Устюгова не проверяли на допинг в Сочи. Норвежцы убеждены
Dagbladet объясняет, почему не стоит ждать поддержки от зарубежных спортсменов.
Что случилось с Сергеем Устюговым в Сочи? Его вообще проверяли на допинг? И какую ценность представляет тестирование россиян во время стартов, если они беспрепятственно могли принимать запрещенные препараты вне соревнований?
Большинство любителей лыж, пожалуй, надеялись увидеть Сергея Устюгова в Пхенчхане. Без сомнений, соперничество двукратного чемпиона мира с Йоханесом Клэбо придало бы особый размах олимпийскому турниру.
Но сейчас все выглядит так, что для русской звезды Игр не будет – Устюгов не вошел в список МОК.
«Устюгов никогда не упоминался в докладе Макларена, но должен получить приглашение на особых условиях из-за отстранения Олимпийского комитета России», – проинформировал Dagbladet МОК на прошлой неделе.
Источники, с которыми разговаривал Dagbladet, спекулируют тем, что Устюгов не проходил тестирование в Сочи, поэтому не было необходимости подменять его пробы.
– Правда, что Устюгова не проверяли на допинг в Сочи?
– Соблюдение прав спортсменов не позволяет нам это прокомментировать, – ответили Dagbladet в МОК.
Устюгов никогда не упоминался в докладе Макларена в отличие от Легкова, Вылегжанина, Белова, Петухова и других.
Дело Крюкова
Устюгов без проблем выступал на Кубке мира.
– Я знаю, что я чист, и очень разозлился, когда увидел, как обошлись с моими товарищами по команде, когда запретили им соревноваться, – повторял Устюгов прошлой зимой.
Но дело приняло иной оборот, когда в олимпийский скандал был вовлечен Никита Крюков.
Крюков всегда был символом поколения русских лыжников, которое наконец-то покончило с допингом. Яркий спринтер стал олимпийским чемпионом в Ванкувере-2010, дважды выиграл титул чемпиона мира. В Сочи-2014 Крюков выступал только в спринтах.
Когда его имя внезапно всплыло в допинг-скандале, прозвучал тревожный звонок и для Устюгова, который выиграл командный спринт на ЧМ-2017 как раз с Крюковым.
Устюгов – часть скандальной допинг-системы
Возможно, не все помнят, что Устюгов выступал в Сочи-2014. Уже тогда лыжный суперталант показал высокую скорость на домашних Играх. Он был вторым в прологе спринта, уступил лишь Хаттестаду и в итоге стал пятым в финале.
Это означает, что 25-летний спортсмен был частью российского режима, в которой руководители побуждали к применению допинга и подменяли пробы на Олимпийских играх.
«Да, Устюгов был частью поколения, попавшего под влияние этого режима. Мы не знаем, применял ли он допинг – этому нет никаких доказательств. Но в то же время мы знаем, что РУСАДАне функционировало так, как следует. Поэтому придется всегда жить с этим подозрением», – говорит Dagbladet антидопинговый эксперт Мадс Каггестад.
Устюгова защищает тренер Маркус Крамер, указывая, что его подопечного многократно тестировали международные антидопинговые организации, ни разу не выявив положительного теста.
Но Каггестад непреклонен:
«Я не куплюсь на оправдания в виде международных тестов во время стартов. В антидопинговой работе самое главное – национальная система тестирования, которая проверяет спортсменов вне соревнований и следит за паспортом крови. Проблема в том, что РУСАДА защищало русских спортсменов. Не думаю, что РУСАДА поймала бы Терезу Йохауг, если бы она была русской.
Часто спортсмены применяют допинг именно вне соревнований. В этот период закладывается основа. А если система защищает спортсменов, сдавших положительные тесты, то допинг могут свободно использовать все, кто являются ее частью. Включая Устюгова и молодых лыжников».
Никогда не тестировался?
Каким же образом Устюгов может доказать свою чистоту, если он принимал участие в Играх-2014? Теория такова, что звезду лыж вообще не тестировали в Сочи, и поэтому в подмене его проб не было необходимости.
– Очень странно, если Устюгова не проверяли в Сочи, но в любом случае нельзя изолированно брать лишь этот олимпийский турнир. Нужно рассматривать ситуацию полностью, то, что происходило перед Играми, и системный допинговый режим в России. Правила нарушала вся нация, и вся нация должна быть отстранена. А вместо этого мы получили безнадежный «суп», когда МОК решил отстранить лишь отдельных спортсменов, – говорит Каггестад.
Его мысль ясна:
– Сочи-2014 – это только часть российской допинговой системы, управляемой государством. МОК следовало отстранить всю Россию. Они защищают своих спортсменов, а антидопинговое агентство не функционирует. А в таком случае странно, что им, тем не менее, позволено выступать на Олимпийских играх, – считает эксперт. – Это показывает, что все разговоры о нулевой терпимости по отношению к допингу несерьезны. Нулевая терпимость работает лишь до момента, пока все не усложняется, а Россия – слишком велика, чтобы ее отстранить коллективно. Меньшая нация с таким же допинговым режимом была бы отстранена.
Мог применять допинг в юности
Вопрос в том, где МОК провел границу при одобрении русских кандидатов на участие в Играх в Пхенчхане.
Многие считают, что важно дать шанс молодым, кто не выступал в Сочи, например, вундеркинду Александру Большунову. Но Каггестад не совсем согласен:
– Я понимаю тех, кто придерживается этого мнения, но мы по-прежнему не знаем, нормально ли работает РУСАДА. Будем надеяться, что да. Я слышал, что недавно в России с соревнований снялись 30 процентов спортсменов, услышав о визите допинг-офицеров. К сожалению, эту культуру изменить непросто.
– Можем ли мы оправдать молодых российских спортсменов, не выступавших в Сочи?
– Они тоже выросли в этой системе. Это не означает, что они применяли допинг, но, вероятно, слышали призывы использовать запрещенные препараты.
Проблема в том, что недостаточно одного лишь доверия к допинг-тестам, проведенным международными независимыми организациями во время соревнований, раз русские могут беспрепятственно использовать допинг в период подготовки.
– Насколько рано в карьере можно начать применять, к примеру, стероиды?
– В теории – когда угодно. Все зависит от того, насколько циничны родители и тренеры. Можно получить длительный эффект воздействия, если начать принимать стероиды в юном возрасте, не являясь частью режима тестирования. Мышцы этого не забывают. Но это не означает, что я утверждаю, что это делают все юные русские спортсмены. Об этом мы ничего не знаем, – говорит Каггестад.
Перевод с норвежского, Dagbladet
Фото: РИА Новости/Илья Питалев, Алексей Даничев, Алексей Филиппов; REUTERS/Sergei Karpukhin
Устюгов: Я могу ехать?
МОК: Нет, не можете. Вы не совсем чисты.
Устюгов: Но у меня нет допинговой истории. У меня нет грязных анализов.
МОК: Это не важно. Нам не нравятся те, кто Вас проверял. А также не нравятся те, кто не проверял.
Устюгов: Но у меня чистые анализы на всех соревнованиях, в различных лабораториях.
МОК: Вас не проверяло РУСАДА.
Устюгов: РУСАДА плохая контора, Родченков говорит. Меня проверяли европейские лаборатории.
МОК: Это не важно. Вот если бы Вас проверила РУСАДА, тогда да.
Устюгов: РУСАДА проверяла Легкова и вы его отстраняете.
МОК: Конечно! РУСАДА ведь плохая контора, Родченков говорит.
6% снявшихся по всевозможным причинам превратились в 30%
Ну, хоть спортс доволен.
Ну ладно все смеются и возмущаются, когда с нашей стороны идут всякие дикие высеры про англо-саксонов. Но чем вот это вот отличается, кроме того, что оно идет с обратной стороны? Мне кажется это еще хлеще. Рассуждение о том, где и когда именно человек мог принимать допинг, как будто есть факт, что он его принимал (только не ясно где и когда), несмотря на то, что ни единого намека на доказательство применения допинга нет в принципе.
Вы извините, но... Да пошел ты лесом!
насчет Йохауг он тоже прав, все наши ккрупные залеты по ЭПО и прочему были только на международных стартах, а внутри страны, к удивлению, никого не поймали.
Ни одного серьезного расследования допингового скандала не было ну кроме отмазок с косметикой и простатитом.
А за все эти нарушения нужно платить. Уволить и посадить Мутко с Нагорных и прочими президентами Федераций МОК и ВАДА не могут. Поэтому страдать должны спортсмены. Может, в следующий раз начнут сдавать тренеров и функционеров, которые предлагают им чудо уколы и таблетки.