7 мин.

Третий этап Tenzor International Cup 2024 почтит память Бориса Фёдоровича Будникова

Парусный турнир Tenzor International Cup 2024 входит в решающую стадию – с 5 по 8 сентября состоится третий этап серии, по итогам которого определятся 20 финалистов серии, и будет разыграна первая часть призового фонда в размере 1,2 миллиона рублей.

В сезоне 2024 года турнир Tenzor International Cup стал главной площадкой, которая объединяет прошлое, настоящее и будущее российского паруса, чествуя выдающихся яхтсменов страны разных поколений.

Третий этап почтит память легенды советского паруса, серебряного призера Олимпиады-80, заслуженного мастера спорта Бориса Фёдоровича Будникова. Он был одним из сильнейших яхтсменов в истории, его знали и уважали во всём мире.

«Добрейшей души человек, хохмач и потрясающий гонщик, обладающий невероятным чутьём ветра»

Так отзывались о Борисе Фёдоровиче близкие и друзья.

Будников завоевал в различных классах яхт 20 медалей, в том числе 13 золотых, 5 серебряных и 2 бронзовые. В составе сборной СССР принимал участие в Олимпийских играх 1972 года (9-е место), 1976-го (4-е) и 1980-го (2-е), становился многократным чемпионом Европы, чемпионом Мира, победителем международных и союзных регат, чемпионата СССР и России в классах «Звездный», «Солинг», «Темпест», «Дракон».

Олег Хопёрский: «В 1979 году, когда я только начинал в большом спорте,  то боялся даже подходить к таким людям, как Борис Фёдорович. Он уже был великим гонщиком, первым номером в сборной в классе «Солинг», «Звездный», он трижды был на Олимпийских играх, побеждал много раз в чемпионате СССР, где была бешеная конкуренция. СССР в те времена – это было 350 млн. человек, яхт-клуб был буквально в каждом районе, отобраться на чемпионат страны было невероятно сложно, поэтому приезжали 60-70 экипажей сильнейших в каждом классе, и Будников был всегда на лидирующих позициях.   Ко мне Борис Федорович проникся, называл меня «сын полка», и я мог подходить, задавать вопросы, общаться. Он был потрясающим человеком, добрым, улыбчивым, мягким, никогда не слышал, чтобы он на кого-то ругался. Всегда помогал и подсказывал».

«Серебро» Олимпиады стало особенным трофеем в спортивной карьере Бориса Будникова.

Олег Ильин: Наш ударный класс «Солинг» принёс «серебро» Олимпиады-80. Экипаж у Бориса Будникова был бравый – Николай Поляков и его брат Александр, который заведовал спинакером. Все находились в прекрасной физической форме. Один из самых мирных экипажей, внутри всегда дружная обстановка, никаких скандалов. Борис занял второе место, но среди его конкурентов были экипажи высшего уровня – датчанин П. Йенсен, Д. Белов из ГДР,  Г.Баккер из Голландии, А.Будурис из Греции, В.Брун из Бразилии. Это олимпийское достижение вошло в историю нашего парусного спорта.

Александр Будников: Мы с Борей пришли в парусный спорт в разное время. Он уже активно занимался, а меня уговорил идти мой друг, который тогда только начал. В армии я попал в ЦСКА ВМФ и стал гоняться в экипаже с Дмитрием Кудрявцевым, чемпионом Европы. Боря тогда пробовал себя в разных классах, и перед моей демобилизацией из армии, у него как раз ушел баковый. Мой «крестный» в парусном спорте –  Валентин Григорьевич Манкин, посоветовал Боре взять меня в своей экипаж, и вот так мы начали понемножку тренироваться. В тот год началась подготовка к Олимпиаде, куда мы отобрались. Прямо перед Олимпийскими играми выиграли чемпионат Европы в Хельсинки. Сначала не верилось, потому что мы несколько раз были 4-ми, 5-ми, но всё получилось. Борис Федорович тогда сказал: «У нас через месяц Олимпийские игры, и если мы там без медалей останемся, то чемпионат Европы нам никто и не вспомнит». Сама Олимпиада прошла хорошо в целом, но психологически тяжеловато. Боря каждый день, чтобы восстановиться бегал по 6 км, и потом сразу ложился спать. Перед последней гонкой мы были на пятом месте, и всё решалось в этой финальной гонке. Мы поднялись на второе место, немножко не добравшись до первого, но медаль есть медаль, тем более Олимпийская! У нас был очень слаженный хороший экипаж. Потом началась перестройка, и спорт начал заканчиваться. Были сложные времена, но мы всегда  жили очень дружно.  Мне было 6 месяцев, когда умер отец. Мама нас шестерых поднимала одна, работала на трех работах. Боря всегда помогал – в школьные годы уже работал и поддерживал семью. Вплоть до Олимпиады мы ввосьмером жили в «хрущевке» 24 метра. Только потом ему дали отдельную квартиру неподалеку. Но парусный спорт, несмотря на все жизненные ситуации и сложности, всегда был для него мечтой и любимым делом. На яхте он был спокойным, всё переживал в себе, так было и по жизни.  Его все любили, он был хохмач. На Кильской регате, на чемпионате Мира, когда был банкет, он мог вскочить на стол и запеть «Подмосковные вечера», и все подхватывали. А на награждении, когда мы оказывались не в тройке, то больше всего аплодировали не призерам, а нам.  Очень приятно было смотреть, как брата все уважали в мире.  Я очень сильно благодарен ему за олимпийскую медаль, это были незабываемые эмоции!»

Новый виток в спортивной карьере и победа на Йенсеном в классе «Дракон»

После распада Советского Союза легендарному яхтсмену пришлось работать и сторожем, и строителем, и автомехаником, и водителем автопогрузчика. Но в 2000-х для Бориса Будникова начался второй виток спортивной карьеры. Российского яхтсмена пригласили в экипаж на «Дракон», где он успешно отгонялся почти 10 лет, а в 2011 стал лауреатом Национальной премии «Яхтсмен года» в номинации «Легенда парусного спорта».

Олег Хопёрский: «В начале 2000-х я стал организовывать в городе Сочи «Рождественские регаты» в классе «Финн». Каждый декабрь приглашал молодых ребят, которые гоняются, и тех старых заслуженных, кто уже не гоняется, чтобы совместить поколения бывших и настоящих, ведь когда нет прошлого и истории, то не будет будущего. Нашёл и пригласил в Сочи Бориса Федоровича – он работал сварщиком и на подрядах,  представил его людям, рассказал о его достижениях.  После этого Бориса Федоровича пригласили работать тренером в олимпийском классе, а с 2006 года он получил вторую молодость в парусном спорте и стал успешно выступать в классе «Дракон». Советовался с ним до последней минуты, даже когда сам уже завоевал множество медалей, но его опыт всегда был полезен. Спасибо всем, кто чтит и помнит таких великих спортсменов».

Михаил Маркин: «Я познакомился с Борисом Федоровичем в 2005 году в Сочи, когда  приехал на тестовый выход с ним в классе «Дракон». Для меня он был настоящей легендой, и первый выход на воду был очень волнительным. Но Борис быстро расположил к себе, проявил отеческую заботу и опеку.  Он обладал максимальным самообладанием на яхте.  На регате на Майорке, когда дуло прилично  25+, Борис Федорович был на позиции рулевого, мы шли полным курсом,  несколько волн подошли так, что лодку начало кидать в наветренный броучинг. Борис Федорович нам спокойно заявляет:  «Я лодку больше держать не могу, сейчас будет непроизвольный поворот фордевинд, спокойно переставляем паруса, спинакер и идем дальше». Всё произошло в точности так, как он и сказал.  Также хочу отметить его небывалое чутьё ветра. На регате в Осло – Золотой Кубок в 2008 году,  мы со старта ушли в середине флота, ветер скисал, шифтил, и в итоге мы шли последними. Борис Федорович, применяя свои Пироговские навыки, по чуть-чуть вывел лодку на первые позиции, и тут судьи на финише буквально за 3 метра до линии передвинули стартовую линию таким образом, что мы оказались вторыми. Но всё равно мы были довольны, и это был показатель высочайшего мастерства Бориса Фёдоровича! Он  всегда очень уважительно и корректно относился к своим соперникам. На гонке в Каннах был его давний соперник по Олимпиаде Пол Йенсен. Мы шли ноздря в ноздрю всю регату, боролись. Надо отдать должное обоим – несмотря на накал борьбы, всё происходило очень корректно, в рамках правил. В Каннах победили мы, Йенсен стал вторым. Борис Федорович после финиша с облегчением выдохнул и сказал: «Ну всё, отомстил за всё!». Начинал он на позиции рулевого, а потом уже работал тактиком. Мы были в одном экипаже с 2006 по 2015 г., и я очень благодарен судьбе за эти годы.  Во мне укоренились те самые отличительные черты Бориса Фёдоровича –  максимальное спокойствие и самообладание».

Имя Бориса Фёдоровича Будникова навсегда останется в мировой истории парусного спорта высших достижений и в истории турнира Tenzor International Cup.