14 мин.

«Никогда не принимал лекарство в дозе, не предписанной врачом». Астма-скандал в Норвегии

20 июля стало известно, что норвежский лыжник Мартин Йонсруд Сундбю был дисквалифицирован на два месяца за превышение допустимой дозы препарата от астмы. Решением Спортивного арбитражного суда он был лишен титула победителя многодневки «Тур де Ски» и общего зачета Кубка мира сезона-2014/15. 

alt

Вот что сказал Сундбю на пресс-конференции, экстренно созванной Федерацией лыжных видов спорта Норвегии.

– Это дело началось для меня через десять дней после окончания «Тур де Ски» полтора года назад. Я был в магазине, когда Кнут (Кнут Габриэльсен – врач сборной Норвегии. – Прим. М.А.) позвонил мне и рассказал, что я дважды превысил предел того, что они называют desision limit при использовании вентолина (препарат от астмы, содержащий сальбутамол. – Прим. М.А.). Это случилось за шесть дней до чемпионата Норвегии в Рёросе и незадолго до начала чемпионата мира в Фалуне. В тот момент мне показалось, что небо рухнуло мне на голову. Я не мог осознать, что произошло. Такие же чувства испытывал Кнут. Никогда в жизни я не принимал лекарство от астмы в дозе, не предписанной врачом. Поэтому для нас было очень существенным выяснить, что же произошло.

Мне сообщили, что в самом худшем случае будет проверка. Я думал, что все закончится быстро, потому что мы действовали в рамках правил.

Но потом оказалось, что то толкование правил, из которого исходил Кнут и весь медицинский персонал сборной Норвегии, не соответствовал тому, что вкладывало WADA в это правило при его создании, или же каковы были намерения при создании правила. Поэтому процесс затянулся.

Международная федерация лыжных видов спорта (FIS) согласилась с нашим пониманием вопроса. Они согласились, что спортсмен не может нести ответственность за нечеткую формулировку правила. Антидопинговое агентство Норвегии пришел к абсолютно такому же заключению, что и Антидопинговая комиссия FIS. После этого Всемирное антидопинговое агентство (WADA) обжаловало решение, но должен признаться, что я рассматривал это как простую формальность. Я был совершенно убежден, что в следующем раунде исход дела будет таким же, и вступил в сезон-2015/16 в полной уверенности, что я невиновен и оправдан и что могу атаковать и доказывать на трассе то, какой я лыжник. Этот сезон стал особенным для меня.

Я должен сказать, что для меня почти невозможно принять такой исход дела. Я считаю, что это полностью необоснованное наказание за недопонимание, проявленное медицинским аппаратом. Но я должен принять это наказание и выстоять, потому что знаю, что не делал ничего плохого.

Это наказание связано не с тем, что я получил какое-то преимущество в соперничестве и не о том, что я принял дозу, превышающую допустимую. Именно поэтому для меня невероятно трудно принять его.

Решение воспринимается мною как необоснованное. Единственное, о чем я прошу вас, это вникнуть в дело, прочитать его и понять. И, надеюсь, увидеть, как это несправедливо. Это единственное, о чем я прошу, – сказал Сундбю.

Отметим, что Федерация лыжных видов спорта Норвегии взяла на себя ответственность за случившееся и полностью возместит расходы спортсмена по возвращению полученных в сезоне-2014/15 премиальных.

Источник: Dagbladet

Полный текст заявления Федерации лыжных видов спорта Норвегии по делу Мартина Йонсруда Сундбю

Дело

Мартин Йонсруд Сундбю использовал необходимые и разрешенные правилами медикаменты от астмы в допустимой дозе.

Федерация лыжных видов спорта Норвегии и WADA не сошлись в понимании того, как препарат должен применяться. WADA посчитало, что было нужно подать заявку на медицинскую справку (TUE), однако медицинский персонал федерации счел, что в данной ситуации в этом не было необходимости.

Среди всех, кто занимался рассмотрением дела, существует единое мнение, что в этом пункте правила сформулированы нечетко.

Неясность состоит в том, как препарат используется: идет ли речь о дозе, закладываемой в аппарат для распыления, или же дозе, непосредственно попадающей в легкие при вдыхании. Федерация трактовала правила таким образом, что речь идет о вдыхаемой дозе. WADA считает, что правило следует понимать таким образом, что нужно исходить из дозы, закладываемой в распылитель.

Антидопинговая комиссия Международной федерации лыжных видов спорта (FIS) разделил точку зрения Федерации лыжных видов спорта Норвегии и, исходя из этого, оправдала Мартина Йонсруда Сундбю в сентябре 2015 года.

Исполнительный комитет Антидопингового агентства Норвегии поддержал точку зрения Антидопинговой комиссии FIS и не стал обжаловать решение.

Однако WADA придерживалось другого понимания и направило дело в Спортивный арбитражный суд (CAS).

Спортивный арбитражный суд рассматривал дело в мае 2016-го, решение было принято 11 июля.

CAS отстранил Мартина Йонсруда Сундбю на два месяца, начиная с 11 июля. Его результаты в Давосе 13 декабря 2014 года и Тоблахе 8 января 2015 года аннулированы. Как следствие потери очков в этих гонках, Мартин Йонсруд Сундбю также теряет победы в «Тур де Ски» и общем зачете Кубка мира того же сезона. Остальные результаты того сезона, а также сезона-2015/16 остаются в силе.

Пресс-релиз

Спортивный арбитражный суд утверждает, что Мартин Йонсруд Сундбю нарушил правила WADA посредством неправильного использования разрешенного препарата «Вентолин». Федерация лыжных видов спорта Норвегии полностью и целиком берет на себя ответственность в этом деле, потому что федерация считала, что не было необходимости в подаче заявки на медицинское разрешение (TUE) для применения препарата.

Если бы заявка была подана, то использование лекарства находилось бы в соответствии с правилами, и оснований для дела не существовало бы.

Решение предусматривает отстранение Йонсруда Сундбю на два месяца, начиная с 11 июля. Он также лишается побед в двух гонках сезона-2014/15 и таким образом теряет победы в «Тур де Ски» и общем зачете Кубка мира в том сезоне.

Решение CAS было вынесено в результате рассмотрения апелляции после того, как Антидопинговая комиссия Международной федерации лыжных видов спорта оправдала Йонсруда Сундбю. Решение CAS не затрагивает результаты сезона-2015/16.

– Мы очень разочарованы вынесенным решением и считаем наказание Мартина необоснованным. Рассмотрение дела раскрыло то, что правило сформулировано нечетко. Наш опытный врач сборной считал, что давал предписания Мартину в рамках правил. Для норвежской федерации очень важно подчеркнуть, что Мартин следовал советам врача федерации, как указано в его контракте, поэтому он не несет вины за то, что произошло, – говорит президент федерации Эрик Росте.

Исходя из этого, федерация приняла решение возместить расходы по выплатам премиальных Йонсруда Сундбю, которые он теряет вследствие решения CAS, в общей сложности около 1,1 млн крон. В то же время Росте подчеркнул, что Федерация лыжных видов спорта Норвегии принимает на себя последствия решения. Впредь правило будет трактоваться так, как это сделал CAS, и федерация позаботится о том, чтобы все норвежские лыжники ему следовали.

– Мы удовлетворены, что в своем решении CAS четко заявляет, что дело Мартина основывается на «искреннем непонимании» при толковании правила и что судьи считают, что у Мартина никогда не было намерений обойти правила. Серьезный случай астмы не дает преимущества в соревнованиях, совсем наоборот, – говорит Росте.

alt

Исходный пункт дела

Еще в детском возрасте у Мартина Йонсруда Сундбю была диагностирована астма в клинике Уллевола. Его заболевание и связанное с ним использование лекарств были широко известны. Когда он стал активным спортсменом, заболевание было подтверждено Норвежским институтом спорта. Несмотря на болезнь, Йонсруд Сундбю сумел стать одним из лучших лыжников в мире.

При остром ухудшении состояния в декабре 2014 года врач сборной Кнут Габриэльсен рекомендовал принимать три дозы по 5000 мкг вентолина в течение суток посредством аппарата для распыления.

Согласно контракту с федерацией, Йонсруд Сундбю обязан следовать рекомендациям врача команды.

По своду правил WADA разрешенным способом принятия сальбутамола является ингаляция, а максимальная доза составляет 1600 мкг в сутки. Врач команды считал, что предписанное им лечение находится в рамках этих правил, поэтому не видел необходимости в подаче заявки на медицинскую справку (TUE).

Ингаляция проводилась при помощи аппарата с распылителем. Исследования показывают, что лишь примерно 10 процентов дозы, заложенной в аппарат, фактически вдыхается и проникает в организм.

В связи с соревнованиями в Давосе 13 декабря 2014 года и Тоблахе 8 января 2015 года было проведено тестирование на допинг. При заполнении анкеты Йонсруд Сундбю указал, что принимал сальбутамол. Анализ мочи показал содержание сальбутамола в количестве 1340 и 1360 нанограммов на мл мочи, тогда как верхний допустимый предел 1200. Превышающие норму значения не являются однозначным указанием на нарушение антидопинговых правил, но поднимают вопрос о дальнейших исследованиях для выяснения причин появления таких значений.

Различное понимание

На основании ответа лаборатории Федерация лыжных видов спорта Норвегии 23 января 2015 года получила предупреждение от FIS о дальнейшем расследовании дела.

WADA задним число заявило, что правила указывают дозу препарата, закладываемую в распылитель, в то время как врач федерации считал, что правило дает дозу, фактически вдыхаемую в организм. Так как врач команды расценивал, что лечение проводится в рамках правил, не поднимался вопрос о подаче заявки на медсправку для Йонсруда Сундбю.

Оправдание Антидопинговой комиссией FIS

Всеобъемлющее рассмотрение дела проводилось в течение более чем 18 месяцев, вплоть до вынесения решения CAS в июле этого года.

Тестирование

Сначала были проведены два отдельных теста Йонсруда Сундбю. Международные и норвежские эксперты считают, что тесты и анализы мочи доказывают, что он не принимал более 1600 мкг сальбутамола во время тех гонок, когда он тестировался.

  • Оправдание Антидопинговой комиссией FIS

9 августа 2015 года состоялось слушание дела в комиссии FIS. 4 сентября 2015 года комиссия оправдала Йонсруда Сундбю на основании того, что правило WADA в этом пункте было сформулировано недостаточно четко.

  • Антидопинговое агентство Норвегии не подало апелляцию

Исполнительный комитет Антидопингового агентства Норвегии не стало обжаловать решение после полного и основательного рассмотрения. Был учтен тот факт, что спортсмен не несет ответственность за нечеткость в изложении правил WADA.

  • Апелляция WADA

12 октября 2015 года WADA подало апелляцию в Спортивный арбитражный суд (CAS).

  • Рассмотрение дела в CAS

В своем заключении CAS утверждает, что толкование правила врачом команды основано на «искреннем непонимании». Судьи говорят, что правило могло бы быть более четко сформулированным во избежание непонимания спортсменами и их советниками. Тем не менее, CAS считает, что следовало подать заявку на медицинскую справку, чтобы Йонсруд Сундбю мог использовать сальбутамол таким образом, как он это сделал. Раз этого не было сделано, имело место нарушение правил.

В своем заключении CAS пишет:

«Необходимость медицинской справки при использовании распылителя является следствием правильного толкования положения WADA. Ошибка спортсмена на самом деле заключается в неподаче запроса на справку, выдача которой позволила бы ему соревноваться без нарушения правил. Тем не менее, комиссия признает, что было бы лучше, если бы в положении были бы более четко указаны последствия использования распылителя».

CAS обнаружил несколько смягчающих обстоятельства в этом деле. CAS указывает,

  • Что медицинское состояние Сундбю требует использования сальбутамола.

  • Что он не скрывал использования сальбутамола.

  • Что медикамент применялся под наблюдением врача.

  • Что положение не исключает полностью использование распылителя и что «из практических соображений правило могло бы делать это, чтобы избежать возможного непонимания у спортсменов (и их советников).»

  • Что USADA рассматривало вопрос об использовании распылителя, и их понимание вопроса совпадает с мнением врача норвежской команды насчет того, что в положении указано количество препарата, фактически попадающего в организм при вдыхании при использовании распылителя.

  • Аппарат с распылением использовался совершенно открыто перед соревнованием в Давосе и Тоблахе.

В то же время CAS утверждает, что Йонсруд Сундбю – опытный спортсмен, знакомый со своими антидопинговыми обязанностями, и что ни он, ни врач команды не обратились за советом к WADA, FIS или другим инстанциям за разъяснением изменений в правилах, внесенных в 2012 году.

Хотя федерация считает, что ее понимание правила является естественным, она с пониманием относится к трактовке, сделанной CAS. Федерация проследит, чтобы подобное не произошло снова.

– Мы едины во мнении с Антидопинговой комиссией FIS и исполнительным комитетом Антидопингового агентства Норвегии, что формулировка правила WADA нечеткая и что Мартин не может нести за это ответственность. Поэтому он должен был быть оправдан. Федерация лыжных видов спорта Норвегии выступает на международной арене за чистый спорт и за то, чтобы все спортсмены выступали в равных условиях. Мы отмежевываемся от спортсменов, применяющих запрещенные препараты с целью получения преимущества на соревнованиях. В этом случае такого не было, – говорит Росте.

Федерация лыжных видов спорта Норвегии удовлетворена тем, что в ходе процесса FIS и WADA высказали мнение, что Мартин Йонсруд Сундбю не мошенничал. Они знакомы с фактом, что Йонсруд Сундбю страдает от серьезного случая астмы и что целью использования медикамента было не улучшение спортивных результатов. CAS также разделяет эту точку зрения.

– Это наказание говорит не о полученном преимуществе во время соревнований, а о том, как наши врачи трактовали нечеткие технические описания о способе приема разрешенного медикамента. Мартин не приобрел каких либо преимуществ, следуя рекомендациям врача по использованию вентолина при лечении астмы, которой он страдает с детства, – говорит Росте.

На слушаниях в антидопинговой комиссии FIS и СAS интересы Сундбю представляла адвокат Анне-Лизе Х. Ролланд.

– CAS пишет в заключении, что степень вины спортсмена мала и что для использования сальбутамола были медицинские основания. То, что CAS отстранил спортсмена лишь на два месяца, говорит о том, что судьи в CAS хорошо понимают наши аргументы, хотя WADA в итоге получило поддержку в своем толковании правила, – говорит Ролланд.

alt

Мартин очень расстроен

Мартин Йонсруд Сундбю очень расстроен решением CAS о том, что он теряет победы в «Тур де Ски» и общем зачете Кубка мира в сезоне-2014/15. После оправдания в Антидопинговом комитете FIS и заявления Антидопингового агентства Норвегии, решившего не подавать апелляцию, Мартин воспринимает наказание как неожиданное и необоснованное.

– Конечно же, огромной нагрузкой для меня и моих близких стало рассмотрение дела в течение полутора лет. Решение CAS трудно понять. CAS утверждает, что правило нечеткое и что моя вина невелика. Тем не менее, я был сурово наказан. Я всегда был очень точен в приеме медикаментов и точь-в-точь следовал правилам федерации и рекомендациям врачей. Имея за спиной лучшую в мире команду врачей, я не мог иметь причину сомневаться в их понимании правил, – говорит Мартин Йонсруд Сундбю.

Он говорит, что сознание того, что он невиновен, дало ему силу и мотивацию для выступления в сезоне-2015/16. В этом сезоне Йонсруд Сундбю показал свои лучшие результаты в карьере, при этом ни разу не применяя сальбутамол посредством аппарата с распылением.

– Я рад, что Федерация лыжных видов спорта Норвегии взяла на себя ответственность за случившееся и что она подчеркивает, что с моей стороны не было никаких личных намерений нарушать правила, – говорит Йонсруд Сундбю.

Просьба о спокойствии для себя и семьи

Для Мартина Йонсруда Сундбю и его семьи процесс рассмотрения дела стал длинным и утомительным. Он и его команда попытались сделать так, чтобы он как можно меньше влиял на подготовку и выступление на соревнованиях. Сейчас, когда дело получило огласку, он просит дать ему возможность в спокойной обстановке продолжить подготовку к новому важному сезону. Федерация лыжных видов спорта Норвегии просит о том же самом для врача команды.

– Я, разумеется, понимаю, что это дело вызовет большой общественный интерес. Поэтому я предоставляю свою версию случившегося на пресс-конференции и в беседах со СМИ. Но я прошу о понимании, что после того, как я это сделаю, я хочу полностью сосредоточиться на двух важнейших в моей жизни вещах: моей семье и моей карьере лыжника, – говорит Йонсруд Сундбю. – Ситуация, в которую я попал, – самый страшный кошмар для спортсмена. Я всегда соревновался на чистых и честных условиях. Я верю и надеюсь, что случившееся не будет иметь больших последствий как для моей карьеры, так и для подготовки к будущему сезону.

Источник: Федерация лыжных видов спорта Норвегии

***

Две примечательные цитаты по делу

О конфиденциальности процесса

«Я подтверждаю, что первоначально FIS сообщала, что процесс будет конфиденциальным, как предписывают антидопинговые правила FIS и Кодекс WADA. Но после принятия решения Антидопинговой комиссией FIS неразглашение подробностей было привилегией спортсмена» (Сара Льюис, генсекретарь FIS, VG)

О случаях астмы в сборной Норвегии

«В команде установлены от пяти до семи случаев различных форм астмы. С 1 января 2012 года, когда новые правила отменили необходимость подачи заявки на разрешение использования медикаментов, в команде есть два спортсмена, использующих вентолин. С ними у нас не было никаких проблем. Важно помнить, что в этой ситуации не нарушаются никакие правила. Астма и ее лечение не являются особым норвежским феноменом. Норвежской особенностью является то, что мы открыто об этом говорим». (Видар Лефсус, главный тренер сборной Норвегии, VG).

Перевод с норвежского. Впервые было опубликовано на Skisport.ru.

Также на эту тему:

Елена Вяльбе: «Никогда не слышала об астме в нашей сборной»

Маркус Крамер: «Не назвал бы случай с Сундбю допингом. Легков тоже принимает лекарство от астмы»

Фото: Global Look Press/Carl Sandin/ZUMAPRESS.com, Daniel Eriksson/ZUMAPRESS.com