Проблемы больших девочек
Давно замечено, что теннисные дивы становятся сильнее физически, но при этом гораздо больше подвержены травмам. Обозреватель USA Today Дуглас Робсон опросил многих экспертов, чтобы разобраться в причинах этого явления. Его расследование – в блоге «С миру по Нитке».
«Когда несколько лет назад комментатор Мэри Карильо выдала термин «большая девочка», она лишь констатировала то, что женщины-теннисистки становятся сильнее и мощнее.
Датчанка Каролин Возняцки считает, что женский и мужской теннис становятся все ближе.
Новые исследования подтверждают ее проницательные наблюдения, но это едва ли можно считать доброй вестью.
Согласно новой работе тренера и исследователя Вика Брейдена, женщины приближаются к мужчинам по времени между ударами с отскока.
Данные Брейдена показывают, что в 1970-х, когда ракетки делали в основном из дерева, промежуток между ударами составлял примерно 4 секунды у женщин и 3.5 у мужчин. Сейчас у женщин этот промежуток длится 2.5 секунды, а у мужчин – 2.2.
«Иногда женщины бьют почти так же сильно, как мужчины», – говорит калифорниец Брейден.
Расследование Брейдена не затрагивает тему подачи, где у мужчин все еще есть серьезное преимущество, хотя некоторые мощно подающие дамы, вроде Винус Уильямс, могут вводить мяч в игру сильнее, чем многие мужчины.
Что касается ударов с отскока, промежуток между ударами у мужчин сократилась на 1.3 секунды, а у женщин – на 1.5 сек. Разница во времени выглядит незначительной, но разница в последствиях достаточно серьезная.
Сокращение паузы между ударами означает, что игрок вынужден неимоверно резко менять направление движения, когда его гоняют по задней линии. А это ведет к увеличению количества травм.
Несмотря на увеличение интенсивности тренировок, расчетливость и атлетизм – достаточно вспомнить шпагаты Ким Клийстерс – риск травм для женщин выше, потому что, по мнению многих специалистов, их ноги не предназначены для таких силовых нагрузок.
«Не хочу показаться шовинистом, но женщины по большей части используют ноги, как тормоза, а не как рессоры», – говорит бывший тренер по физподготовке Андре Агасси Гил Рейес.
Считается, что Рейес, раньше работавший в Университете Невады, помог возродить и продлить 20-летнюю карьеру Агасси. Он заметил эту тенденцию, когда начал работать в программе adidas, в рамках которой игроки могут приезжать в его зал в Вегасе и работать с ним.
«Сейчас ты наносишь один удар и даже «Мяу» сказать не успеваешь – уже должен быть готов к новому», – говорит Рейес о резко сокращающемся времени реакции.
А поскольку женщины от природы не наделены такими сильными квадрицепсами и подколенными сухожилиями, как мужчины, они очень дорого за это платят.
«Закручивание коленей и бедер просто невероятное. Я буквально слышу их скрип, когда девушки тормозят, чтобы успеть вернуться на середину корта».
Когда такие топ-игроки, как Винус Уильямс (травма мышц живота), Динара Сафина (травма спины) и Энди Роддик (травма плеча), пропускают «Ролан Гаррос», не нужно быть ученым, чтобы понять последствия изменений в игре. И хотя медленные грунтовые корты Парижа милосерднее к игрокам, чем хард, «Ролан Гаррос» – это самый тяжелый и напряженный с точки зрения ударов с отскока «Шлем» из всех.
Отчасти именно поэтому американская восходящая звезда Коко Вандевег наняла бывшего обладателя титулов Мистер Америка и Мистер Вселенная Чака Уильямса.
Обладательница внушительных физических данных Вандевег (185 см, 70 кг) начала работать с ним три месяца назад, чтобы стать сильнее и улучшить физическую форму. Она даже привезла его в Париж.
Уильямс работал с элитными спортсменами, например игроками NFL Карсоном Палмером и Ахманом Грином. Он признался, что не ожидал получить предложение о сотрудничестве от представительницы вида спорта, где работа с тяжестями раньше считалась табу.
«Я удивился, когда узнал, что меня зовут в теннис», – сказал он, смеясь.
Долгие годы неравенство полов было очевидно в видах спорта, где работает секундомер – плавание, бег и т.д. В теннисе возможность того, что женщины могут приблизиться к мужчинам, всегда считалась смехотворной, и именно поэтому исследование Брейдена может быть полезным.
Почему же женщины все-таки приблизились к мужчинам?
Один из факторов – это эволюция. «Женщины-спортсмены становятся мощнее, быстрее и сильнее», – говорит комментатор ESPN Даррен Кейхилл (В 80-х средний рост теннисистки составлял 170 сантиметров, сейчас- 175).
К тому же женщины посылают мяч плоско, и он летит быстрее. Очень немногие отходят от мощного и плоского двуручного бэкхенда. И почти никто не является частым гостем у сетки.
Мужчины, наоборот, бьют с большим вращением – побочным продуктом новых струн.
«У мужчин замах быстрее, но они придают мячу больше вращения, и это его немного замедляет», – говорит Том Галликсон, раньше возглавлявший сборную США в Кубке Дэвиса, а теперь работающий с Вандевег.
Билли Джин Кинг, говорит, что начала замечать изменения, когда тренировала сборную США в Кубке Федерации. Многие ее игроки, например, Линдсей Дэвенпорт (189 см) и Винус Уильямс (185) были выше своих коллег из мужской сборной – Агасси, Курье, Сампраса.
«Я годами говорила, что надо ставить радары для ударов с отскока!» – сказала этой весной Кинг.
Изменения коснулись и топ-игроков.
В марте на турнире в Индиан-Уэллсе первая ракетка мира Каролин Возняцки сказала, что на тренировках ей удается выдерживать розыгрыши на задней линии в спаррингах с мужчинами.
«Конечно, они сильнее. Они быстрее – это несомненно. И подают они лучше».
Она говорила, что без подачи она может выиграть у мужчины тай-брейк или гейм в перестрелке на задней линии.
«Если они будут подавать – шансов нет»,
И все же, несмотря на эти изменения в игре, WTA утверждает, что в первой четверти 2011 процент травм среди топ-игроков снизился на 46%, и сниматься девушки стали вдвое реже по сравнению с 2008 годом, когда только вступили в действие изменения в календаре.
Катлин Строя, главный физиотерапевт WTA, говорит, что травмы вызваны не столько скоростью игры, сколько открытой стойкой, которую вынуждены использовать девушки при ударе с форхенда.
Современные ракетки позволяют выполнять удары, когда плечи параллельны сетке, а не перпендикулярны.
«Тело в открытой стойке очень сильно скручивается, а это бьет по бедрам, тазу и нижней части спины – вызывает травмы. Это комбинация нескольких факторов».
Строя, Рейес, Брейден – все они согласны с тем, что тренеры по физподготовке обязаны изучать новые исследования и использовать их при подготовке. В противном случае, игроки продолжат ломаться.
«Надо сделать все возможное, чтобы найти решение», – говорит Строя».
о каком приближении к мужскому можно говорить , если сейчас уровень женского тенниса гораздо ниже чем был лет 5-10 назад, когда была стабильная верхушка ,когда были хингис, энен, уильямсы, клийстерс , девенпорт и т.д .
достаточно взглянуть на то кому принадлежит первое место в рейтинге в настоящий момент, и какая чехарда в рейтинге происходит сейчас, даже на топ1 может попасть кто угодно янкович, иванович, сафина, где они сейчас, однодневки. о топ 10-20 не говорю, там все меняется каждую неделю.
и конечно то что возняцки на задней геймы будет выигрывать у мужчино кроме как шутку нельзя рассматривать
В теннисе не нужен объем мышц сам по себе. Нужно, чтобы мышцы были гибкими и быстрыми.
-----------------------------------------------
Нет, не единицы. Наоборот, нет ни одного нормального тренера, который не следил бы за укреплением мышечного корсета игрока.
Некоторые проблемы у игроков возникают от их безалаберности. Например, многие российские девушки не могут заставить себя правильно питаться и испытывают проблемы с лишним весом. Это не только мешает им играть, но и провоцирует травмы.
Мне на ум пришла большая девочка Лисицки. Рост у нее 178 - не что-то особенное. НО какие мощные, массивные у нее ноги, особенно голени!
И при этом постоянно ее преследуют травмы.