8 мин.

Пекка Ниемеля: «Нам все нужно начинать с нуля»

Вчера в блоге была затронута тема, посвященная нынешнему состоянию сборной Финляндии, которая в 2011 году не показывает тех результатов, которые ждут от нее болельщики. Главный тренер команды Пекка Ниемеля в интервью Skijumping.de рассказал о причинах неудач, о травмах ведущих прыгунов и задачах на зимний сезон.

«Финская сборная вернет свои позиции»

- Господин Ниемиля, вы провели сбор в Австрии и Германии. Как все прошло? Вы довольны?

- Мы хорошо потренировались в Австрии и Германии, мы провели своеобразное «Турне трех трамплинов». Кондиции, которых мы достигли, выступление и командный дух – то, в чем мы сделали шаг вперед. Особенно меня впечатлил Матти Хаутамяки. Вся его подготовка и цели связаны с зимними стартами; выглядит многообещающим.

Но, поскольку это был наш первый настоящий зарубежный сбор и всего второй за все лето, было не так много возможностей поработать с людьми, ответственными в команде за технологии, экипировку, также посмотреть на динамику и прыжковые способности главной сборной страны. Позади хороший сбор, следующий – в Норвегии.

- Финская команда в настоящее время столкнулась со многими трудностями и худшими результатами за последние несколько лет. Каковы причины такого слабого выступления и каковы пути выхода?

- Финская сборная вернет свои позиции, абсолютно точно. Не могу назвать точный срок, но это случится. Нужно немного времени, чтобы пришел успех.

Восемь месяцев назад сборная находилась в лучшей за последние годы форме, и по всем направлениям были положительная динамика: два первых места на домашнем этапе в Куопио, два спортсмена в топ-5 перед Новым годом, третье место в Кубке наций – такого не было годами. Новое поколение прыгунов (Олли Муотка, Ансси Койвуранта) поддерживали тылы.

Что случилось дальше. После ухода Янне Ахонена и Харри Олли из прыжков, у нас было три спортсмена уровня «десятки» сильнейших: Матти Хаутамяки, Вилле Ларинто и Янне Хаппонен. И двое из них столкнулись с проблемой травм. Прибавьте упомянутых двух, кто завершил карьеру – за несколько месяцев мы потеряли сразу четырех прыгунов.

В этой связи все ожидания финских прыгунов в конце зимы и начале лета легли на плечи тех, чье выступление и чей уровень этим ожиданием не соответствует. Матти Хаутамяки показывал результаты и брал на себя всю ответственность. Конечно, такие потери привели бы к ппроблемам у любой команды. За последнее время я видел много падений – Малыша в Закопане, Бодмера в Планице, Хильде в Хинтерцартене. И удача была на их стороне. Падения наших прыгунов не выглядели столь драматично, но их преследовала неудача.

«Работа с финнами - мой самый большой вызов»

- Вы столкнулись с большим вызовом.

- Я всегда люблю вызовы, потому что верю: человек растет не столько благодаря успехам, а тем трудностям, которые нужно преодолеть в сложных ситуациях. Когда я работал, например, во Франции, в то время во всей стране было всего три прыгуна старше 18 лет. Лишь немногие верили в то, что с тремя прыгунами можно войти в топ-12 или даже попасть на подиуме. Но и то, и другое случилось.

В случае со сборной Финляндии – безусловно, это самый большой вызов. Во-первых, первые полгода, что я был на посту главного тренера, были великолепными, замечательными, был ощутимый прогресс. Но вскоре травмы разрушили все то, что мы строили. Теперь все нужно начинать с нуля, и нам нужна удача.

- Каковы ваши дальнейшие цели?

- Главная цель – чтобы невероятные драматические события и неудачи, что разрушили наш прогресс и пошатнули командный дух, стали поворотной точкой к улучшению результатов и построения команды. Все это происходит под давлением медиа и тех людей, кто готов ударить ножом в спину. Это непросто, но попробовать стоит. Я верю, что все получится.

Кроме наших трех лидеров, у нас есть «новое поколение» - Ансси Койвуранта, Олли Муотка и Яркко Мяяття, но все же разрыв до топ-прыгунов пока есть. У этих молодых ребят есть потенциал, им лишь нужно время, что поднять свой уровень. Мы должны дать им время, чтобы они смогли стать лучше, и уже потом требовать результат.

Настала пора сконцентрироваться на индивидуальном росте и забыть про оказываемое давление. В будущем, когда наши травмированные спортсмены снова обретут форму, наша молодежь станет еще сильнее. Подождем и осуществим наш план. Посмотрим, как все получится.

«В этом году не так высоко оценивали Гран-при»

- Слабое выступление сборной во время Гран-при связано с тем, что начался тренировочный сбор?

- Мы составляли план осенью 2010-го с учетом нашей финансовой ситуации и тренировочной стратегии. С тех пор ничего не изменилось. Поэтому в начале лета спортсмены закончили работать над «физикой» и базовой подготовкой со своими личными тренерами. Например, в качестве личного тренера я работаю с Матти Хаутамяки и Янне Хаппоненом, Ярри Ларинто – с сыном Вилле и Олли Муотка, Кари Пятяри – с Яркко Мяяття, Туомасом Виртаненом и Ансси Койвуранта, Ари-Пекка Никкола – с Сами Ниеми, Паси Кютосахо – с Калле Кейтури. Техническая подготовка намечена на конец лета во время тренировочного лагеря главной сборной. Шаг за шагом, каждое упражнение становится делать легче, каждое упражнение приносит более качественный результат.

- Какова роль Гран-при в плане подготовки?

- В нашей ситуации, тренировки – единственный путь снова вернуться на вершину. Возможно, у некоторых сборных другой план, и летнему Гран-при установлен больший приоритет, мы же в этом году не так высоко оценивали Гран-при. Конечно, прыгуны могут получить бесценный соревновательный опыт, как в случае с Яркко Мяяття. Верю, что хорошая база повышает потенциал нашей сборной. Физическое состояние повысилось довольно впечатляюще.

- Мы увидим главную сборную Финляндии в Хинценбахе и Клингентале?

- Да.

- «Тур Польши», который стартовал Гран-при, не слишком ли рано прошел с точки зрения тренировочного плана?

- Это действительно так. До начала лета у нас не было централизованных сборов, а хотелось дать молодым спортсменам возможность получить соревновательный опыт. Лично меня не было в Польше, потому что работал с Хаутамяки, Хаппоненом и Ларинто в Финляндии.

- После первых тренировочных прыжков Ларинто снова травмировал колено и вынужден взять паузу. Вы думаете, он сможет вернуться таким же сильным, каким бы в начале прошлой зимы?

- Да, он может. У него есть характерная финскому менталитету черта – сису (что такое сису?). Впереди нас ждут важнейшие соревнования в Сочи в 2014-м. Сейчас ему 21 год, его ждет еще много соревнований.

- Когда снова начнет прыгать Янне Хаппонен?

- Посмотрим, но это случится скоро.

- Что стал причиной травм?

- Большинство травм возникают после далеких прыжков. Обе травмы случились по этой причине, длина прыжков была за пределами HS. Ларинто в Новый год в Гармише прыгнул на 140,5. Гора приземления была обледенелой и нестабильной, такая длина прыжка обусловлена сильным встречным ветром, и Вилле, будучи борцом по натуре, сделал телемарк. Янне Хаппонен улетел на 240 метров в Викерсунде, хотя прыжок не выглядел таким уж страшным.

«В прошлом году мы потеряли четырех прыгунов»

- Как такие травмы влияют на настроение в команде?

- Когда такое случается, конечно, это очень сильно сказывается на других спортсменах, и командный дух от этого хромает. В Гармише Ахонен лидировал, Ансси Койвуранта шел вторым, и тут упал Ларинто. По этой причине в соревнованиях возникла пауза, ветер постоянно менялся. Матти Хаутамяки пришлось долго ждать, и ветер лишил его шансов на победу в общем зачете «Турне». Уже после соревнований мы узнали, что Ларинто пропустит 6 месяцев. Если бы не было падения, мы бы могли выиграть соревнования и Хаутамяки смог бы присоединиться к борьбе за победу. Если бы легла масть, получился бы лучший старт сезона. Случилась настоящая спортивная драма.

В феврале все снова повторилось. Хаппонен мог праздновать хорошее возвращение после травмы, Матти в предыдущих соревнованиях попадал в топ-10. Перед чемпионатом мира мы вправе были надеяться на лучшее. Незадолго до начала турнира на нормальном трамплине в Осло стало известно, что Янне Хаппонен не сможет прыгать и выбыл из строя на полгода. Мы потеряли двух важных людей команды и вместе с ними надежду на высокие места.

- Матти Хаутамяки уже публично высказывал мысли о завершении карьеры, у Койвуранты все еще есть проблемы после перехода из двоеборья. Каким вы видите будущее финских прыжков?

- Хаутамяки и Хаппонен показывали лучше за последнее время прыжки. Почему тогда должен быть спад? Ларинто, Койвуранта, Муотка, Мяяття установили личные рекорды в прошлом сезоне, что тоже дает надежду.

В то же время понятно, что мы можем улучшить результаты в этом сезоне. Хотя, конечно, будет трудно повторить то, что делал Янне Ахонен. Наши ресурсы и бюджет – гораздо меньше, чем у лучших прыжковых наций, и у нас не так много прыгунов. Так что нам все нужно делать правильно. Есть еще один интересный аспект. Страны Центральной Европы в период 2000-2010 гг. модернизировали свои трамплины, и стало возможным проводить соревнования не днем, а вечером. Это означает, что в соревнованиях, по крайней мере, в альпийских странах, с гор дует попутный, а не встречный ветер. В Финляндии у нас нет возможности смоделировать такую ситуацию.

«Мы намерены двигаться только вперед»

- Достаточно ли молодых прыгунов, чтобы обеспечить будущее финским прыжкам? Может, Яркко Мяяття - новая надежда Финляндии?

- Яркко Мяяття – перспективный прыгун, но в целом, молодежь значительно отстает от главной сборной. Речь идет о 15-летних и более молодых прыгунах. Потенциал есть, но нужно работать. За последние годы не слишком много было вложено в эту работу, сейчас мы расплачиваемся.

Весной 2010-го я принял вызов, когда результаты финнов были невысокими. Моя цель – сделать сборную мировым лидером, и результаты показали, что такое возможно.

- Чего ждете от сезона?

- Мы намерены двигаться только вперед и концентрироваться на развитии каждого прыгуна. Мы также хотим подтянуть наше новое поколение и шаг за шагом увеличивать динамику. Матти Хаутамяки готов бороться за самые высокие места, и надеюсь на хороший камбэк Янне Хаппонена. Остальные – должны двигаться вперед шаг за шагом. Конечно, чемпионат мира по полетам – главный старт сезона.

Источник

Другие интервью в нашем блоге

Вальтер Хофер: «Как только появятся трамплины в России, будем проводить международные соревнования»

Николай Петров: «Наша задача - создать преимущество для россиян на трамплине в Сочи»

Симон Амманн: «Еще не настало время заниматься чем-то другим»

Александр Святов: «Нас стараются заглушить, и мы это видим»

Александр Поинтнер: «Все остальные нации отстали от нас на годы»