Насмешка Богов или Хорватское счастье
Известная английская поговорка гласит "Nice guy′s don′t win", что можно перевести как "Джентльмены не выигрывают". Это не совсем так, но Тим Хенмэн - это живое воплощение этого стереотипа. Достигнув 4 места в ммировом рейтинге он ни разу не выходил в финал ТБШ, 6 раз останавливаясь на стадии полуфинала, в том числе 4 раза на Уимблдоне. 2 раза он проиграл Питу Сампрасу, один раз Ллейтону Хьюитту (который был на тот момент первой ракеткой мира), но самое болезненное поражение он потерпел в 2001 году.
На пути к тому полуфиналу он обыграл Тодда Мартина и Роджера Федерера. Оставалось совсем немного. Полуфинал против Горана Иванишевича, а затем финал против Пата Рафтера не представлялись непроходимыми. Но... боги жестоки.
Вашему вниманию предлагается мой вольный перевод статьи из официального буклета Уимблдона, посвящённой этому матчу десятилетней давности.
Chris Jones, Evening Standard
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Помогла бы крыша над Центральным Кортом выиграть Уимблдон 2001 года Тиму Хенмэну? Этот спорный вопрос заслуживает обсуждения в 10-летнюю годовщину эпического полуфинального поражения против обладателя wild card Горана Иванишевича, поединка который прерывался дождём и занял в итоге три дня. Иванишевич затем в финале переиграл Пата Рафтера (и по завершению матча переоделся в футболку сборной Хорватии по футболу).
Его Уимблдонский триумф вдохновил всю хорватскую нацию и подвёл успешный итог карьере Иванишевича, в то время как Хенмэн остался "почти" состоявшимся игроком мирового класса, шесть раз выходившим в полуфиналы ТБШ, но не разу не игравшим в финальном матче. Четыре из этих поражений произошли на травяных кортах Уимьлдона, победа на котором дала бы ему прекрасную возможность добавить своё имя в список чемпионов на доске почёта, висящей на стенах клуба.
Иванишевич считает, что крыша над Центральным Кортом могла бы коренным образом повлиять на ход матча, который он выиграл 7-5, 6-7, 0-6, 7-6, 6-3. Этот матч игрался всего 4 гейма и 18 минут в воскресенье - последний день этого марафона. Хенмэн, который давно уже примирился с тем поражением, не убеждён этим доводом, но считает эту высокотехнологичную добавку к самому знаменитому тениисному корту по настоящему позитивной. Иванишевич не согласен и говорит "Если бы Уимблдон решил поставить крышу в 2001 году я бы на 100% проиграл тот матч, потому что так бы закончили играть в пятницу когда он играл слишком хорошо."
"Нельзя сказать, что я играл плохо, просто я не мог найти ключ к победе над ним. Затем как-то, я не знаю почему, пошёл дождь и затем после дождя всё изменилось и я играл всё лучше и лучше, а он не показывал теннис того качества как в пятницу. Тогда я и узнал, что кто-то или что-то хочет, чтобы я победил."
"Я в курсе, что телевидение платит огромные деньги, и без крыши на Центральном Корте будут сыграны всего несколько матчей, но мне кажется, что это нечестно по отношению к остальным, которые по расписанию не играют на Центральном Корте и чья игра прерывается дождём. Я бы предпочёл играть без крыши"
Иванишевич является членом Всеанглийского Клуба Тенниса на Траве по праву победителя соревнования в то время как Хенмэну было предложено членство и он теперь является ведущей фигурой в Комитете. Итак, десять лет спустя, считает ли он, что крыша помогла бы ему закончить матч за один, а не за три дня?
"Даже если бы мы смогли использовать крышу, то была бы по крайней мере одна остановка игры, чтобы крышу сдвинуть и эта изначальная пауза, как мне кажется, была бы очень важна" сказал Хенмэн. "Я думаю, что вторая остановка не так сильно сказалась на ходе матча. Первая остановка пришлась после третьего сета, который я выиграл 6-0 и она позволила Горану перегруппироваться и если бы была крыша, то это бы только означало, что финал бы был не в понедельник, а в воскресенье"
"Самым существенным для меня после обеих остановок было то, что по возобновлению игры его ритм становился намного лучше и его удары снова попадали в цель и мне как будто приходилось начинать всё сначала, пытаться снова сломать его игру и это не представлялось возможным сделать. Конечно, этот матч сыграл определяющую роль в наших карьерах и играть три дня было просто поразительно."
"Это было самое разочаровывающее поражение в моей карьере, но привык смотреть на то, что я достиг, а не концентрироваться на отдельных неудачных матчах и я не просыпаюсь в холодном поту, думая о том полуфинале. Я очень горжусь своей карьерой и я не особенно переживаю по поводу того матча в отличие от множества людей, которые так и не могут выбросить его из головы. Было много случаев когда дождь спасал меня во время Уимблдона и я возвращался и играл лучше."
Иванишевич был знаменит своим темпераментом на корте и как-то он поведал прессе, что есть три Горана: хороший, плохой и "катастрофический". Гигантский хорват предпочитал играть без крыши на Центральном Корте, потому что, как он объяснял, чемпион Уимблдона должен уметь справляться с остановками игры из-за дождя. "Остановки из-за дождя означают, что ты должен быть ментально силён и во время моих выступлений на Уимблдоне было множество остановок и именно поэтому Уимблдон - это самый значимый турнир и самый трудный. Победа на Уимблдоне действительно изменила мою жизнь и я помню 1992 год, когда я должен был выигрывать у Агасси. У меня было много шансов и в 1994 и в 1998, но этого не произошло до 2001 года когда я получил wild card".
"Это здорово, что мы с Тимом играем на ATP Champions Tour, последний турнир которого приходится на AEGON Masters в Royal Albert Hall в декабре. После 2001 года Уимблдон сделал корты намного более медленными и когда он играл с Хьюиттом в тот год когда последний выиграл титул это было просто издевательство. С более быстрыми мячами и более быстрым кортом Тим выиграл бы Уимблдон и из всех ребят в туре Тим больше всего заслуживал победу, потому что он был такой отличный игрок. Такая жалость, что он так и не выиграл Уимблдон" .
"Иногда мне приходится напоминать себе, что я действительно выиграл Уимблодон, потому что это такой потрясающий момент моей жизни и копия трофея находится у моего отца". Хенмэн, как и полагается одному из джентльменов британского спорта, отказывается признать, что дождь украл у него Уимблдонский титул и, хотя и благодарит Иванишевича за тёплые слова, предпочитает сам давать оценку своей карьере.
"Я не согласен с Гораном, что я должен был бы выиграть титул, но чувствую, что я мог бы выиграть", добавляет он. "Тогда были игроки лучше чем я: Сампрас и Агасси, но у меня были шансы, поэтому сказать "мог бы" было бы точнее. Я впервые посетил Уимблдон в шестилетнем возрасте, потом у меня была возможность играть на Центральном Корте против великих игроков при потрясающей поддержке зрителей, создающих непередаваемую атмосферу, плюс Henmah Hill. Оглядываясь назад всё это вместе просто изумительно."
"Я не согласен с Гораном по поводу крыши и то, что я состою в Комитете Клуба не остановит меня от высказывания своего мнения. Крыша - это гениальная добавка для нашего времени. Если у нас есть технология и игроки, болельщики, телевидение и СМИ требуют её, если мы можем гарантировать, что игра состоится, это большой плюс. Когда мы можем гарантировать финал в воскресенье - это просто отлично, потому что финал в понедельник как в 2001 году - это кошмар с точки зрения логистики".
"Когда я играл показательный матч вместе со Штеффи Граф, Андре Агасси и Ким Клийстерс в ознаменование крыши над Центральным Кортом в 2009 году я думал кому бы больше помогла бы крыша, но давайте вспомним, что Горан был очень даже неплох при игре в закрытом помещении. Я не думаю, что крыша помогла бы ему или мне и я не большой поклонник всех этих "что если", "но", "возможно"."
-----------------------------------------------------------------------------------------------
И напоследок:
- короткое видео с того Уимблдона 2001 года
- подборка фотографий Иванишевича под вечную песню Queen
- Sue Callaghan - вы ведь уже с ней знакомы, правда? - спешит на матч ′мистера Хенмэна′ (она только так его величает)
Игра на траве заключа(ется)лась не только в подаче, но и в игре у сетки. Чистый падаван - победитель Уима? Говорят, это был Иванишевич, я сама не видела его в игре. Еще есть примеры?
Если на Уиме перестали выходить к сетке (см. состояние корта к финальному матчу), значит, игра изменилась кардинально. Какое-то извращенное понимание традиций - играть в белом, но в другую игру.
Причем здесь травма Энен, вообще? Она получила ее на грунте, самом безопасном покрытии, по вашей версии. Причина травмы была не в покрытии, а в том, что желание Энен победить Ким превышало ее физические возможности на тот момент. Видела матч в прямом эфире и помню, что роковое падение было вторым или даже третьим в матче.
У вас есть статистика травматизма на всех покрытиях и доказательства, что трава была более опасна для игроков?
Матч «настоящих мужчин» на харде часто наводит уныние. Эйс, эйс, подача-добивание, когда же кончится эта фигня и мы займемся настоящим делом на тайбрейке?
Поединок на траве мне напоминает танец, каждый розыгрыш - исполнение неслышной мелодии, мгновенный крандашный набросок. Чересчур поэтично, мне трудно выразить свое восприятие словами. И это сейчас, когда уже можно отсиживаться на задней линии. А раньше , когда вытаптывались две дорожки к сетке, отличия в игре бросались в глаза и слепому. Зачем это ликвидировали? Я лично не понимаю.
А травмы случаются не только от падения, но от вывихов, растяжений и всяких таких вещей на скользкой траве. Одна травма локтя Энен чего стоит. На старой траве такое было бы сплошь и рядом.
Только настоящие падаваны типа Хенмана должны плакать, и то травма Раонича на Уиме должна успокоить и падаванчиков.
Спасибо за перевод, Виктор.)
насчет традиций.. игра будет меняться всегда, несмотря на традиции. Ввели же тай-брек, какое это было облегчение для тенниса. Кто-то топ-спин придумал, так это считалось чуть ли не подлым приемом. Кто-то в шортах вышел на вызов всей публике.
Я к тому, что традиции нужно чтить, пока не появится критическая масса, которая говорит, что традиция устарела до невозможности. Возможно, англичане приняли меры до того как проблема приняла масштабный характер. Планирование- вот это у них не отнимешь. Весьма вероятно, что в какой-то момент, траву отменят вообще ( а что, Австралия и США это сделали). Травяной сезон-самый короткий, а корты- достаточная редкость. А Энен, а также Раонича, я привел в качестве примера того, что трава стала менее травмоопасной, но не безопасной.
Пока что теннисное сообщество считает, что Уим- это самый престижный турнир, но кто знает, что может произойти через лет 50?
Да, Горан был человек-подача. Его победа породила целую плеяду -ичей в Хорватии (Любичич, Карлович итп), любимый счёт которых был 7-6. :)
Но в 2001 году на него что-то действительно снизошло. Или ему так казалось, что в сущности тоже самое. Он походил чем-то на новобращённого христианина - в хорошем смысле (меня самого тошнит от тех других, блеющих козлиными голосками Еван-ге-лиеее)!
Я ещё напишу отдельно про хорвата - он заслуживает этого. Почему? Увидите :)
Теперь, вы правильно говорите, что на траве отскок низкий. Из-за чего? Из-за скользкого покрытия. Это законы физики. Как вообще хард замедляют? Они в лак добавляют песчинки для большего сцепления. Таким образом, старая трава и дерн были скользкими, оттого и быстрыми, а отскок низкий. Не надо проводить огромные исследования для того, чтобы понять, что скользкие покрытия более травмоопасные. Мне просто времени жалко, чтобы доказывать людям столь прописные истины, тем более искать статистику.
Теория заговора не имеет под собой основы, т.к. корты на Уиме стали замедлять с 2001 г, когда Федя только только стал силу набирать.
Впрочем, есть с чем сравнивать. Финал 2009 был очень похож на классический Уим, но все же самый зрелищным и эксперты и простые зрители называют 2008. Наверняка у Сани есть классические матчи с Уима. Если вы так ностальгируете, он вам поможет)
И все равно я вас не понимаю. Вы говорите: хорошо, что замедлили траву, она стала менее травмоопасной. И тут же приводите пример Энен, которая упала на уже на хорошей, медленной траве. Или раньше после каждого Уимблдона теннисисты пачками заканчивали карьеру?
Я ничего не говорила про теорию заговора. Хотя... заговор, конечно же, имел место быть. Какое лобби продвинуло эту идею, какие были аргументы - безопасность, зрелищность, унификация... кто-то знает, я - нет. Лучше стало или хуже - кому как, очевидно. Только странно, как самый традиционный турнир изменил самое существенное на турнире - собственно игру.
О травматизме вообще. Причин травм в теннисе тьма - скользкая трава, твердый хард, новые ракетки, ускорение игры, усиление ударов. На самом деле первопричина одна - огромные деньги, которые здесь крутятся. Именно они заставляют теннисистов бежать чуть быстрее, бить чуть сильнее, играть чуть больше турниров, чем позволяет им инстинкт самосохранения. Кто-то научился балансировать на этой тонкой грани, мы говорим: счастливчик, везет. Большинство обязательно травмируется, и это не их вина, это заложено в условие борьбы за выживание в спорте. Я к чему это все: уберите совсем траву - травм не станет меньше, потому что это не трава виновата.