Главный спортивный комплекс Рима – памятник фашизма. И никто не стесняется
Дом «Ромы», «Лацио» и теннисного «Мастерса» как фашистский луна-парк.
От редакции: эта история уже была у нас на главной в прошлом году, мы снова вспоминаем о ней, потому что на этой неделе лучшие теннисисты мира как раз должны были приехать в Рим. Если бы все так и случилось, Лера Ли точно порадовала бы свежим постом, но раз все на паузе, давайте насладимся классикой и устроим себе виртуальные римские каникулы!
Спортивный комплекс «Форо Италико», почти 70 лет принимающий крупнейший итальянский теннисный турнир, увидев однажды, забыть невозможно. Раскинувшийся на берегу Тибра у самого высокого римского холма Монте-Марио (его географическая долгота в Италии до 1960-х считалась нулевым меридианом), «Форо Италико» включает в себя не только теннисные площадки, но также Водный стадион, легкоатлетический Мраморный стадион и Олимпийский стадион, где играют футбольные «Рома» и «Лацио». Территорию комплекса украшают классические – но от этого не менее эффектные – римские маркеры: высокие пинии, мраморные статуи и мозаики в античном стиле.
Но знаменит «Форо Италико» – Итальянский форум – прежде всего не как живописная спортивная площадка, а как яркий образец архитектуры и пропаганды итальянского фашизма. Его строительство началось в конце 1920-х и стало одним из главных архитектурных проектов эпохи Бенито Муссолини – а градостроительные амбиции диктатора были практически ренессансными. Форум, изначально называвшийся Форумом Муссолини, был задуман для привлечения к спорту членов «Балиллы» – военизированной фашистской молодежной организации – в преддверии Олимпиады-1940, на проведение которой претендовал Рим (в итоге принял Игры-60). Он был сооружен как тренировочная база Фашистской мужской академии физкультуры, располагавшейся там же (сейчас штаб-квартира национального олимпийского комитета). Академия, основанная в 1928-м и просуществовавшая до конца войны, готовила новое поколение итальянских фашистов, безупречных идеологически и физически, которые должны были стать основой военного могущества новой Италии.
В любой другой стране такой компрометирующий бэкграунд, как у «Форо», был бы вечным источником неловкости. Но не в Италии. Во-первых, это красиво. Архитектура итальянского фашизма вдохновлялась, конечно, монументальной древнеримской архитектурой, и этот флер античности делает Итальянский форум невыносимо прекрасным (то же самое касается и, например, фашистского Дворца итальянской цивилизации на окраине Рима, где с 2015-го квартирует модный дом Fendi).
Вокруг Мраморного стадиона установлены 60 псевдоантичных скульптур спортсменов, в 1930-х подаренных Форуму итальянскими провинциями: теннисисты из Пармы и Рагузы, боксер из Кьети, прыгун в воду из Полы, гимнаст из Милана, лыжник из Больцано. Еще несколько статуй стоят на корте имени Николы Пьетранжели – некогда центральной арене теннисного комплекса «Форо Италико». Названа она в честь лучшего теннисиста в истории страны – двукратного чемпиона «Ролан Гаррос» до Открытой эры (по легенде, под конец карьеры в Риме на закрытой жеребьевке выбирал себе соперников). В южной части комплекса находится сейчас заброшенное здание академии фехтования, спроектированное легендой итальянской архитектуры Луиджи Моретти, – общепризнанная жемчужина модернизма.
В центре Форума стоит 17-метровый 300-тонный Обелиск Муссолини из ценного каррарского мрамора – крупнейший монолит, выпиленный в XX веке (в его транспортировке участвовали 80 быков) и трибьют Муссолини как основателю новой итальянской империи и преемнику римских правителей. Прямой путь от обелиска к Олимпийскому стадиону проходит через фонтан, 42-тонная сфера в центре которого «символизирует силу фашизма», а дорога выложена мозаиками, на которых античная иконография встречает сюжеты новейшей итальянской истории и современную военную технику, фашистскую символику и надписи вроде «Дуче» (вождь), «Наш Дуче», «Дуче, нашу юность Вам посвящаем» и им подобные.
Надпись на обелиске «Муссолини вождь» несколько лет назад стала предметом национальной дискуссии, когда спикер Палаты депутатов итальянского парламента Лаура Больдрини предложила хотя бы убрать из нее слово «вождь» (гугл-карты, кстати, делают вид, что он называется «Обелиск на Форо Италико»). Предложение встретило мощный отпор в итальянском обществе, не имеющем привычки стыдиться своего прошлого и чуждом идее переписывания истории (вариант самого расхожего аргумента звучит как «в Колизее христиан скармливали львам – что теперь, его тоже простыней накрыть?»). Именно это основная причина, по которой «Форо Италико» – этот, по выражению The Telegraph, «фашистский луна-парк» – принял Олимпийские игры всего через 15 лет после окончания Второй мировой без каких-либо изменений и попыток сгладить исторические углы. По этой же причине в конце 2014-го тогдашний премьер-министр Маттео Ренци на «Форо Италико» объявил о заявке Рима на проведение Олимпиады-2024, невозмутимо стоя перед фреской «Апофеоз фашизма», на которой Муссолини изображен подобным богу.
Осенью 2017-го The New Yorker задался вопросом, почему в Италии до сих пор так много фашистских памятников, и пришел к выводу, что, поскольку их никогда не пытались скрыть, со временем они потеряли свой актуальный политический смысл и сохранили только вечный – эстетический. Точно в таком же ключе за три года до этого высказалась Мария Шарапова в ответ на вопрос о возможном переезде римского турнира на более современную площадку: «Я обожаю это место. Оно уникальное. Здесь есть история».
Не поспоришь.
Фото: REUTERS/Handout REUTERS/Tony Gentile; Gettyimages.ru/Franco Origlia; globallookpress.com/hwo, Matteo Ciambelli, Radogna/Giacomino/Ropi, Svarc, P.
По поводу памятников Дуче... Даже самые тёмные страницы в истории остаются историей страны. Замалчивать и уничтожать их не стоит хотя бы по причине того, чтоб не забывать и не повторять.
Ну-ну 😀
К счастью, есть те, кто "стесняется" 😏
итальянцы и евреев не особо сжигать торопились, наоборот известны случаи, когда они пропускали мимо ушей немецкие установки и их не мало.
вопрос в том, что немецкий нацизм часто глупо именуют фашизмом, и отсюда все возможные стереотипы, на этих глупых стереотипах и пытается сыграть заголовок статьи.