3 мин.

Килограммы на вес золота

Тот факт, что большинство прыгунов с трамплина в лучшем случае страдают дефицитом массы тела, а в худшем приближаются к анорексии, воспринимался мной как данность. И ежу понятно, что легкое летает лучше. Однако вопрос о причинах такого явления поставил меня в тупик, и пришлось начинать самостоятельное исследование.

 Попробуем разобраться, в чем же тут дело. А дело, говоря совсем уж упрощенно и не принимая во внимание остальные факторы, в соотношении скорости в момент отрыва и подъемной силы.

Одним из ключевых понятий, рассматриваемых ниже, является индекс массы тела (BMI, body mass index). Он рассчитывается следующим способом: вес (в кг) делится на рост (в метрах) в квадрате. Оптимальный вес находится в пределах между 18,6 и 25.

Так, например, BMI:

Симона Амманна – 19.6 (рост 172 см, вес 58 кг)

Грегора Шлиренцауэра – 18.8 (рост 180 см, вес 60 кг)

Дмитрия Васильева – 21.1 (рост 178 см, вес 67 кг)

Меня – 20.5 (рост 156 см, вес 50 кг)

 Итак, у спортсменов с большей массой тела скорость в момент отрыва больше, а вот подъемная сила меньше.

 Что касается скорости в момент отрыва, то эксперименты в аэродинамической трубе показали, что влиянием веса на скорость при разгоне можно смело пренебречь. Различия между спортсменом с индексом массы тела около 30 (85 кг/170 см) и спортсменом с индексом массы тела около 15 (45 кг/170 см) составляет примерно один метр в секунду (3.6 км/ч). Принимая во внимание то, что большинство спортсменов имеют BMI на уровне 17-21, разница в скорости между ними будет примерно 0.2 метра в секунду (0.7 км/ч).

 В то же время, значение подъемной силы весьма велико - каждый лишний килограмм укорачивает полет в среднем на один метр.

 Исследования, проведенные в 2000 году показали, что средний индекс массы тела среди спортсменов упал с 23 в 1973 году до 20 и меньше в 2000. На настоящий момент, средний вес прыгуна с трамплина на 10 кг ниже нормы, а лыжного двоеборца – на 5 кг.

 В начале нового тысячелетия было выявлено несколько случаев анорексии среди спортсменов (например, немец Свен Ханнавальд), и FIS, под давлением прессы и общественности, была вынуждена принять меры.

 Согласно предыдущим правилам, длина лыж определялась исключительно ростом спортсмена (146% от роста), теперь все тоже имеет значение. Так, спортсмены индекс массы тела которых меньше 20, вынуждены сокращать длину лыж согласно специальной таблице. Те, у кого индекс массы тела меньше 17.5 до участия в соревнованиях вообще не допускаются.

 Смыслом данной «реформы» было заставить спортсменов набирать вес за счет наращивания бедерных мышц – таким образом им будет позволено не укорачивать лыжи, а в виде дополнительного бонуса они, теоретически, получат преимущество в момент отталкивания. Однако FIS просчиталась – средний индекс массы тела спортсменов, принимавших участие в последних Олимпийских играх в Турине, был на уровне 19.41 – и набирать вес никто особо не стремился.

 Сезоны 2006/7 and 2008/9 продемонстрировали, что можно комфортно выигрывать и с длиной лыж в 142% от роста.

 (При написании использовались данные из следующих источников:

Luca Oggiano, Lars Saetran “Effects of body weight on ski jumping under the new FIS rules”

Wolfram Mueller “Determinants of Ski-Jump Performance and Implications for Health, Safety and Fairness”

Susie Parker-Simmons “Sports dieticians’ fact sheet: winter sports”)