12 мин.

Кубок Дэвиса продали за 3 млрд долларов. Прощай, великий турнир

Самое жестокое и бессмысленное убийство в истории тенниса.

Генеральная ассамблея Международной федерации тенниса (ITF) в Орландо, США одобрила проект реформы Кубка Дэвиса. Он набрал 71% голосов, а для успеха нужно было 66,7%.

На всякий случай основные положения проекта:

● Турнир сокращается с четырех недель до двух. В феврале проводится отборочный этап между 24 командами (матчи играются на местах), в ноябре – финальный. В апреле и сентябре играют только команды второго эшелона, борющиеся за попадание в Мировую группу.

● В финальный этап выходят 18 команд: победители отборочного, прошлогодние полуфиналисты и два обладателя wild card.

● Финал проводится в одном городе. Команды начинают с группового этапа (6 групп по 3 команды), в плей-офф выходят восемь сборных (шесть первых мест и два лучших вторых).

● Каждая встреча состоит из трех матчей трехсетового формата: два одиночных, один – парный.

● Основным инвестором нового Кубка Дэвиса стала группа Kosmos, которую возглавляет защитник «Барселоны» Жерар Пике. Они обещали вложить в ITF 3 миллиарда долларов за 25 лет – по 120 миллионов в год.

● Из них 20 миллионов планируется выделять на призовой фонд для игроков, а 25 – национальным федерациями на развитие тенниса.

Несмотря на успех, к проекту было очень много разумных претензий. Настолько разумных, что не очень понятно, как его вообще могли принять.

Деньги: много обещаний, но нет плана

Глава ITF Дэвид Хэггерти

Многие принципиально возражали против реформы, потому что она убьет дух Кубка Дэвиса, перечеркнет 118 лет его истории. У руководства ITF на все был один ответ: «Зато смотрите, сколько будет денег!». Однако нашлись люди, которым мало одних лишь впечатляющих цифр.

Против проекта голосовала одна из крупнейших теннисных организаций мира – австралийская федерация Tennis Australia. Им не удалось добиться от главы ITF деталей плана, которые вселили бы уверенность, что реформа принесет реальную пользу, а не только лишит теннисистов и страны домашних матчей и связанного с ними местного маркетинга, а также инвестиций в инфраструктуру и развитие игроков.

Важно отметить, что Tennis Australia вместе с АТР возрождает другой командный турнир – World Team Cup (о нем чуть ниже). Поэтому глава ITF Дэвид Хэггерти считает, что у этой организации конфликт интересов, и она сознательно агитировала против реформы Кубка Дэвиса, чтобы избежать конкуренции.

Но австралийцы не единственные, кто указывал на недочеты в проекте ITF. В начале августа президент Европейской федерации тенниса (Tennis Europe) Владимир Дмитриев разослал письмо 50 федерациям-членам, в котором объяснил, почему не видит пользы реформы для европейских стран и тенниса в целом (выдержки оттуда публиковались в Reuters). В качестве одной из основных проблем он указывает на отсутствие у ITF четкого плана расходования полученных денег и гарантий, что они вообще будут получены.

Дмитриев утверждал, что инвесторы не дали ITF банковских гарантий на 120 миллионов долларов в год, которые предполагается вкладывать в турнир по плану. Речь шла только о 41 миллионе в год. Почему сумма оказалось заниженной в три раза, никому узнать не удалось – руководство просто не отвечало на вопросы.

Владимир Дмитриев

Международная федерация толком не объяснила, как будет работать бизнес-модель и система управления новым турниром. А еще никому не показывали планов на тот случай, если он не оправдает финансовые надежды инвесторов, и они решат досрочно свернуть сотрудничество. Это напрягло не только Дмитриева, но и LTA, отвечающую за британский теннис и голосовавшую против. (Кстати, пресс-служба Федерации тенниса России на просьбу разъяснить позицию ФТР по реформе Кубка Дэвиса ответила отказом – все комментарии только после генеральной ассамблеи, чтобы до голосования не влиять своим мнением на позиции других федераций).

Вице-президент Tennis Europe Аттила Рихтер тоже был критичен и заявлял, что в случае принятия проекта теннис на местах ждет коллапс: «Когда спал изначальный восторг от огромной названной суммы, и мы детально проанализировали проект, в нем обнаружились серьезные недочеты. Из-за них большинство национальных федераций не будет получать от турнира достаточно денег для того, чтобы развивать местный теннис». Большая часть средств уйдет командам из Мировой группы, а остальным станет только хуже.

Вместо того, чтобы прояснить ситуацию с уже обещанными деньгами, ITF просто наобещала новых. За несколько дней до голосования она сообщила о том, что хозяин турнира в Индиан-Уэллсе Ларри Эллисон тоже станет инвестором проекта.

Кроме того, огромные деньги Kosmos перед голосованием использовали для запугивания. Вице-президент Федерации тенниса Польши рассказал, что одного из его подчиненных убеждали голосовать за проект, иначе ITF обанкротится. Утверждалось, что если план не будет принят, один из главных спонсоров – BNP Paribas – не станет продлевать истекающий в 2021 году контракт, и федерацию ждут мрачные перспективы. А когда 15 августа об оппозиции проекту заявила LTA, руководство ITF выступило с отдельным заявлением, в котором говорило, что голос за реформу – это голос за будущее.

Перед голосованием активно шли разговоры о том, что у Кубка Дэвиса финансовые проблемы. Однако инсайдеры рассказали британской газете The Telegraph, что в прошлом году турнир принес ITF рекордные 11 миллионов долларов прибыли.

Суть реформы: уже не надо

Кубок Дэвиса решили менять, чтобы сделать привлекательным для топ-игроков: считается, что они охотнее выделят на турнир две недели и отыграют финальный этап в одном месте, чем найдут четыре недели, чтобы ездить по всему миру вместе со сборной. Сама по себе эта идея вполне здравая, но такой турнир в исполнении ITF и Kosmos уже кажется совершенно ненужным.

Главная причина: с 2020 года будет проводиться ровно такой же по формату турнир АТР – World Team Cup. Только он будет более привлекательным для игроков.

Во-первых, на нем будут разыгрываться рейтинговые очки АТР. В новом Кубке Дэвиса их не будет.

Во-вторых, турнир будет проходить в более удобное время и в более удобном месте: в самом начале сезона в Австралии, и для топ-игроков это будет отличная возможность начать подготовку к Australian Open.

В связи с этим Владимир Дмитриев, например, писал об опасениях, что многие игроки просто будут бойкотировать Кубок Дэвиса из-за неудобной даты и отсутствия очков. Те же беспокойства возникли и у LTA: «Предложенный формат и продление сезона могут оказать негативное влияние на участие игроков, а следовательно – на привлекательность турнира для зрителей».

ITF много говорит о том, что у турнира теперь будет призовой фонда – 20 миллионов долларов. Но даже если делить его только на 18 участников финального этапа, то получается чуть больше миллиона на команду из нескольких человек. Для топ-игроков выходят совсем не безумные цифры. Да и Жиль Симон говорил, что для большинства игроков проблема не в деньгах: «Есть довольно простые вещи, которые сделают турнир более привлекательным. <...> Но ITF никогда нас не слушает. Они только предлагают финал на нейтральной арене, и это худшая идея, никто этого не хотел».

Конечно, у игроков останется очень важный мотивирующий фактор: без участия в трех матчах Кубка Дэвиса они не могут претендовать на Олимпиаду (которую тоже организует ITF). Но это правило наверняка придется пересматривать, потому что если в Кубке будут играть меньше, то и критерии отбора должны стать более умеренными.

С учетом того, что игроков как следует не спросили (не было общего голосования или чего-то в таком духе, а национальные федерации нередко голосовали не так, как хотели сами теннисисты), возможна интересная ситуация: кто-нибудь может попытаться через МОК добиться от ITF отмены обязательного участия в Кубке Дэвиса для отбора на Олимпиаду и повести борьбу за то, чтобы в теннисе он производился, как в большинстве индивидуальных видов спорта, только по результатам. Или же можно требовать уравнивания командного турнира АТР и Кубка Дэвиса.

Мало того, что сам турнир получается странным, так еще и размываются причины этой революции. Освободившиеся от Кубка Дэвиса две недели в апреле и сентябре ITF планирует занять новыми турнирами: аналогом Кубка Хопмана (турнир для микстов) и турниром в формате «победитель получает все» (что бы это ни значило). А как же желание облегчить нагрузку на игроков?

Лица реформы: перепишем устав ради своих

Главный идеолог реформы – это лично глава ITF Дэвид Хэггерти. Его ближайший сподвижник – член совета директоров ITF, глава комитета по Кубку Дэвиса и президент Федерации тенниса Франции Бернар Гюдичелли, которого в России не любят за то, что он не дал Марии Шараповой wild card на «Ролан Гаррос»-2017.

Бернар Гюдичелли – очень похожий на бывшего премьер-министра РФ Михаила Фрадкова

Гюдичелли добился того, чтобы реформу поддержала Франция: для этого созвали срочное общее собрание федерации, на котором за проект проголосовало примерно 60% участников. В итоге французы отдали все 12 своих голосов за реформу, хотя с ней не согласны бывший капитан сборной в Кубке Дэвиса Янник Ноа, новый капитан Амели Моресмо и многие игроки, включая первую ракетку страны Люку Пуя (он сказал, что в новом Кубке Дэвиса играть не будет).

В связи с такой активной поддержкой очень некрасиво выглядит то, что Хэггерти проявляет к Гюдичелли особое отношение и чересчур активно боролся за то, чтобы он остался в Совете директоров, хотя это и противоречит Конституции ITF.

В сентябре 2017 года французский суд признал Гюдичелли виновным в клевете. Функционер выступил против того, чтобы бывший теннисист Жиль Мореттон претендовал на пост главы одной из французских лиг – по словам Гюдичелли, в 2011 году Мореттон был перекупщиком билетов. Теннисист подал в суд и выиграл.

Во Франции клевета – это уголовное преступление. А по Конституции ITF, судимые по уголовным делам не могу занимать места в Совете директоров организации. В июле решение суда окончательно вступило в силу, потому что истек срок подачи апелляции. В тот же момент Гюдичелли должны были исключить из Совета.

Вместо этого Совет предложил изменить устав ITF, чтобы правило касалось только тех преступлений, которые считаются уголовными в большинстве стран-членов. The Telegraph, первой сообщившая об этой истории, утверждает, что инициатором этого предложения на самом деле был Хэггерти. Владимир Дмитриев это подтверждает: Хэггерти еще в апреле консультировался по этому вопросу с юристом ITF, а другие члены Совета узнали о поправке только в июле, когда он выдвинул предложение.

Даже если такая лояльность к Гюдичелли никак не связана с поддержкой реформы Кубка Дэвиса, она подрывает позиции руководства ITF. Изменения рассматривалось на генеральной ассамблее ITF, но Совет директоров ITF на основании странной логики решил, что до этого Гюдичелли должен оставаться его членом. По этому поводу Дмитриев писал: «Когда предложенная поправка может рассматриваться как попытка помочь одному конкретному лицу, ее нужно ставить под сомнение. Кроме того, Совет не может действовать на основе предположений о будущем решении генеральной ассамблеи, и ни одно решение не может быть ретроспективным».

В Орландо поправку приняли, и француз, который многими считается следующим главой ITF, сохранит свое место в Совете.

Еще раз: возможно, желание оставить Гюдичелли в совете никак не связано с его позициями по Кубку Дэвиса. Хэггерти перед началом голосования говорил, что этот вопрос используют, чтобы подорвать реформу. Вполне возможно, но в таком случае ему нужно было заранее это предусмотреть, потому что такое рвение, выливающееся в срочное переписывание основного закона ITF ради одного человека, на самом деле не добавляет доверия руководству федерации.

Болельщики: они не рады

В самом начале текста упоминалось то, что новый формат убивает душу турнира. За эту самую душу отвечают болельщики, которые создают атмосферу на домашних матчах или пробивают выезды за границу, чтобы поддержать своих теннисистов и страну. Они к реформе относятся не очень хорошо.

Например, активно поддерживающая Великобританию и дома, и в гостях шотландская группировка Stirling Uni Barmy Army (в которую входят не древние замшелые деды, не готовые к переменам, а студенты) провела свое голосование. Почти 90% членов «армии» оказались против.

Причины? Такие, например:

● Потеря домашних и выездных матчей.

● Потеря атмосферы на матчах, поскольку на нейтральной арене не будет по-настоящему домашней поддержки.

● Недостаток информации по проекту, включая предполагаемое место проведения.

● Беспокойство по поводу того, что предполагаемые инвестиции не гарантированы, и отсутствие четкого плана их использования.

Кроме того, группа отметила, что ITF не то что не вышла на связь с организованными болельщиками, но даже не предоставила возможности высказать свое мнение о проекте.

Группа фанатов сборной Бельгии, которая играла в финале Кубка Дэвиса два раза за последние три сезона, тоже выступила против. «Дамы и господа из ITF, если вы желаете покончить с групповой поддержкой, то голосуйте за реформу. Но если вы хотите, чтобы Кубок Дэвиса сохранил особую вдохновляющую атмосферу, за которую мы частично отвечаем, то, пожалуйста, найдите другое решение».

И бельгийцы тоже просили организовать встречу между ITF, национальными федерациями и группировками болельщиков. (Бельгия голосовала за реформу, несмотря на протесты болельщиков и большинства игроков).

***

В итоге получается, что ITF превратила уникальный Кубок Дэвиса в турнир, который мало интересен игрокам и почти совсем не нужен болельщикам. Есть ощущение, что такими темпами он скоро станет и непривлекателен для инвесторов.

Гениальный план.

Фото: Gettyimages.ru/Kiyoshi Ota, Clive Brunskill (2,5,8); twitter.com/TennisEurope, Christof Koepsel/Bongarts; globallookpress.com/ZUMA Press; Gettyimages.ru/Julian Finney