13 мин.

Лисицки, Бушар, Гулбис и другие быстро перегоревшие теннисные звезды

Несколько примеров того, что успех в теннисе бывает мимолетен.

Араван Резаи

Момент: весна-2010, победа на элитном турнире в Мадриде. Там Резаи повесила баранку вернувшейся в тур Жюстин Энен, обыграла Елену Янкович и Винус Уильямс.

alt

Что потом? С начала и до августа 2011 года француженка выиграла всего восемь матчей, и уже тогда в Далласе ей пришлось играть квалификацию. Там она выиграла шесть матчей и дошла до финала, где проиграла Сабин Лисицки. В дальнейшем поражения в первых кругах сменились поражениями в квалификациях, а потом и турниры WTA сменились турнирами ITF. На данный момент Резаи не выходила на корт с сентября 2015 года и сейчас занимает 963-е место в рейтинге (хотя в апреле 2015 говорила, что хочет стать первой ракеткой мира).

После большого успеха внимание к Резаи привлекал не теннис, а ее публичный конфликт с отцом (она обвинила его в краже, его перестали пускать на турниры, но в итоге они, вроде бы, помирились) и громкие высказывания (например, что она не любит теннис, но любит деньги и славу).

Мария-Хосе Мартинес-Санчес

Момент: весна-2010, победа на элитном турнире в Риме, где несеяная испанка обыграла вторую ракетку мира Каролин Возняцки, неожиданно заигравшую Ану Иванович и Янкович.

Что потом? В 2011 испанка выиграла еще два титула поскромнее, но в целом карьера шла на спад. В 2012 году главным событием с ее участием стало то, что испанские теннисистки снова объявили бойкот национальной федерации тенниса. А в 2013 она ушла в декрет, через два года вернулась в тур и продолжает временами успешно играть в паре.

Играющие мамы мирового тенниса

Юлия Гергес

Момент: весна-2011, победа на турнире в Штутгарте. Немка обыграла будущую чемпионку «Ролан Гаррос» Ли На, прошлогоднюю финалистку Саманту Стосур, а в финале в двух сетах разобралась с первой ракеткой мира Возняцки.

alt

Что потом? Титул в Штутгарте стал вторым в карьере Гергес – и пока последним. В 2012 году она была стабильным игроком Топ-20, сыграла в финале в Дубае и Линце, но потом наступил период мучений и страданий. В 2013 году Гергес выпала из Топ-50, а в следующем – из Топ-100.

Сейчас немка снова набрала нормальную форму и в этом году в Окленде впервые за четыре года сыграла в финале WTA в одиночном разряде. Мощная и задорная игра никуда не делись, но Гергес теперь скорее сложившийся середняк, чем будущая звезда, которой она считалась в 2011.

Сабин Лисицки

Момент: «Уимблдон»-2013, где немка обыграла Серену Уильямс (1) и Агнешку Радванску (4), но в финале проиграла Марион Бартоли.

alt

Что потом? Классическая история – травмы и неровные выступления. Лисицки способна выстрелить (как, например, в прошлом году в Индиан-Уэллсе, где она дошла до полуфинала), но куда больше запоминаются ее неудачи – например, поражение от 44-летней Кимико Дате-Крумм в прошлом году в Стэнфорде со счета 6:1, 4:1, или очередные слезы после поражения на «Уимблдоне».

А вот что у Лисицки получается, так это подача. В 2014 году в Стэнфорде она установила женский рекорд по скорости – 210.8 км/ч. А в 2015 в Бирмингеме в двух сетах матча с Бенчич настреляла 27 эйсов. Этот рекорд в этом году побила Кристина Плишкова (31 эйс в матче Australian Open против Моники Пуиг, третий сет которого закончился со счетом 7:9).

Эжени Бушар

Момент: весь сезон-2014. За год канадка сыграла в полуфиналах Australian Open и «Ролан Гаррос», в финале «Уимблдона», выиграла свой первый (и единственный) титул WTA, а также вошла в Топ-5 и отобралась на итоговый турнир.

alt

Что потом? Следующий сезон стал, наверное, одним из худших для топ-теннисистки в истории WTA. Начался он с четвертьфинала Australian Open, но потом Бушар проиграла 18 из 26 матчей. Больше одного матча она выиграла только в Индиан-Уэллсе и на US Open, а защита финала «Уимблдона» закончилась в первом круге в матче со 117-й ракеткой мира.

Этот сезон начался куда более удачно – с четвертьфинала в Шэньчжэне и финала в Хобарте. Но после Australian Open Бушар все равно вылетела из Топ-50. После финала в Куала-Лумпуре канадка в «полтинник» вернулась и пока прописалась в районе 40-й строчки. К тому же она наконец перестала искать добра от добра и вернулась к тренеру Нику Савиано, который и привел ее к успехам-2014.

Весь этот период Бушар пытается доказать, что теннис для нее важнее посторонних занятий – типа фотосессий и судебной тяжбы с USTA по поводу ее падения в раздевалке на US Open-2015.

Франческа Скьявоне

Момент: победа на «Ролан Гаррос»-2010. 29-летняя итальянка впервые вышла в финал «Шлема», впервые выиграла и до сих пор остается последней чемпионкой «Шлема» с одноручным бэкхендом.

alt

Что потом? В следующем году в январе Скьявоне стала четвертой ракеткой мира (после четвертьфинала Australian Open), а на «Ролан Гаррос» снова вышла в финал. Но потом результаты становились все более неровными – возраст и травмы еще никто не отменял. Тем не менее, за последние годы итальянка выиграла три скромных грунтовых титула – последний в этом году в Рио. В 35 лет.

На Australian Open Скьявоне впервые с 2000 года не смогла выступить в основной сетке «Шлема», и таким образом прервалась серия из 61 ТБШ подряд – ей не хватило всего одного, чтобы сравняться с рекордсменкой Аи Сугиямой.

Сейчас Франческа активно думает о будущем – настолько активно, что на «Ролан Гаррос» организаторы даже объявили о том, что она завершает карьеру (ошибочно). Тем не менее, от wild card на Олимпиаду она отказалась, потому что «на данном этапе моей жизни мне нужно принять важные решения касательно развития моей карьеры, сосредоточиться на личных проектах».

Саманта Стосур

Момент: US Open-2011, победа над Сереной Уильямс в финале, первый титул «Большого шлема» и третий титул в карьере. В качестве подготовительного момента можно назвать финал «Ролан Гаррос»-2010.

Что дальше? Пройдя пик, Стосур вернулась к жизни середняка – у нее появились любимые средние турниры (Осака – три титула, Кубок Кремля – два финала), она переживает регулярные спады и взлеты. Например, в рамках самого недавнего взлета в этом году на «Ролан Гаррос» она неожиданно вышла в полуфинал.

Слоун Стивенс

Момент: Australian Open-2013, на котором она обыграла Серену Уильямс и вышла в полуфинал, где проиграла будущей чемпионке Виктории Азаренко. Потом еще был четвертьфинал «Уимблдона», да и вообще сезон в целом был проведен успешно, и закончила она его 11-й ракеткой мира.

Что дальше? Полтора года нестабильности, приведшие к тому, что многие начали сомневаться в мотивации и амбициях американки. Тем не менее, с августа прошлого года она выиграла четыре титула в четырех финалах (три из них в этом году). На «Шлемах» результатов, сравнимых с 2013 годом, Стивенс пока еще показать не может.

Шуай Пэн

Момент: сезон-2014, по ходу которого она стала первой ракеткой мира в парном разряде и вышла в полуфинал одиночного US Open.

Что дальше? Травма спины, из-за которой китаянка завершила предыдущий сезон после «Ролан Гаррос». В итоге в одиночном рейтинге Шуай Пэн выпала из Топ-200, а в парном – из Топ-100.

Эрнест Гулбис

Момент: сезон-2014, в рамках которого на счету Гулбиса был полуфинал «Ролан Гаррос», два титула и попадание в Топ-10.

alt

Что дальше? Концовка того сезона получилась неровной, но настоящий кошмар начался в 2015 – Гулбис стал Эжени Бушар мужского тенниса (или наоборот). За год латвиец выиграл всего 11 матчей из 35 и отметился двумя сериями в шесть поражений подряд и одной – в пять. В этом сезоне Гулбис уже играл квалификации, но на «Ролан Гаррос» дошел до четвертого круга и теперь занимает место в седьмой сотне рейтинга.

Плюс, Гулбис расстался с тренером Гюнтером Бресником (которого очень хвалил за умение ставить технику) и изменил форхенд – теперь он не разбрасывает руки, как орел крылья, а делает более сдержанные движения. Ну и, конечно, Гулбис был бы не Гулбис, если бы не давал умные, но веселые интервью.

Маркос Багдатис

Момент: сезон-2006, финал Australian Open, полуфинал «Уимблдона» и попадание в Топ-10.

Что дальше? Замкнутый цикл – травмы, потеря формы, набор формы, травмы. В 2014 году киприоту даже пришлось спуститься на уровень «Челленджеров», что помогло ему снова обрести себя в основном туре. В этом году в Дубае он вышел в крупнейший финал за шесть лет, но проиграл Стэну Вавринке. Титулов Багдатис не выигрывал с 2010 года.

Зато в 2012 солнечный киприот женился на коллеге-теннисистке Каролине Шпрем, и сейчас они воспитывают двух дочерей – Захару и Индию. Маркос говорит, что именно поддержка жены помогла ему еще не закончить карьеру.

Орасио Себальос

Момент: 10 февраля 2013 года, когда в финале турнира в Винья-дель-Маре Себальос обыграл возвращающегося в тур Рафаэля Надаля. Аргентинец выиграл свой первый и единственный одиночный титул АТР.

Что дальше? Возвращение к реальности. Надаль выиграл «Ролан Гаррос» и US Open, а Себальос постепенно сдавал и сдавал и сейчас вообще стал, скорее, парным специалистом. Но в паре у него все нормально – в этом году они с чилийцем Хулио Перальтой выиграли два титула.

Григор Димитров

Момент: сезон-2014, когда из «Малыша Федерера» болгарин превратился в самостоятельного победителя трех турниров на трех покрытиях, полуфиналиста «Уимблдона» и игрока Топ-10.

alt

Что дальше? Если у групп бывает синдром второго альбома, то Димитров стал очередной жертвой спортивного синдрома второго сезона. Ноль титулов, баланс побед и поражений 33-22 (для сравнения, в 2014 году было 50-18), постоянные неудачи и потеря формы привели к расставанию с тренером Роджером Рашидом, который и сделал из талантливого парня серьезного игрока (нужно напомнить, что в 2013 на Димитрове уже чуть ли не поставили крест, но тут пришел жесткий Рашид, и они сразу же выиграли титул в Стокгольме).

Сейчас Димитров продолжает заново искать себя и часто рассуждает о той внутренней работе, которую он проделывает. Но к возвращению результатов это пока не привело.

Ежи Янович

Момент: конец 2012 – середина 2013, когда он вышел в финал «Мастерса» в Париже и полуфинал «Уимблдона».

Что дальше? Пришли травмы (стопа, колено, спина, локоть и так далее), а все волшебство (строившееся на подаче, мощных ударах и умении вплести феерический укороченный) куда-то исчезло. Нынешние средненькие результаты вписываются в контекст его карьеры куда больше финала Парижа и полуфинала «Уимблдона». В конце концов, единственный титул, который в последние годы выиграл Янович – это Кубок Хопмана-2015. А на «Шлемах» ни до «Уимблдона»-2013, ни после поляк не проходил дальше третьего круга.

Юрген Мельцер

Момент: сезоны 2010-2011, когда Мельцер показал все свои лучшие результаты на «Шлемах» (включая полуфинал «Ролан Гаррос»-2010) и вошел в Топ-10.

Что дальше? Австриец вышел на пик в 29 лет, и нетрудно догадаться, что вскоре в дело вмешались травмы и возраст. Тем не менее, Мельцер по-прежнему остается единственным человеком, который смог отыграться у Новака Джоковича с 0:2 по сетам (это случилось на том самом «Ролан Гаррос»).

Кстати, теперь про него, наверное, надо говорить «Мельцер-старший», потому что сейчас в туре появился его брат Геральд. В 2015 они впервые встретились в квалификации «Уимблдона», и Юрген победил, но сказал, что это был «худший день в его жизни, и я надеюсь, что мы никогда больше не будем играть друг с другом». Наверное, тем обиднее было вернуться после очередной травмы и проиграть братишке на турнире в Китцбюэле в этом году – особенно если учесть, что до этого был обыгран девятый номер рейтинга Доминик Тим.

Марин Чилич

Момент: победа на US Open-2014 – турнире, на котором Чилич показал лучший теннис в своей жизни. Возможно, немного несправедливо говорить, что Чилич, впервые вошедший в Топ-10 еще в 2010 году, – звезда одного момента. Но все же никакие другие успехи хорвата не сравнятся с той неожиданной победой, которую он одержал вскоре после дисквалификации за допинг.

alt

Что дальше? Проблемы с плечом у него начались еще в конце сезона-2014, и в итоге они сказались на работе в межсезонье, помешали нормально начать новый год, и привели к тому, что получился он довольно смазанным. Четвертьфинал «Уимблдона» и полуфинал US Open перемежались странными поражениями, место в Топ-10 было потеряно.

В этом году Чилич вполне мог впервые пройти в полуфинал «Уимблдона», но с матч-пойнтов уступил Федереру. Вскоре после этого появились новости о расставании с тренером – другой хорватской легендой Гораном Иванишевичем.

Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill, Alex Grimm/Bongarts, Mike Hewitt, Al Bello, Clive Brunskill, Matthew Stockman, Matthew Stockman, Chris Trotman/ATP