Симон Амманн: «Еще не настало время заниматься чем-то другим»
Четырехкратного олимпийского чемпиона Симона Амманна долго ждали на этапе летнего Гран-при, но, к сожалению, его дебют состоялся «всего лишь» в Айнзидельне, а сами соревнования превратились в фарс. Перед своими первыми соревнованиями в сезоне-2011/12 Амманн дал интервью, в котором рассказал о Роджере Федерере, новой мотивации и вызовах, о жизни без Андреаса Кюттеля и Сочи-2014.
Межсезонье Амманн много времени уделял внепрыжковым мероприятиям. Так, он принял участие в проекте телеканала SF, посвященном Олимпиаде в Лондоне. На протяжении нескольких передач Sommerserie Амманн выступил в роли интервьюера олимпийских надежд сборной Швейцарии в Лондоне.
Во время съемок Амманн посетил матч Кубка Дэвиса, в котором 8-10 июля встретились сборная Швейцарии во главе с лучшим теннисистом последнего десятилетия Роджером Федерером и сборная Португалии. Между делом, Амманн взял в руки ракетку и поиграл немного с куда более искушенным в теннисных баталиях Федерером.
«У многих спортсменов есть свои ноу-хау»
- Симон, в настоящий момент Вы заняты в проекте SF-Sommerserie, что отнимает немало времени. Что Вас сподвигло принять участие в этом проекте?
- Изначальная идея проекта - собрать вместе людей из разных видов спорта. На мой взгляд, в этом направлении в Швейцарии пока мало что делается.
- Что Вы имеете в виду?
- Обмен мнениями, встречи, на которых можно задавать любые вопросы, поговорить об опыте выступления на важных турнирах. У многих спортсменов есть свои ноу-хау, которые, однако, не имеют широкого применения. А с помощью таких проектов, которые освещаются в СМИ, я уверен, что зрительская аудитория может узнать много нового и интересного.
- Каким образом?
- У меня сложилось впечатление, что спортсмены в проекте ведут себя иначе, чем во время интервьюирования профессиональными журналистами. Я много готовился к проекту, и, хотя не всегда все получалось, но я продолжал и добился результата. В любом случае, для меня это очень хороший опыт - узнать другую грань медийной работы.
- Судя по всему, работа модератором на этом проекте Вам пришлась по душе.
- Мне нравится, хоть и нелегко: найти нужные вопросы, чтобы поддерживать диалог, который должен проходить гладко, но при этом оставаться самим собой. Вот это настоящий вызов.
«У Федерера другой типаж, чем у прыгунов»
- Перед матчем Кубка Дэвиса в Берне Вы встречались с Роджером Федерером. О чем Вы с ним говорили?
- О многом, в частности, о подготовке к главным стартам. Он очень сильный аналитик - знает, что ему нужно и как этого достичь. Очень впечатляюще, ведь лишь немногие способны достичь такого уровня.
- Вы отметили важность обмена опытом между спортсменами разных видов спорта. Чему Вы смогли научиться у Федерера?
- Различия всегда интересны. Мне нравится наблюдать, как другие преодолевают трудности, не пытаясь при этом чему-либо научиться, а просто впитывая в себя это переживание. И, быть может, когда-нибудь я вспомню те ощущения и смогу их использовать. Роджер - типичный представитель игрового вида спорта, а это совсем другой типаж, нежели прыгун с трамплина.
- И в чем же отличие?
- У спортсменов игровых видов спорта все вращается вокруг непосредственно игры. Например, Гари Фюрер (тренер по физподготовке Амманна -прим.) - такой же тип: с ним все превращается в игру. И это очень отличное сочетание, потому что по своей сути прыгуны с трамплина – интроверты, которые много время проводят в одиночестве, чтобы сосредоточиться. Матч Роджера продолжается долго, а у нас прыжок занимает всего несколько секунд.
-Прыгуны - интроверты? Не верю – Вы не похожи не интроверта и охотно играете. Как и австрийцы, к примеру.
- Нет, это только на первый взгляд (громко смеется). Образ, так сказать, который, мне очень нравится (улыбается). Впрочем, Вы правы - я тоже игрок, и, думаю, эта черта является одной из моих сильных сторон.
- Идея сыграть в теннис пришла в голову к Вам или к Федереру?
- Конечно, ко мне (смеется). Не ожидал, что смогу принять хоть одну его подачу. Мы играли совсем недолго, но было весело. У многих отличных спортсменов есть специфическое чувство юмора, и Роджер – не исключение.
- Какой из летних видов спорта Вы бы предпочли, не будь снега?
- Без вариантов, потому что я по натуре я очень консервативен. Вероятно, я бы учился, и у меня была бы другая карьера. Ответы на подобные вопросы – не мой конек.
- Что Вы имеете в виду?
- Думаю, что одна из причин моего успеха следующая - я не люблю размышлять на темы «если бы» да «кабы».
«BMI - это вызов для меня»
- Кстати, о размышлениях: весной Вы решили продолжить карьеру. Например, спортивная гимнастка Ариэлла Кеслин, завершившая выступления в возрасте 23 лет, сказала, что не готова полностью отдаться спорту. Вас посещали подобные мысли?
- Конечно, уровень мотивации также сыграл роль при принятии моего решения.
- Главную или незначительную роль?
- Главную, но лишь во второй фазе принятия решения. Вначале мне важно было узнать мнение моих близких. Когда я отдыхал, я тщательно обдумал этот вопрос и почувствовал, что еще не настало время заниматься чем-то другим.
- Что произошло дальше?
- Я ждал конференции FIS. Перед объявлением решения хотелось узнать, изменятся ли правила и каким образом?
- Минимально разрешенный индекс массы тела (BMI, Body Mass Index) повысили с 20,5 до 21.
- BMI - это вызов для меня, хотя это не было ключевым моментом в принятии решения моего решения вернуться.
- Звучит парадоксально.
- Возможно. После хорошей зимы часто бывает трудно, потому что не знаешь, с чего нужно начинать подготовку. Сейчас все предельно ясно, я могу заняться BMI.
- В прошлом году у Вас были проблемы со спиной. Как Вы себя чувствуете сейчас?
- Я нагружаю спину больше, чем в прошлом году, однако испытываю лишь легкие боли. Мы меньше путешествуем в подготовительный период, чтобы мне меньше сидеть. Во время сезоня я и так постоянно в разъездах.
- И когда Вы начали подготовку?
- Через две недели после объявления о продолжении карьеры.
«Пытался представить, какой будет жизнь без прыжков»
- Готовитесь так же, как и год назад?
- Нет, прошлым летом было много нового – на Олимпиаде я получил хороший опыт и установил интересные партнерские отношения. Теперь все идет по накатаному – прилагая меньшие усилия, я могу получить больше отдачи. Все связано между собой, что и подтвердил мой успех в Осло, где я выиграл медаль.
- В Ванкувере Вы летали дальше всех, а в Осло Вам пришлось бороться за бронзу.
- Да, в Осло выиграл совсем немного у 4-го места. В Норвегии спортивный цикл подошел к концу, я всегда думал, что Осло - край горизонта, потому что иногда такие турниры проходят через год после Олимпиады. Но бывает, что приходится ждать гораздо дольше...
- ...например, четыре года, как после триумфа в Солт-Лейк-Сити.
- Верно, но в этот раз я был готов. И сейчас наступает новый этап.
- И где его край?
- На этот раз - пока на знаю (ухмыляется).
- Когда думали о завершении карьеры, был ли план «Б» на этот случай?
- Бывало, я иногда пытался представить, какой будет жизнь без прыжков - особенно, когда Андреас Кюттель совершил свой последний прыжок.
- Что пронеслось в те моменты в Вашей голове?
- Долгие годы вся моя жизнь была четка выстроена и расписана. В конце сезона, когда наедаешься прыжками и накатывет типичная усталость, в голове возникает много вопросов. И однажды ты должен осознать, что течение жизни нельзя остановить.
- Складывается ощущение, что Ваши мысли до сих пор этим заняты.
- Может быть, потому что я не мог думать об этом столь много в Осло. Тогда нужно было сосредоточиться, если хотел выиграть медаль.
«Не чувствую себя одиноким без Кюттеля»
- Как проходят предсезонные сборы без Кюттеля?
- В целом, хорошо. Хотя при исполнении некоторых упражнений, качество их исполнения снизилось. У Андреаса отличное понимание того, на чем нужно сделать акцент для поддержания физической формы на высоком уровне. Как дипломированный специалист он применял системный подход, и я многому научился.
- Вы чувствуете себя одиноким?
- Нет, мы тренируемся в группе, всегда рядом есть пара молодых ребят. Я стараюсь поддерживать их, но им предстоит еще много работать. Впрочем, как и мне.
- Из увеличения BMI едите Вы сейчас больше шоколада, чем раньше?
- Нет, наращиваю мышечную массу. Мы тренируемся так интенсивно как никогда раньше - мышцы прям синеют. Работая на таком пределе, мышцы проявляются даже у меня. К чему это приведет? Пока не знаю.
«Сочи-2014? Кто знает»
- Когда Вы впервые выступите на Гран-при?
- В Айнзидельне 13-14 августа. Если буду в хорошей форме, то на неделю раньше - в Хинтерцартене. И пока остается открытым вопрос буду ли я принимать участие в других осенних стартах.
- Осень - хорошее слово. Осенью 2009-го Вы сказали, что наступило «бабье лето» вышей спортивной карьеры. Что сейчас?
- Все зависит от того, что в голове. «Бабье лето» отражает мои ощущения: красочные, переменчивые, но живые. Думаю, такое настроение сохранилось до сих пор. Важно всегда оставаться на яркой стороне.
- Как Вы считаете, сможете ли продержаться до Сочи?
- Кто знает? Ничего нельзя исключать. Но если не смогу прыгать на должном уровне, то не буду тянуть с завершением карьеры. В моем возрасте все зависит от результата. Американские горки - не вариант для меня.
- Ну, до этого момента Вам еще далеко. В прошлом году Вы выиграли три этапа Кубка мира и довели число побед до 20. Что значит для вас это круглая цифра?
- 20-я побед - отличный опыт, потому что я более четко могу оценивать связь между своими медалями и победами на Кубке мира.
- Из непокоренных вершин осталось «Турне четырех трамплинов». Обдумывали, что нужно изменить для достижения этой победы?
- Думаю, что не стоит пытаться всегда придумывать что-то новое. Важно оставаться спокойным, каким я был, например, в Ванкувере. Но на «Турне» пока этого мне не удавалось.
- В прошлом декабре Вы говорили, что выиграете «Турне»-2010/11...
- ... и на меня тут же стали нападать с разных сторон.
- В чем Вас обвиняли?
- Что было неблагоразумным делать такие заявления. Понятно, что было немного самонадеяно, говорить подобное, но таков я. Если я еду на соревнования, я буду выступать в полную силу. И верю, что могу выиграть.
- Повторите свое заявление в этом году?
- Пока не знаю (улыбается). «Турне» - событие сезона, но не единственная цель, потому что я пока не знаю, как быстро я смогу набрать форму в связи с изменениями в подготовке.
- Выиграть что-либо в команде - всегда было Вашей мечтой. С уходом Кюттеля исполнение мечты может стать еще более сложным. С другой стороны, появляется перспектива выиграть в смешанных командных соревнованиях. Что Вы скажете по этому поводу?
- Я всегда открыт для новых идей. Пока из женщин у нас прыгает только одна Сабрина Виндмюллер, остальные две восстанавливаются после травм. Девушкам нужно поднатужиться.
Симон Амманн играет в теннис против Роджера Федерера.
Фото: Blick.