4 мин.

Война миров-2

Мастерсу в Риме посвящается.

В первой части «Войны миров» я предполагала, что будет лучше, если Новак не поедет в Рим, а теперь даже не знаю. С одной стороны, сыграть три полных недели, да еще таких накануне Ролан Гарроса – не очень хорошо, недели может не хватить на отдых. Но с другой стороны, плюсов-то сколько нарисовалось. Как говорится, кто не рискует, тот не обливается шампанским.

Он обыграл Надаля на грунте дважды в один сезон, оба раза в финалах Мастерсов – это еще никому не удавалось. Но это просто статистическая цацка, важнее, что за ней стоит. Новак приобрел мильон очков бесценного опыта, заметно расширил границы своих возможностей и, главное, свое представление о них. Еще перед Мадридом ему казалось, что чтобы обыграть Надаля на грунте, надо сыграть непредставимо хорошо, а теперь он побеждает в двух и считает, что мог бы сыграть и лучше. И не только своего представления – за этот турнир он вырос как в своих глазах, так и в глазах окружающих.

Победу в Мадриде еще можно было списать на обстоятельства. На быстрый грунт в первую очередь. А еще вот такой тонкий момент. Выиграл у Надаля в двух финалах Мастерс? Попробуй выиграть третий, но на грунте и у него дома. Это, знаете, как в бродилках на каждом уровне жизнь бедного героя усложняется – сначала злые черепахи, потом к ним присоединяются слоны-бомбометы, потом цветы-людоеды и так далее. Это был своего рода вызов, а Новак любит и умеет, теперь умеет, принимать вызовы. А в Риме были уже другие обстоятельства.

Никакого особого вызова уже не было. И грунт медленный. И перед началом турнира, кажется, все были морально готовы к тому, что он от усталости проиграет раньше финала, а если дойдет, то там Надаль возьмет реванш. И Новак, мне кажется, сам был морально к этому готов, спокоен, именно поэтому до конца и продержался.

Момент истины был в третьем сете против Маррея (как в Мадриде моментом истины был матч против Беллуччи). В полуфинале Новак еще что-то важное про себя узнал, и в этом матче вышел на еще более высокий уровень. Благодаря этим новым знаниям, полученным в полуфинале, он выиграл в финале – и снова узнал о себе что-то новое и поднялся еще на одну ступень. Узнал о себе много нового – вот ключевой мотив этого турнира для него, я так думаю. И самое главное, что он увидел и все увидели, и именно в Риме убедились в этом окончательно – дело не в обстоятельствах, а просто он сейчас лучше. А это может быть очень ценное знание перед Ролан Гарросом, которое сыграет ему на руку гораздо больше, чем дополнительная неделя отдыха.

Новак мне сейчас очень напоминает Алису, падающую в кроличью нору. Он и так уже получил сверх ожиданий, а чудеса все продолжаются, и он уже просто не знает как к этому относиться, у него еще полка не сделана, куда все это добро положить. «Я удивлен своей игрой» – сам от себя такого не ожидал. «Я стараюсь получить удовольствие от победы» – он только старается, потому что еще нет автоматической реакции в голове «это кайфец, от него кайфуют», такая реакция вырабатывается эмпирическим путем, а опыта такого у Новака еще не было. В Риме он опять увидел то, чего еще никогда не было.

Волшебное время, конечно, для Новака, и мне кажется, что он делает все возможное, чтобы оно не кончалось. Удивительную зрелость мысли и скромность показывает. Так осторожен в своих высказываниях, что как будто боится нечаянным словом эту птицу счастья спугнуть. Умница, просто умница.

Но Рафа-то, товарищи, каков! Прекрасен! Каждое слово – слиток золотой:

«Я сделал все, что мог, поэтому я не могу требовать от себя большего»;

«Он делает удивительные вещи»;

«Чемпион не только побеждает каждую неделю, он еще умеет ждать. Cейчас я жду»;

«Пытаюсь найти решение»;

«Я не расстроен».

Это все заповеди из Библии на самом деле, только пересказанные своими словами. И знаете, я думаю он правда не расстроен. Мне кажется, и это то, с чем в свое время столкнулся Федерер – получить головоломку на разгадывание гораздо интереснее, чем просто побеждать. Интересней побеждать преодолевая препятствия. Рафа столкнулся с препятствием и от уныния не осталось и следа, его убил проснувшийся охотничий азарт. И столкнулся он с этим препятствием именно в Риме, а не раньше, потому что только в Риме препятствие оформилось в некую совсем уж постоянную величину. В Риме Рафа тоже узнал про Новака много нового, чего еще не знал в Мадриде, и теперь у него есть время на подготовку, а его не было бы, если бы Новак не сыграл в Риме.

Так что хорошо – для обоих, для грунта, для Ролан Гарроса, для всех нас – что Новак в Риме все-таки сыграл.