7 мин.

Обречённый скандал. Чему должен научить российский спорт скандал с Байлс и Уильямс

В то время, как Ричард Макларен царапает всё новые пробирки отечественных спортсменов, а Хайо Заппельт пошёл на второй десяток фильмов про допинг в российском спорте, Империя нанесла ответный удар. Хакерская группировка Fancy Bears взломала серверы WADA и выложила в сеть порцию весьма любопытных документов, в которых ведётся речь о приёме американскими спортсменками (а именно, сёстрами Уильямс и Олимпийской чемпионкой по спортивной гимнастике Симоной Байлс) запрещённых препаратов.

Пикантности ситуации добавляет и тот факт, что речь идёт о вполне серьезных субстанциях, по сравнению с которыми опальный милдронат выглядит детским питанием. Сёстры баловались в разные годы коктейлем из преднизолона, метилпреднизолона, гидроморфона, преднизона, формотерола и оксикодона. Байлс же заедала синдром дефицита внимания метилфенидатом и (внимание) амфетамином.

alt

Вау, амфетаминчики завезли!

Правда, единственными, кто в результате понесёт наказание будут, видимо, российские спортсмены (что вполне логично, не правда ли?), ведь американки принимали данные препараты на вполне легальных основаниях, получив разрешение от WADA по медицинским показаниям, а вот российские хакеры по словам главы всё той же WADA «поставили под угрозу работу по восстановлению доверия к России». Ведь употребление допинга, пусть и на законных основаниях (или выдаваемых за такие – тем же синдромом дефицита внимания страдают до 30% детей, а многие известные врачи и вовсе считают его выдуманным. Т.е. идеальная ситуация – проверить наличие данного заболевания практически нереально) не так интересны, как громкие заявления бывшего спортивного чиновника, неподтверждённые никакими документами.

"Если честно, то мне страшно что-то принимать. Если бы я оказалась на месте Шараповой, было бы очень неприятно. Моя сестра Винус много болела и познакомила меня с правильным питанием и сыроедством. Мне понравилось. Это полезно для меня и моего организма. Я никогда не рискну что-то принимать, потому что боюсь за свое здоровье."

Серена Уильямс после известия о положительной допинг-пробе Шараповой на мельдоний. Март, 2016 года.

Однако, оставим конкретных спортсменок в покое. В конце концов, ни Симона, ни Серена не шли поперёк букве закона, а говорить про двойные стандарты в данной ситуации смешно – на войне, как известно, все средства хороши. Гораздо важнее сделать правильные выводы после всех допинговых скандалов в мировом и нашем спорте.

То, что спорт давно превратился в бизнес – ни для кого не секрет. Правила в котором, устанавливаем, к сожалению, не мы. Это данность, которую нужно принять, просто посмотрев на список крупнейших спонсоров МОК или же наиболее влиятельных фармкомпаний. Соответственно, нужно встраиваться. Не вставая в позу обиженных и оскорблённых, а трезво и где-то даже цинично посмотреть на всю антидопинговую систему и понять, как с ней взаимодействовать дальше.

Всё, что будет написано ниже – во многом, довольно очевидные вещи. Но почему-то вместо здравого подхода всё это время приходилось читать две крайности – происки западных врагов и тотально прогнившая допингом система росспорта. Попробуем найти золотую середину.

Постулат №1. Допинг принимают все. Нужно делать это правильно. Об этом не принято говорить вслух, как о дочерях Путина или о том, что «Спартак» не станет чемпионом в этом году. Но факт остаётся фактом. Допинг в широком смысле (т.е. любое средство – запрещенное или разрешенное, которое помогает спортсмену, увеличивая ли работоспособность или снижая сроки восстановления после нагрузок - неважно) используют все. Это аксиома. Как и то, что в спортивном мире (как и во всём остальном) важна правильная подача, а не реальность. Ты будешь рукопожат, хоть каждый день обкалываясь допингом. Но если ты это делаешь легально, приложив нужно бумажку (особенно если ты «свой» - читай, американский спортсмен или норвежский астматик).

alt

Нас к таковым причислить тяжело, но раз есть такие лазейки – нужно ими умело пользоваться. Не поверю, что наши спортсмены не имею диагнозов, в отличие от западных полуинвалидов (это ни в коем случае не ругательство, просто сидеть годами на глюкокортикоидах – признак довольно серьезных проблем со здоровьем, так что нужно искренне посочувствовать сёстрам и пожелать им сил в борьбе с их тяжёлыми недугами). Эти диагнозы нужно правильно использовать, под них можно и нужно подводить огромную фармакологическую базу. Только вот незадача – с ней-то у нас большие проблемы.

Постулат №2. Ключ к успеху – развитие спортивной фармакологии. Антидопинговая система похожа на игру в догонялки. Выглядит это в нормальных странах примерно так: в недрах лабораторий разрабатывается волшебный эликсир  - спортсмены пьют его до посинения, пока антидопинговые службы не просекают фишку и не включают его в стоп-лист. Но к тому моменту нормальные страны разрабатывают новый разрешенный эликсир победы. Круг повторяется до бесконечности. А у нас..

А у нас так, похоже, и не поняли, что основная причина всей вакханалии последних двух лет в спорте, не потому, что у нас допинг есть, а в других странах его нет. А потому что наша фармакология отстала от западной лет на 15-20. Потому что еще десяток лет, если не больше, наших будут ловить на эритропоэтине и прочей гадости, о которой в нормальном мире уже и забыли. И где за такие вещи нещадно бьют канделябрами. Причем совершенно по делу.

Потому, не переставая говорить то, что говорить необходимо – «борьба с допингом», «соответствие правилам» и прочее-прочее-прочее, нужно помнить о двух вещах. Действительно тотальная борьба с запрещёнными веществами. Вплоть до пожизненного отстранения спортсменов и тренеров. И вместе с тем активная постоянная разработка нового допинга. Этого не нужно стесняться. Это НУЖНО делать.

Постулат №3. Возвращать влияние в международных спортивных организациях. Оставим политику в покое и действительно порадуемся за американских спортсменов. Они знают, что они защищены. Что, даже если они не правы – нужные люди пойдут и добьются для них повторного забега без соперниц. Достанут нужно разрешение на препарат. Сделают всё, что от них зависит. Американское лобби – скажете вы. Но это именно то, что и должны делать спортивные функционеры.

Лоббирование – это скучно и долго, но откровенно наплевательское отношение к «внешней политики» Минспорта и ОКР привели к тому, где мы сейчас находимся. За последние несколько лет нас вышвырнули откуда только могли. Технические комитеты, ответственные посты в федерациях – наше влияние на мировой спорт свелось к минимуму еще до скандала с легкоатлетами. И в решающий момент оказалось, что российский спорт в изоляции. В которой виноваты только мы сами.

Для того, чтобы вернуться времени потребуется много. Возможно, что и десятилетия не хватит. Но процесс нужно запускать сейчас. Начать с первостепенного и восстановить в правах все федерации. Шаг за шагом искать союзников, продвигать людей. Делать то, что в политике худо-бедно, но получается. И конечно же..

Постулат №4. Не огрызаться, а вести понятную и последовательную политику. За последний календарный год реакция Минспорта менялась от агрессивной до показательно смиренной и обратно несколько раз. Удивительным образом это совпадало с выступлениями президента по вопросу допингового скандала. Флюгерность Виталия Леонтьевича уже давно стала притчей во языцах, но конкретной и дельной обороны наших интересов за всё это время замечено не было.

alt

Особо показательным моментом лично для меня стала перепроверка проб российских спортсменов на ОИ Пекина и Лондона. Из гневных монологов Мутко можно было бы составить сборник «Как поссориться со всеми, не добившись ни-че-го». Хотя самым логичным ходом было бы публичное требование проверки всех проб с этих игр. Под контролем ведущих олимпийских комитетов. Это, по крайней мере, обеспечило бы какую-никакую объективность и избавило бы всех от вопроса, по какому принципу отбирались пробы для перепроверки. Была ли предпринята хотя бы попытка, хотя бы публичный призыв к чему-то подобному? Конечно, нет. Вместо этого мы услышали следующее:

«Прошло несколько лет, они сделали суперсовременные методы определения. Не понимаю, что происходит. Систему нужно как-то так сделать. А то ставим сами себя в дурацкое положение.» 

Министр спорта, человек на котором лежит практически вся ответственность за весь этот скандал, не понимает, что происходит и лепечет всякую околесицу. Занавес. Хотя будем честны: мы ждали чего-то другого? Скорее, кого-то - ждем нового министра и внятную стратегию уже от него.

***

Нужно быть крайне наивным человеком, чтобы думать, что нынешний скандал запустит механизм реформирования WADA в организацию, которая борется с допингом, а не является мощнейшим инструментом влияния на отдельные федерации. Нужно быть наивным человеком, чтобы думать, что нынешний скандал запустит хоть что-то. Он обречён. Просто он ещё раз показал простую, но определяющую весь ход событий истину.

Или ты становишься сильным и определяешь правила игры. Или ты несешь околесицу и занимаешься прикрытием собственного седалища, вместо конкретных дел. И тогда тебя ждёт провал:

Полный провал.