12 мин.

Возрождение

«Шлем Ла-Манша» вернул надежду на торжество справедливости и стал первым этапом возрождения тенниса.

Все люди в мире хотят справедливости.

У каждого свои представления о том, как именно она должна выглядеть, но, пожалуй, все единодушны во мнении, что каждые поступки должны иметь заданные наперёд последствия, в зависимости от исходных данных. Данная концепция применима ко всем сферам жизни, начиная от развлечений и заканчивая самыми серьёзными видами деятельности. Само собой, всё вышесказанное относится и к спорту.

Пожалуй, трудно найти человека, который, обладая азами логики и здравого смысла, не согласился бы с тем, насколько драматично и абсурдно сложилась ситуация в мужском теннисе на момент конца января – середины февраля 2018 года. Материалов о фантастическом уровне везения Роджера Федерера набралось бесчисленное множество, к последнему можно отнести эту статью; действительно, в связи с низким уровнем тура в 2003-07 годах клиент Рафоле выиграл настолько больше, чем заслуживал, что по справедливости в следующие годы он должен был регулярно недобирать наград. И если в 2010-16 годах эта тенденция худо-бедно выполнялась, то мощный удар по здоровью топ-теннисистов в начале 2017 года, выкосивший 90% конкурентоспособного тура, привёл к образованию нового витка коллапса, главным бенефициаром которого стал, как и ожидалось, Роджер Федерер.

Самое нелепое в данной ситуации было то, что, в отличие от более ранних сезонов, швейцарец стал прибирать к рукам награды, даже не демонстрируя конкурентоспособной игры. Уровень игроков был настолько слаб, что можно было выигрывать 2 ТБШ в сезоне, играя на уровне в лучшем случае десятой ракетки мира из Золотой Эры тенниса. Однако пока в туре был хотя и несильный за пределами грунта, но здоровый и более-менее стабильный великий теннисист – Надаль – первое место для коллапсника, как окрестили Роджера в теннисных кругах, являлось недостижимой высотой и пределом мечтаний. Всё поменялось в октябре 2017 года…

***

Ирония судьбы. Все ждали от нового, 2018 года возвращения топ-игроков после травм, а получили лишь очередного пациента. Рафаэль Надаль, травмировавший колено ещё в финале шанхайского «Мастерса», так и не смог оправиться от ударов по здоровью, и снялся в четвертьфинале Открытого чемпионата Австралии. Робкие попытки вернуться от Новака Джоковича и Стэна Вавринки лишь усугубили их травмы и выбили из тура на неопределённый срок. Путь к первой строчке падальщику был открыт.

…И он не преминул воспользоваться шансом! Понимая всю свою ограниченность как теннисиста и неспособность завоевать этот титул в честной и равной борьбе, Роджер Федерер совершил единственное действие, которое могло привести его к заветной цели. Внезапное добавление турнира серии «500» в календарь выступлений и выход в финал без единой победы над теннисистом топ-35 сделали швейцарца новым лидером рейтинга, хотя легитимность этого титула так и не была признана адекватными любителями тенниса.

К тому моменту уже было известно, что Рафаэль Надаль не примет участия в супертурнирах Северной Америки, поэтому отрыв по рейтингу, в теории, должен был только расти. Новак Джокович в феврале провёл операцию на локте, восстановление от которой за один-два месяца не представлялось возможным, Вавринка и Маррей так и не вернулись, а в марте на турнире в Индиан-Уэллсе получил серьёзную травму и Доминик Тим. Положение было настолько безвыходным, что казалось, Роджер Федерер выиграет не только Уимблдон (это считалось уже само собой разумеющимся), но и «Ролан Гаррос». И будет в одном турнире от выигрыша «Большого шлема», который официально сделает его Величайшим теннисистом Открытой Эры.

***

К счастью, в теннисный мир всё же начала возвращаться справедливость. Начало было положено ещё в марте.

Выиграв полуфинал Индиан-Уэллса, который должен был проигрывать, Роджер Федерер оказался в одной победе от того, чтобы застолбить звание первой ракетки мира минимум до середины июня (а скорее всего, до середины июля). В некоторый момент финального матча от итогового успеха его отделяло одно очко. Буратино великолепно подал и по скорости (199,5 км/ч), и по направлению (20-30 см от точки T). Однако его соперник не только принял подачу, но и постепенно доказал своё превосходство в таланте и понимании тенниса, оказавшись сильнее в завязавшемся розыгрыше. Следующий матчбол был также отыгран, за ним последовал брейк, и наконец, итоговая победа. Этот камбэк стал первым звоночком, на который, однако, никто не обратил внимания.

Второй последовал спустя несколько дней. Проиграв в дебютном матче Майами 175-й ракетке мира Танаси Коккинакису, зулус лишился первого места в рейтинге. Привыкший к халяве Федерер, похоже, не мог поверить своим глазам. Он был настолько выбит из колеи, что принял ужасное для себя и отличное для теннисного мира решение сняться с грунта. Вероятно, коллапсник решил повторить финт прошлого сезона, думая, что именно благодаря пропуску грунта он смог выиграть Уимблдонский турнир 2017 года. Однако швейцарец, никогда не блиставший в умении принимать правильные стратегические и тактические решения, выпустил из внимания то, слишком много обстоятельств что по сравнению с 2017 годом поменялось не в его пользу. Закономерно, что в этот раз трусливая тактика «отсидеться в кустах весной, чтобы шакалить летом» была обречена на провал. И хотя теннисные чиновники шли навстречу Роджеру на каждом турнире (за 7 месяцев швейцарец провёл только 4 матча с теннисистами топ-19!), халявные сетки на траве всё-таки не спасли Буратино. Он проиграл первому же сопернику из топ-23 и не смог пробиться в полуфинал Уимблдона. Общий счёт с игроками, занимающими место в рейтинге ATP выше 20-го, на данный момент составляет 2:2 в этом сезоне.

28 мая 2018 года вышла аналитическая статья, предсказавшая победы Рафаэля Надаля и Новака Джоковича в финалах «Ролан Гаррос» и «Уимблдона» соответственно. В день старта Открытого чемпионата Франции большинство пропустило этот материал, а немногочисленные читатели не поверили автору, что вероятности выигрыша титулов упомянутыми теннисистами равны 93% и 86%, хотя и не нашли способа опровергнуть аргументацию, приведённую в статье. Таким образом, оба турнира прошли без сенсаций. Статья оказалась пророческой.

Вместе с тем, строго говоря, сбылась только первая половина прогноза на Открытый чемпионат Франции. Рафаэль действительно довольно легко защитил титул, не позволив никому из своих соперников не то что дойти до пятого сета, но даже выиграть пять геймов более, чем в одной партии. Однако в финале он обыграл не Джоковича – серб не дошёл даже до четвёрки сильнейших. Разберёмся, что же произошло.

Начать нужно с того, что выход Джоковича в финал, вероятность которого не была указана, оценивался примерно в 80%. В число оставшихся двадцати входила возможность неожиданного появления сильного игрока, который воплотился в Марко Чеккинато. В том, что специалист по договорным матчам проводил очень сильный турнир с высоким уровнем игры, не может быть никаких сомнений: итальянец обыграл двух игроков топ-10 посева, Давида Гоффена и Пабло Каррено-Бусту, причём каждый из них был практически действующим четвертьфиналистом грунтового «мэйджора». (В самом деле, испанец снялся в четвертьфинале РГ-2017, бельгиец – в третьем круге, что стало, пожалуй, единственной причиной того, что он не защитил четвертьфинал-2016). Из этого можно сделать вывод, что Марко 100% играл на уровне топ-10, а скорее всего – даже на уровне грунтового топ-4.

Разумеется, даже против такого теннисиста Новак Джокович был явным фаворитом. Однако произошло сразу два неожиданных события.

Во-первых, итальянец прибавил ещё и провёл весь матч (за исключением третьего сета) едва ли не в режиме Бога. На следующий после матча день Диего Шварцман великолепно играл против бессменного доминатора первенства Франции Рафаэля Надаля, обыгрывая его до перерыва на дождь 6-4 3-2 – с сетом и брейком. Единственными слабостями аргентинца были подача (точнее, её отсутствие) и слишком большое число невынужденных ошибок. Так вот, Марко Чеккинато играл против Джоковича как Шварцман против Надаля в упомянутых полутора сетах, только лучше подавал и почти не ошибался. В самом деле, сравним статистику этих теннисистов (табл. 1).

Таблица 1

Из таблицы явно следует, что Чеккинато намного лучше подавал как по точности, так и по силе – особенно впечатляюще выглядит разница на втором мяче. Также его игра была намного чище, т. е. он не срывал столько же ударов, что и аргентинец. (Строго говоря, в общем случае нельзя сделать вывод о точности лишь по числу невынужденных и количеству розыгрышей, так как средняя длина розыгрышей в матчах может существенно отличаться, однако к этим поединкам последнее не относится: среднее количество ударов в розыгрышах матча Джокович – Чеккинато примерно равно среднему количеству ударов в матче Шварцман – Надаль и, возможно, даже несколько выше). Особенно поражает соотношение в четвёртом сете – 11 анфорсов за 101 розыгрыш! Более того, в решающий момент – начиная со счёта 4:4 на тай-брейке – итальянец не допустил вообще ни одной невынужденной ошибки за следующие 16 розыгрышей, из которых выиграл 9. В то же время для того, чтобы обыграть Рафу 6-4, от Шварцмана не потребовалось «чистой» игры – 20 розыгрышей (большинство из которых недлинные) из 72 завершились его невынужденными ошибками.

В остальных компонентах игры итальянец и аргентинец были примерно наравне. Они продемонстрировали отличные позиционные навыки и технические умения, которые позволили разводить соперников по углам и гонять их по задней линии, при этом и сами бегали с высокой скоростью. Таким образом, можно сделать вывод, что в четвертьфинале Марко был более опасным соперником, чем Диего даже до перерыва на дождь.

Во-вторых, даже несмотря на фантастическую силу Чеккинато – а играл он, как мы выяснили, явно сильнее Шварцмана, уровня которого хватило для того, чтобы вести с сетом и брейком у «Короля грунта» – Джокович, по сути, выиграл матч. Действительно, в трёх партиях из четырёх он одержал победу по числу завоёванных очков (см. таблицу 2).

Таблица 2

Таким образом, играя с соперником, уровня игры которого предположительно хватило бы для четырёхсетовой победы над самим Надалем, Джокович по очкам выиграл 3 партии из 4. И лишь фантастическое невезение в «теннисных лотереях» оставило его за бортом полуфинала, в котором он, скорее всего, в трёх партиях разорвал бы Доминика Тима, так как австриец показывал негрунтовую дуболомную игру с ломовой подачей и сильными ударами, но множеством позиционных и невынужденных ошибок. Таким образом, чтобы оправдать прогноз по выходу в финал, Джоковичу практически было достаточно одержать победу в четвертьфинале, которая, как мы выяснили, должна была состояться с очень большой вероятностью: во-первых, априори был крайне маловероятен соперник уровня Марко; во-вторых, даже против такого оппонента Джокович мог проиграть только из-за невероятного уровня невезения. К сожалению, сразу оба фактора наложились друг на друга, что и привело к тому, что вероятность около 80% не сыграла, но прогноз был верным.

Уимблдонский турнир также прошёл довольно предсказуемо. Показывавший слабость на подготовительных турнирах Федерер не смог серьёзно улучшить игру и уступил первому же сопернику из топ-23 в травяном сезоне. Новак Джокович довольно буднично выиграл 6 матчей, по сути, не оставив своим оппонентам шансов, хотя они были очень серьёзные: даже для того, чтобы выйти в четвёртый круг, сербу пришлось обыграть действующих четвертьфиналиста и полуфиналиста ТБШ на быстром покрытии. Единственное несоответствие вышло с предсказанием результатов Рафаэля Надаля, который не просто дошёл до четвертьфинала, но и выступил лучше швейцарца, а также стал единственным теннисистом, кто имел реальные шансы обыграть серба – по сути, их матч был почти равным. Значит ли это, что аналитика, приведённая в статье, была ошибочной?

Разумеется, нет. Дело в том, что прогноз на Уимблдон был сделан до старта «Ролан Гаррос», то есть в него закладывалась высокая вероятность того, что Ноле и Рафа разыграют финал французского «мэйджора». Известно, что Джокович является единственным серьёзным соперником Надаля на грунте; в частности, каждый их матч на РГ отнимает у испанца очень много сил – на Уимблдон их, стало быть, не остаётся. В 2012-15 годах Рафаэль так уставал во Франции, что только раз преодолел барьер второго раунда на самом престижном теннисном турнире, что, впрочем, не помешало ему установить антирекорд по рейтингу соперника, которому он проиграл на данном соревновании (144). С другой стороны, на классе и без особых усилий обыграв клиента в финале 2011 года, Рафаэль легко достиг финала Уимблдона по очень сложной сетке. Единственным исключением стал 2017 год; впрочем, и тогда Рафаэль играл неплохо и мог доходить до четвертьфинала, однако его соперник-подаван по четвёртому кругу за счёт первого удара отыграл несколько скрытых матчболов в пятой партии и, в конце концов, задавил физухой.

Таким образом, будучи избавленным от необходимости играть с Джоковичем, Рафаэль сэкономил уйму сил и тем самым предопределил успешное выступление в столице Великобритании. Другим ключевым моментов стала сетка – практически самая лёгкая из возможных до четвертьфинала, то есть когда трава ещё достаточно быстрая для того, чтобы «подаваны» имели хорошие шансы на успех. Стало быть, испанцу сильно повезло минимум дважды, но это везение пошло теннису только на пользу, ведь благодаря ему мы стали свидетелями лучшего матча последних полутора – двух лет, как по уровню игры, так и по накалу и интриге.

Таким образом, обстоятельства на Открытом чемпионате Франции и Уимблдонском турнире сложились практически наилучшим образом. Вылет Джоковича в четвертьфинале в конечном счёте пошёл лишь во благо по нескольким причинам.

Во-первых, Надаль легко взял титул, что позволило ему защитить первую строчку и приблизиться к Федереру по ТБШ на опасное расстояние.

Во-вторых, серб не проиграл Надалю. Вкупе с победой в полуфинале Уимблдона это поспособствовало укреплению позиций в H2H и сокращению отставания в личных встречах на ТБШ до 5-7 в полных матчах.

В-третьих, из того, что произошло в п. 1, Федерер потерял чувство меры и кинулся шакалить первую строчку на травяные водокачки, которые в конечном итоге и стали причиной его краха. Проиграв в финале Галле Борне Чоричу, коллапсник не только не удержал первое место в рейтинге, но и потерял ореол непобедимости на траве, что в конечном итоге и привело к яркому камбэку в четвертьфинале Уимблдона.

В-четвёртых, Джокович разозлился по-хорошему. Это помогло ему довольно легко (кроме полуфинала) выиграть титул на Уимблдоне.

В-пятых, Рафаэль Надаль взял Францию в экономном режиме, что позволило ему сохранить силы на Уимблдон и, в частности, принять участие в «матче года» против Новака Джоковича.

Последний пункт является особенно важным. Пожалуй, для возрождения тенниса хватило бы и побед Джоковича и Надаля в финалах ТБШ в Лондоне и Париже вкупе с провалом Федерера. Однако легендарный матч, который оба гения позиционной игры провели на высочайшем уровне, подтвердил, что коллапс вот-вот рухнет, а там и до новой «Золотой эпохи» рукой подать.

Вывод. Грунтовый и травяной сезоны прошли практически идеально. Ноле и Рафа провели несколько блестящих турниров и стали главными претендентами на первое и второе места по итогам сезона, а Федерер продемонстрировал лишь полное бессилие против всякого более-менее серьёзного оппонента. Клиент Джодаля отброшен от вершины рейтинга на непреодолимое расстояние и уже вряд ли когда-нибудь туда вернётся; его перспективы на взятие титула ТБШ крайне невысоки, и падение рекорда, похоже, является лишь вопросом времени. Всё вышеперечисленное ознаменовало новую главу в истории тенниса – главу, полную легендарных противостояний, эпичных матчей, покорения новых вершин и взятия немыслимых рекордов. И в этой главе уже не найдётся места главному коллапснику современности.