуктам. В Японии можно купить машину Jaguar Кеи-версии, именную лапшу от Nissin или безалкогольное пиво от Asahi. Более того, у Japan Airlines даже есть самолеты с портретом Нисикори.
• А для страны куда важнее вдохновляющее влияние Нисикори. Еще в 2008 году Шузо Мацуока, до него бывший самым успешным теннисистом Японии, рассказывал: «На прошлой неделе я показал детям видео с тренировки юного Кеи в одном из моих лагерей. Все сразу же загудели. Теперь они понимают, что о профессиональном теннисе можно не только мечтать».
После тенниса Ли На зарабатывает 15-20 млн долларов в год. Как?
Фото: facebook.com/keinishikori (1,3,4); instagram.com/keinishikori (2); Gettyimages.ru/Clive Brunskill; globallookpress.com/Rodrigo Reyes Marin/AFLO
– Дети, у нас новенький - Шакиро Сузуки из Японии, знакомьтесь. А сейчас начинаем урок и посмотрим, как хорошо вы знаете американскую историю. Кто сказал: «Свобода или смерть»?
В классе мертвая тишина. Сузуки вскидывает руку:
– Патрик Генри, 1775 год, Филадельфия.
– Очень хорошо. А чьи слова: «Государство - это народ, и как таковое никогда не должно умереть»?
Опять рука Сузуки:
– Абрахам Линкольн, 1863 год, Вашингтон.
Учительница строго смотрит на класс:
– Стыдно, дети! Сузуки - японец, а знает американскую историю лучше всех!
В этот момент тихий голос с задней парты:
– Задолбали ср.ные япошки!
Учительница резко оборачивается:
– Кто сказал?!
Сузуки вскакивает и тарабанит:
– Генерал МакАртур, остров Гвадалканал, 1942 год.
При полном онемении класса, возглас с последней парты:
– Сузуки - ты дерьмо!!!
И ни секунды задержки:
– Валентино Росси на мотогонках Гран-при Бразилия в Рио-де-Жанейро, 2002 год! - выпаливает японец.
– Да соси ты!
Училка идет пятнами:
– Ктоооо???!!!
Сузуки мгновенно вскакивает:
– Билл Клинтон Монике Левински в Овальном кабинете, Вашингтон, 1997 год.
Класс в истерике, училка в обмороке, распахивается дверь, и появляется разъяренный директор школы:
– Тишина! Что за бардак?!
Не успевший сесть Сузуки:
– Президент Ельцин, заседание парламента России, 1993 год!
Собственно, сравнение выплат Адидас для Халеп (не дали 2 лямов) и Осаки (сразу дали 8 лямов) наглядно все иллюстрирует.