Багровые реки
***
7.30, понедельник. В будний день на Английской набережной пусто. Туристы еще не проснулись, французы давно на работе (любопытный факт: завтрак в нашем отеле начинался в неприличные 5 утра), клубившаяся молодежь давно расползлась по домам, а торговцы сувенирами еще не успели распаковать толстые сумки. Оживление вызывают только восемь бравых парней в черных футболках, неспешно накручивающие педали велосипедов. Во главе колонны не кто-нибудь, а шкипер и главная звезда Emirates Team New Zealand Дин Баркер.
– Парни, давайте левее, мы съехали с дорожки, – командует Дин.
– Стоп-стоп. А как же фотосессия? – голос из колонны на четком-четком английском останавливает всех.
– После гонки. После гонки, – Дин непреклонен.
Эта гонка, казалось, будет для новозеландцев, главных фаворитов Louis Vuitton Trophy, легкой прогулкой. В соперниках – дебютант «Синергия», которая на старте удивительно легко проиграла британцам.
Но Баркер, словно чувствовал, спокойной жизни не будет. Ни фотосессий, ни шуток, ни усмешек. Каменное лицо. Я в общем-то и забыл, что пришел в такую рань за эксклюзивной фоткой ярко-красного солнца. Рассвет, пускай и поздний, в Ницце блаженный. А если углубиться в старый город, где один за другим куролесят трамваи и пахнет душистым оливковым маслом, можно почувствовать близость рая.
…Велосипед Баркера первым прикатился к парковке. Он бережно обмотал его черным полотенцем.
***
На пристани уже вовсю отправлялись команды. «Синергия» – за тем, чтобы через два часа стать «почти автором сенсации», New Zealand – за тем, чтобы долго и неуклюже оправдываться. Довольно банально, кстати, наблюдать за тем, как экипажи готовятся к старту – суета, много народа, бойкие голоса менеджеров, сосредоточенные лица гриндеров.
Ветер в Ницце гуляет сам по себе. Или не гуляет вовсе, поддаваясь расслабленному курортному образу жизни. Ветер вообще штука фартовая. Кто-то поймает, кто-то упустит. Но в этой гонке – второй (не полуфинальной) для команд – все было уж очень приключенчески.
New Zealand размашисто, гордо убежала со старта, лидировала. «Синергия» корректировала курс, разворачивалась, все больше отставала, но не паниковала. Шкипер Карол Яблонски, везунчик, «нашел-таки» ветер («Я его приворожил», – скажет он после гонки. И добавит: «Но не удержал. Реально невозможно было»). А новозеландцы, наоборот, «потеряли» и уже ко второй марке проигрывали ровно столько, что, казалось, догнать не предстанет возможным.
До финиша российскую команду вел весь пресс-центр. Журналисты даже не скрывали, за кого болеют, а седобородый коллега-новозеландец молча тыкал пальцами в ноутбук и качал головой. «Бедный дед, так рано встал, купил «Панаш» (спрайт с пивом) и обломался», – тв-коллега издевался. «Надо было с водкой приходить», – пошутил оператор.
Но в парусе, как и в футболе, надо бороться до конца. Как Россия упустила гуттаперчевую голову словенца Печника в конце домашнего матча, так и «Синергия» рассталась с победой на финише. Но если наши футболисты элементарно проявили разгильдяйство, экипажу «Синергии» не повезло. Фортуна-ветер повернулась лицом к тем, кто догонял. Emirates обошли нашу команду буквально в финишном створе – казалось, дедушка прольет свой «Панаш» на клавиатуру. Но он спокойно выдохнул: «Ох». И... достал из сумки вторую банку «Панаша».
Представьте, если бы Россия в хоккей почти проиграла Новой Зеландии… Сколько банок «Панаша» вы бы выпили?
***
Но перед тем, как представить, подумайте – чудеса на самом деле бывают. И дебютанты крупных регат – это тоже амбициозные команды, которым нечего терять. Зато есть, что приобрести. «Синергия» будет третьей на этой регате, одержит пять побед подряд (в том числе над будущим чемпионом – итальяской Azzura), навяжет Emirates борьбу в полуфинале, выиграет бронзу и просто заставит всех скептиков удивленно пожимать плечами.
Тогда, в начале регаты, когда я гулял по Ницце и мысленно жалел о микроскопической командировке, никто и не думал о медалях. Все было буднично, как утром на Английской набережной. И капитана нашей команды, сенатора Валентина Завадникова не атаковали вопросами.
– В середине гонки они нас обошли, мы много проигрывали, – Завадников, как всегда, популярно, без лишних фразеологизмов объяснял ход «новозеландского» матча. – Но это не «Транспак», где от старта зависит почти все. Здесь можно наверстать – мы догнали Баркера на второй марке. Уже нам повезло – им пришлось искать ветер.
– И он его нашел – перед финишем ваша лодка встала. А ведь оставалось метров 100, наверное.
– Ну не 100 – больше. 300, наверное. Это мизер, гроши, но так бывает.
– Не обидно?
– Победы нельзя прогнозировать – нельзя думать, что вот приехали и сейчас всех обыграем. Надо уметь проигрывать. Достойно. Места – это не самоцель. Мы хотим учиться и в перспективе сделать команду, где россиян больше, чем иностранцев. Пока опыта нет совсем. Никто из россиян в гонках класса America’s Cup никогда не участвовал. И здесь то все думают: замечательно, будут аутсайдерами…
– Вы вот хотите регату в Россию привезти. Думаете, интерес будет?
– В Европе к парусу другое отношение – с этим не поспоришь. Но для нас это вопрос престижа. Louis Vuitton Trophy – это топ, где есть борьба, жизнь, экстрим. Это те гонки, которые дороже, сложнее, но интереснее. Мы планируем как соучредители провести регату в Сочи или во Владивостоке. Пока выбираем.
***
Пока наши доедали бананы, заботливо принесенные менеджером Андреем, Дин Баркер раздавал интервью телеканалу TF1. Французы – парни не промах. Прямо так и спросили: «Могли ведь и сенсационно проиграть?»
Баркер вспылил. Этот спокойный мужчина, который паркует велосипед минуту, бережно протирая его полотенцем, посмотрел на невысокого репортера исподлобья.
– А почему вы думаете, что мы должны у всех выиграть? В Ниццу приехали лучшие команды. Все решится в плей-офф – полуфинале и финале. Но туда еще нужно попасть.
– Вы попадете, – парень с телеканала не унимался в упражнении глупыми вопросами.
– Откуда вы знаете? – Баркер побагровел. Мой скромный английский улавливал интонации, отдельные слова, но и этого хватило для того, чтобы понять: парни психуют.
– Мы выиграли. Гонка сложная. Русские были не хуже.
… Баркер, кстати, доедал свой банан в одиночестве. Журналисты TF1 неспешно, как и все французы, писали стенд-ап у большого экрана. Дин смотрел повтор. Его яхта обгоняла нашу…
СПРАВКА
Матчевые гонки Louis Vuitton Trophy проходили с 7 по 22 ноября 2009 года в Ницце. Участвовали лучшие парусные команды мира: Azzurra (Италия), BMW ORACLE Racing (США), Emirates Team New Zealand (Новая Зеландия), Artemis (Швеция), Team Origin (Великобритания), а также французская команда TFS – PagesJaunes и немецко-французская ALL4ONE. Россию представляла парусная команда «Синергия».
Решение о создании нового цикла регат Louis Vuitton Trophy было принято в сентябре 2009 года в качестве альтернативы America’s Cup. Регата проходила в три этапа: два раунд-робина для всех восьми команд, затем нокаут-серии (серии гонок на выбывание), полуфинал и финал.
Ближайшие соревнования Louis Vuitton Trophy пройдут в марте 2010 года – в Окленде (Новая Зеландия) и в мае 2010 года в Ла Маддалене (Италия).