Из Гваделупы – во Францию, из Гренады – на Канары. Семь легендарных парусных гонок через Атлантику
Путешествия и приключения под парусом.
Межсезонье — время, когда проводятся крупнейшие трансатлантические заплывы.
Некоторые призваны воссоздать исторические водные маршруты, другие представляют собой настоящее испытание духа для влюбленных в парус, и у большинства проходят невероятные по красоте трансляции.
Мы выбрали семь самых интересных парусных гонок через Атлантику, часть из которых проходит прямо сейчас, и объясняем, почему следить за ними жутко увлекательно.
Почему трансатлантические маршруты так интересны
Простой ответ: это возможность прикоснуться к истории. Пересечение Атлантики лежало в основе крупнейших географических открытий XV—XVI вв.еков, а потому любой маршрут позволяет экипажу почувствовать себя на месте великих путешественников. Проведение трансатлантических гонок в межсезонье связано еще и с тем, что океан принято переходить на пассатах (они же trade winds), которые дуют в это время — по английскому названию несложно понять, что эти ветры активно использовали торговцы во время формирования маршрутов. В сезон нижние пассаты между тропиками в Атлантическом океане уносили корабли на запад и лишь к зиме меняли свое направление на восток.
Route du Rhum
Офшорная гонка для нескольких классов (отсюда и такой разброс в продолжительности), которую с 1978 года раз в четыре года устраивает французская Федерация парусного спорта, в кругу гонщиков известна также как «Трансатлантическая свобода» из-за достаточно вольных правил участия. В середине 2010-х эта гонка была одним из самых популярных спортивных мероприятий во Франции, уступая лишь «Тур-де-Франс», футбольной Лиге 1 и теннисному турниру «Ролан Гаррос», так что для страны Route du Rhum — одно из важнейших национальных достояний. Рекорд по прохождению дистанции установили в прошлом цикле, в 2018 году: Франсис Жуаон уложился чуть больше чем за неделю.
Первые трансатлантические гонки
Новый формат парусных соревнований появился в конце XIX века — в 1891 году состоялась первая гонка среди одиночек. В ней участвовало всего два экипажа, причем один финишировал через 45 дней, а второму участнику пришлось завершить гонку досрочно — на полпути шкипер перевернулся и потерял все припасы. Это была эпоха перехода с парусников на суда с паровыми двигателями, которая стала развиваться к середине XX века, когда трансатлантические гонки начали проводить и в западном направлении (раньше только с запада на восток). Победный результат стал составлять уже чуть меньше 40 дней, что почти в два раза больше, чем текущие сроки на трансатлантических дистанциях.
ARC Transatlantic Race
Одно из крупнейших трансатлантических соревнований, в котором можно поучаствовать, даже если у вас нет команды. Оргкомитет соревнования готов подобрать вам шкипера и соратников, хотя лучшие гонки, конечно же, проходят именно среди профессионалов. Тем не менее традиция подбора экипажа возникла исторически — ARC задумывалась как ежегодная гонка для популяризации безопасного трансатлантического перехода, поэтому среди участников нередко можно встретить и семьи с детьми. Из других приятных бонусов — множество спутников семейства дельфиновых.
RORC Transatlantic Race
Три класса и около 12 команд — для участников покорение этого трансатлантического маршрута сродни Святому Граалю, так как грамотно выйти с Канарских островов умеют немногие. Как правило, разрывы между экипажами не такие значительные, как в других гонках, и это именно из-за сложного пути. RORC расшифровывается как Королевский океанский гоночный клуб и восходит к классическим джентльменским клубам в Великобритании — в 1931 году он даже получил официальное признание королем Георгом V, так что участие в гонке — настоящий шанс прикоснуться к британской знати.
Почему некоторые гонки называются в честь напитков?
Трансатлантические маршруты для соревнований не могли появиться из ниоткуда — большинство основано на исторических торговых путях, по которым и перевозили ценное продовольствие. «Ромовый» или «кофейный» путь — примерно так и называли торговые маршруты. А некоторые вообще родились из дружеских соревнований между торговцами — им просто интересно было посмотреть, кто перейдет Атлантику быстрее.
OSTAR
Еще одна королевская, а потому престижная гонка с историей, тянущейся с 1960-х годов, когда Герберт «Блондин» Хаслер открыл соревнования, чтобы расширить познания массовой аудитории о парусном спорте. В рамках турнира проводятся как профессиональные гонки, так и любительские, потому перенос The OSTAR с прошлой весны на 2022 год — хорошее подспорье для тех, кто давно хотел устроить себе испытание.
Transat Jacques Vabre
Легендарный маршрут между Францией и Бразилией. Когда-то суда перевозили по нему кофе — путь соединил французский Гавр и Колумбию, некогда главный центр кофейной индустрии. От марки кофе и пошло название гонки, которую проводят с 1993 года каждые два года. Это не единственное «пищевое» название парусного маршрута — миру известна и «Чайная гонка» от Гонконга до Лондона.
Секреты успешных гонок
Межсезонье (период с ноября по февраль) — лучшее время для прохождения трансатлантических маршрутов. В этом промежутке самый стабильный ветер, который к тому же не зависит от ураганов, так любящих весну и лето. Для смельчаков, переходящих Атлантику не в рамках соревнований, лучше всего стартовать на Канарах — при таком раскладе даже не всегда требуется полный экипаж. Однако для неопытных гонщиков выход с Канар может оказаться достаточно сложным. Финишировать же лучше всего на Карибских островах. Пройти маршрут наиболее быстро поможет наличие крупной яхты, которая способна развить высокую скорость на воде. При этом нужно быть готовым к трем неделям, а то и месяцу на воде — иногда из-за погодных условий переходы могут растянуться и на шесть недель.
Mini Transat Race
Созданная в 1977 году гонка, призванная воссоздать первые трансатлантические путешествия, проводится для яхт с одним человеком каждые два года. Естественно, это нешуточное и непростое испытание, а потому соревнование так ценится в комьюнити — в рамках подготовки к нему нужно пройти массу квалификационных испытаний в виде офшорных гонок. С недавних пор в Mini Transat Race участвует множество отечественных спортсменов — в последнем цикле спортсменка Ирина Грачева (у которой мы брали интервью в прошлом году) финишировала четвертой с результатом 15 дней 5 часов и 41 минута.
TWOSTAR
Гонка, которая проходит в формате классического double-handed (то есть экипажи состоят из двух человек) — отсюда и название соревнования. По уровню престижа это турнир-побратим OSTAR, который тоже проводится под эгидой Королевского западного яхт-клуба. Из-за COVID-19 обе гонки были перенесены с 2020 года и в следующем году триумфально ворвутся в парусную программу. Ожидается настоящий праздник, и дело не только в долгом перерыве — в 2022 году яхт-клуб отмечает свое 60-летие.
Текст: Илья Иноземцев
Фотографии: Пресс-службы гонок
Самые интересные истории о парусных гонках на нашем сайте
Лучшие фото с борта яхта — в нашем Instagram