На пути к провалу. Выдержки из истории шорт-трека в Южной Корее в «сочинский» период
После чемпионата мира в Сеуле я всерьёз заинтересовался шорт-треком и сейчас, наверное, уже могу считать себя заядлым фанатом этого вида спорта. За несколько месяцев у меня успели появиться любимчики и спортсмены, кого я на дух не переношу, а также «болезненные» темы, о которых будешь вспоминать, даже если делать этого очень не хочется.
Одной из них, разумеется, стала история с переездом в Россию Виктора Ана (благо, о ней на Спортсе любят вспоминать к месту и не к месту). И размышляя над случившимся в Сочи почти три года назад, с каждым разом я всё больше утверждаюсь во мнении: да, судьба наградила обиженного Ан Хён-Су по высшему разряду, но как-то чересчур уж жестоко обошлась с теми представителями мужской сборной Кореи, кто пришёл ему на смену. Видится в этом большая несправедливость.
Простейшее сравнение - трибуны во время тестовых соревнований.
В сезоне 2012/2013:
В сезоне 2016/2017:
И картинки – для большей наглядности:
Когда видишь подобное, сами собой появляются мысли о «хлебе и зрелищах». Ан выступил в роли «гладиатора», развлекающего толпу на трибунах «Айсберга», всё прекрасно, все довольны. Как только река громких побед превратилась в тонкий ручеёк, начался ожидаемый спад интереса – и на чемпионате Европы, где, к слову, солировал Елистратов, желающие посмотреть на шорт-трекистов даже нижний ярус заполнили процентов на шестьдесят, а верхний пустовал на протяжении всего турнира (итого – примерно три тысячи). Правда, шумели не хуже, чем в 2014 году, этого не отнимешь.
Освещая историю с решением Ан Хён-Су стать Виктором Аном и выступать за Россию, отечественные СМИ с удовольствием рассказывают о его конфликте с чиновниками, о травме, после которой он долго восстанавливался, но при этом предпочитают обходить стороной одну немаловажную деталь: во время отбора на Олимпиаду в Ванкувере Ан занял лишь седьмое место и не сумел пробиться в основную команду. В Корее, несмотря на якобы прогнившую коррупционную систему, сборную во все времена формировали на основе национальных соревнований. Поэтому собственно неучастие Ан Хён-Су в Ванкувере было обоснованным, чиновники здесь совершенно ни при чём.
Потери бойца никто не заметил: Ли Чжон-Су повторил результаты своего предшественника, став олимпийским чемпионом на дистанциях 1000 и 1500 метров. Больше того, когда на чемпионате мира Чжон-Су сымитировал травму, победа досталась его товарищу по сборной, Квак Юн-Ги, ещё на двух дистанциях победил Ли Хо-Сок, плюс серебро в забеге на 1500 метров, где весь пьедестал достался корейцам, завоевал Сон Си-Бэк, а в эстафете корейская сборная победила с громадным преимуществом. Полнейшее доминирование.
Напрашивается вполне очевидный вывод: уезжая в Россию, Виктор Ан бежал не только от несправедливости чиновников, не только от негативного отношения к себе других спортсменов, отношения с которыми разладились после Турина до такой степени, что ему был объявлен молчаливый бойкот, а в аэропорту после чемпионата мира 2006 года дело дошло до драки, но и от сумасшедшей конкуренции, при которой пробиться в основной состав (и вновь стать главной звездой) можно было, лишь приложив невероятные усилия. И далеко не факт, что усилия эти принесли бы желаемый результат. С 2010 по 2013 год абсолютными чемпионами мира становились попеременно сразу четверо корейских спортсменов. Малейшая ошибка на национальном отборе стоила слишком дорого.
Наверное, ещё тогда функционерам следовало обратить более пристальное внимание на историю с Ли Чжон-Су и Квак Юн-Ги. Оба спортсмена тренировались в одном городе, в одном клубе, у одного тренера – и подтасовка результатов на чемпионате мира имела ярко выраженный «клубный» оттенок: более титулованный на тот момент шорт-трекист решил помочь товарищу по клубу завоевать медаль чемпионата мира. Самая настоящая «клановость». Логично было предположить, что подобное происходит и на внутренних стартах, копнуть чуть глубже, попытаться решить проблему по-настоящему, но чиновники предпочли заняться любимым своим делом – имитацией решительных действий. Спортсменов дисквалифицировали сперва на три года, вскоре, когда буря чуть поутихла, сократили срок до полугода – и, пропустив один сезон, оба стали соревноваться как ни в чём не бывало. Только вот в отличие от Квак Юн-Ги, ставшего абсолютным чемпионом мира, «щедрый» Ли Чжон-Су выступал гораздо слабее, зимой травмировал щиколотку, более пяти месяцев не выходил на лёд… Двери в сборную оказались закрыты – и дошло до того, что он решил попробовать себя в скоростном беге на коньках. Завершилась попытка плачевно, после годичного перерыва Чжон-Су вновь вернулся в шорт-трек, только вот Олимпиада к тому времени уже закончилась.
В сезоне 2010/2011 в сборную ворвался невероятный спортсмен, Но Чжин-Гю, которому суждено было вписать самую мрачную главу в «сочинскую историю». В начале сезона включение его в сборную в обход некоторых ветеранов вызывало неодобрение, но завершилось всё триумфом на взрослом чемпионате мира, где восемнадцатилетний фактически юниор победил на всех дистанциях, за исключением самой короткой – 500 метров. В следующем сезоне они словно распределили роли с Квак Юн-Ги: один побеждал на дистанции 1000 метров, второй – на 1500 метров. Как результат – победы Чжин-Гю во всех без исключения шести забегах на этапах Кубка мира, к которым затем добавилась ещё одна золотая медаль первенства планеты. Следующий сезон – пять побед из шести, единственное поражение… от Виктора Ана. Итог: начиная с чемпионата мира 2011 года, двенадцать побед в тринадцати забегах, из них – десять подряд. Кроме того, в сезоне 2012/2013 сборная Кореи одержала пять побед из шести на этапах Кубка мира, единственный раз уступив… сборной России.
Забег на 1500 метров в Сочи, где можно посмотреть на трёх главных героев этой записи - Виктора Ана, Но Чжин-Гю и Квак Юн-Ги:
И вдруг всё посыпалось. Получает травму Квак Юн-Ги, пропускает чемпионат мира. Начинается стремительное падение результатов у Но Чжин-Гю – спортсмен выглядит безвольно и даже на любимой дистанции 1500 метров финиширует в финале последним (думаю, уже тогда у него начались проблемы со здоровьем, только о них ещё не задумывались). Да, победителем становится очередной кореец, двадцатилетний Син Да-Ун, однако на фоне более титулованных товарищей по сборной он смотрится бледно (достаточно сказать, что до своего триумфа Да-Ун победил всего в одном забеге на этапах Кубка мира) и опыта ему явно не хватает.
В сентябре, за месяц до корейских отборочных стартов, у Но Чжин-Гю находят опухоль. Нужна операция, однако это поставило бы крест на шансах отобраться на Олимпиаду (не забываем, что в Корее никаких послаблений не делается, будь ты хоть самым титулованным спортсменом мира: пропустил отбор – до свидания). В сборную он пробился, даже победил на своей любимой дистанции на первом этапе Кубка мира, но в январе на тренировке сломал локоть – и все мечты лучшего корейского спортсмена идут прахом. Обследование показывает, что за несколько месяцев опухоль разрослась, это угрожает не только здоровью, но и жизни совсем ещё молодого человека. После операции состояние его немного улучшится, он скажет даже, что надеется вернуться и выступить на Олимпиаде в Пекине… и умрёт в апреле 2016 года, так и не добившись цели всей своей жизни – участия в Олимпийских играх. Но кому интересны «проблемы» корейского шорт-трека, кроме самих корейцев, правда?
Как результат, в Сочи едет в высшей степени странная сборная: ветеран Ли Хо-Сок (побежит он только в эстафете), чьи лучшие годы пришлись ещё на Олимпиаду в Турине и «ванкуверский» период, когда он сперва на равных сражался с Ан Хён-Су, а затем два раза подряд стал абсолютным чемпионом мира, ещё один возрастной спортсмен – Ли Хан-Бин, который после успешной юниорской карьеры из-за череды травм долгие годы не мог пробиться во взрослую сборную и сделал это лишь в предолимпийский сезон, нестабильный Син Да-Ун (в итоге он не справится с бременем «главной надежды» и полностью провалит Олимпиаду, да и сезон в целом), а также вчерашний юниор Пак Се-Ён (для него олимпийский сезон стал дебютным на взрослом уровне, что, к слову, говорит не в его пользу – до двадцати лет он мог конкурировать только со спортсменами одного с собой возраста, и две победы на юниорских чемпионатах мира не должны вводить в заблуждение) и откровенный середняк Ким Юн-Чжэ, все немногочисленные успехи которого были связаны с соревнованиями в эстафете (и в Сочи он, как и Ли Хо-Сок, не выступал в индивидуальных соревнованиях).
Итог известен – худшая Олимпиада в истории сборной Кореи.
Полагаю, подводя черту, можно с уверенностью сказать следующее: при виде россыпи талантов, сборной, где каждый может взять на себя роль лидера, где потеря сильного спортсмена не считается трагедией, поскольку место его немедленно занимает следующий, функционеры уверовали, что так будет длиться вечно. «Классическая» ошибка. Со времён травмы Ан Хён-Су неизменно находился спортсмен, приносивший результат: Ли Хо-Сок, Ли Чжон-Су, Но Чжин-Гю, Квак Юн-Ги, - но вдруг выяснилось, что за спинами их нет никого, кто способен решить поставленную задачу. И всё. Чиновники оказались попросту не готовы к трудностям.
После Сочи. Провал был таким оглушительным, что в дело вмешалась президент страны, Пак Кын-Хе. Правда, она лишь «обозначила проблему»: мол, все случившееся – «следствие фракционализма, фаворитизма и коррупции в спортивных кругах» (цитата – Олег Кирьянов, «Российская газета», 16.02.2014 г.). Был отправлен в отставку заместитель президента союза конькобежцев Кореи – как главный виновник переезда Ана в Россию. Прекрасно, конечно, только вот каким образом это помогло бы вернуть выбывших из строя лидеров сборной – загадка. Да и в женском шорт-треке перечисленные выше явления отчего-то не мешали показывать прекрасные результаты.
Постолимпийский сезон прошёл неплохо (победы Син Да-Уна на этапах Кубка мира, доминирование на юниорском чемпионате мира и даже золотая медаль Пак Се-Ёна на взрослом чемпионате мира в Москве), но следующий год, крайне важный, поскольку первенство планеты должно было пройти в Сеуле, получился противоречивым: вернувшийся в основной состав Квак Юн-Ги победил в нескольких забегах на этапах Кубка мира, однако провалился на чемпионате мира, Пак Се-Ён в Сеуле, напротив, завоевал две медали, но в общем зачёте в призы не попал, триумфально выступила корейская молодёжь на юношеских играх в Лиллехаммере, но при этом впервые в 21 веке (!) корейский спортсмен не сумел победить на чемпионате мира среди юниоров.
В первой части текущего сезона состоялось громкое возвращение: после четырёхлетнего перерыва сумел пробиться в сборную Ли Чжон-Су. Должен сказать, удалось ему это не без труда: на весеннем квалификационном турнире и на национальном чемпионате он стал четвёртым и третьим соответственно – но лишь благодаря победам в суперфинале. На отборочных стартах в октябре победил только в забеге на 1000 метров и уступил в общем зачёте Син Да-Уну. Тем не менее, факт попадания в сборную, похоже, придал спортсмену сил – и на этапах Кубка мира зрители увидели восставшего из пепла двукратного олимпийского чемпиона.
Появилось несколько новых имён. Совсем молодого Хон Гён-Хвана тренеры не побоялись включить в состав на этап в Канныне. Пока ему не хватает опыта, но уже сейчас видно, что по скоростным своим возможностям он не уступит никому в сборной: например, в полуфинале на 1000 метров всё в том же Канныне, начиная заключительный круг последним, по внешнему радиусу обошёл практически всех соперников и отобрался в финал. Это о многом говорит. Прекрасно проявил себя в Солт-Лейк-Сити ещё более юный Хван Дэ-Хон (которому теперь принадлежит мировой рекорд на дистанции 1000 метров), причём действовал, я бы сказал, весьма решительно – не боялся выходить вперёд с первых метров и даже толкаться с самим голландцем Схинке Кнехтом, «разведя» того на пенальти. (Жаль, в азиатских этапах Дэ-Хон не участвовал; судя по всему, на североамериканские старты его заявили в качестве поощрения, как одного из самых перспективных спортсменов). И конечно, настоящим открытием стал Лим Гён-Вон, который на чемпионате мира, я думаю, имеет хорошие шансы побороться за медали.
Добавим к ним Син Да-Уна, Пак Се-Ёна, который по какой-то причине на международных турнирах ещё не появлялся, двух «крепких середнячков», Со И-Ра и Хан Сын-Су (бронзовый призёр в Канныне на пятисотметровке), не прошедшего осенний отбор, но всё же способного ещё на многое Квак Юн-Ги… Вырисовывается очень солидный состав, где есть одна настоящая звезда, несколько сильных спортсменов, ещё несколько – послабее, но достаточно надёжных…
Словом, в настоящий момент создаётся ощущение, что корейский шорт-трек приходит в себя после полученного в Сочи нокдауна. За последние пять-шесть лет многое изменилось, география расширилась, вряд ли теперь одна из стран будет доминировать так же, как когда-то сборная Кореи, никому больше не удастся стать шестикратным абсолютным чемпионом мира, как Ан Хён-Су. Корейским чиновникам нужно просто осознать это - и радоваться каждому успеху, добытому в жестокой конкуренции, относиться благожелательнее к талантливой молодёжи, возможно, давать им какие-то послабления (как в случае с Хван Дэ-Хоном), а не вынуждать сразу биться за место под солнцем с более опытными соперниками (вспомним Пак Се-Ёна, который в двадцать лет, не имея опыта международных соревнований на взрослом уровне, внезапно стал одной из главных олимпийских надежд) – тех подобное соперничество тоже нервирует, кстати. Не ставить задачу «победить в Пхёнчхане во всём и любой ценой!», спортсмены и так будут ощущать колоссальный прессинг со стороны зрителей и журналистов. И тогда, я думаю, за «золотым веком» корейского мужского шорт-трека последует «серебряный». А этот период истории, как известно, ничем не хуже предыдущего.
Парочка добавлений.
Видео с одного из этапов корейского национального отбора в апреле (он же чемпионат Кореи среди взрослых), 1500 метров у мужчин, в финале между первым и последним участниками – 0,6 секунды. Это говорит об уровне конкуренции.
Чтобы оценить масштабы увлечения корейцев шорт-треком – заявка на летний «турнир надежд», где соревнуются спортсмены в возрасте двенадцати лет и младше. http://www.skating.or.kr/download/download.do?fileName=short_201607281808385440.pdf&dir=game Суммарно (то есть, мальчики плюс девочки) - 483 участника. Один из двенадцатилетних, кстати, показал в забеге на 1500 метров результат 2 мин. 25 сек. Сколько было у Ана на Олимпиаде? Две пятнадцать? Думаю, если человек в двенадцать лет бежит на десять секунд медленнее шестикратного олимпийского чемпиона, его имя нужно запомнить. Вот и зафиксируем – Ли Дон-Хён.
В Ванкувер он не отобрался из-за травм. Но в Сочи (пусть и без этих сильных корейцев) он выиграл у китайцев, канадцев, японцев, итальянцев! Это ведь тоже не последние люди в шорт-треке. Все равно, он поцелованный богом. И дай бог на родной земле, в Корее, он снова выиграет и ему будет рукоплескать весь мир!
Ан свои победы в Сочи заслужил, бесспорно, но корейцы такого провала точно не заслужили:)
В Пхёнчхане, если посмотреть на текущую ситуацию, кому-то одному будет очень сложно выиграть две личные медали, только через эстафету можно стать "многократным". Поэтому корейцам, я считаю, нужно сконцентрироваться именно на подготовке команды к этому виду. Несколько личных медалей (пусть даже не золотых) и "вишенка" в виде эстафетного "золота", думаю, стали бы хорошей сатисфакцией за сочинское унижение:)
У меня создалось ощущение, что даже чисто внешне Ан постарел. Вряд ли он сумеет выиграть спринт, как в Сочи, это вотчина канадцев и китайцев. 1500 метров - уже слишком длинно. Остаётся тысяча. Впрочем, посмотрим:)