От тельняшки до Prada. Как яхтинг повлиял на моду
Кто вывел стиль мореплавателей на подиум и как собачьи лапы связаны с топсайдерами.
Блог «Силы Ветра» – многообразный, как и вся морская сфера. Так что после постов об особенностях яхтинга, еде и культовом кино вас ждет материал о моде.
Итак!
Морской стиль в одежде — один из примеров удачного слияния функциональности и привлекательности рабочей одежды. Яхтинг сформировал образ, который быстро покинул пределы лодок и отправился на сушу — сначала в курортный, а затем и в повседневный городской контекст. Все благодаря тому, что яхтинг находится на границе спорта и отдыха.
Топсайдеры стали популярной обувью среди американских студентов, водонепроницаемые анораки пригодились не только морякам, но и походникам, а топы в горизонтальную полоску уже несколько десятилетий подряд встречаются в коллекциях как дизайнерских брендов, так и гигантов масс-маркета. Как же так вышло?
Этот материал подготовлен при поддержке Lamoda, где вы сможете найти не только вещи в морском стиле, но и многие другие коллекции, которые подойдут для выхода под парусом.
Истоки
Тренд на морскую униформу запустила еще королева Виктория: в 1846 году она нарядила своего сына Эдварда Альберта, принца Уэльского, в сделанный на заказ костюм моряка. Примеру последовали и другие представители знати: различные версии таких нарядов стали традиционными для мальчиков и девочек из аристократических семей, а морская эстетика встречалась и в одежде взрослых.
В XX веке Первая и Вторая мировые войны популяризировали среди мирного населения отдельные элементы военной униформы, в том числе моряцкие дафлкоты и бушлаты.
С тех пор свои интерпретации такой одежды предложило бесчисленное количество дизайнеров — от французского классика Ива Сен-Лорана до наших современников Тома Брауна и Джонатана Андерсона. Даже плотным брезентовым тканям, использующимся в производства парусов, нашлось место в индустрии моды — сегодня они крайне популярны у адептов экологичной моды и ресайклинга, например у британца Кристофера Рейберна, который создает из них одежду и аксессуары.
Три иконы морского стиля
Тельняшка
Считается, что первыми рубашки в полоску начали носить моряки родом из Бретани, региона на северо-западе Франции, однако достаточно долго такая одежда считалась атрибутом, скорее, маргинальных слоев населения: в частности, полоски встречались на форме заключенных тюрем. Все изменилось в 1858 году, когда полосатая нательная рубаха официально стала обязательным элементом военной формы служащих французского флота. Количество и ширина полосок были строго регламентированы — на туловище 20 белых шириной 20 миллиметров и 20–21 синяя шириной 10 миллиметров, на рукавах — 14 белых и 14–15 синих.
По-настоящему модной тельняшку сделала Коко Шанель в конце 1910-х: знаменитый дизайнер любила отдыхать на Французской Ривьере, где вдохновлялась стилем местных моряков. В последующие десятилетия полосатую рубаху носили многие знаменитости и представители артистической богемы — среди них Пабло Пикассо, Жан Кокто, Брижит Бардо, Джин Сиберг и Мэрилин Монро.
Самый известный французский дизайнер, сделавший тельняшку своей визитной карточкой, — Жан-Поль Готье. Полностью тельняшкам (по-французски — marinière) посвятил свое пространство в 2011 году знаменитый парижский концепт-стор Colette — участвовало множество брендов от Chanel, YSL и Comme de Garçons до Longchamp и Swatch. Когда в 2017 году нью-йоркский музей MoMA задумал выставку Items: Is Fashion Modern? — ретроспективу знаковых предметов одежды, — без тельняшек там не обошлось.
В 1874 году тельняшка также стала частью униформы матросов российского флота (в связи с этим в России даже празднуют ее день рождения — 19 августа). Роль моряков в революционных событиях 1917 года и Гражданской войне наделила ее особым смыслом: мотив начали романтизировать, а полосатые рубахи стали носить как простую повседневную одежду самые широкие слои населения, включая Волка из «Ну, погоди!».
Топсайдеры
Одну из самых узнаваемых деталей морского стиля — топсайдеры — придумал американский предприниматель, моряк и популяризатор парусного спорта Пол Эллинг Сперри в 1935 году. Задуматься о создании удобной обуви для передвижения по лодке Сперри вынудил личный опыт: однажды он поскользнулся и упал за борт своей яхты. Тогда же он обратил внимание на то, как подушечки на лапах собак позволяют им хорошо сцепляться со скользкими поверхностями. Так родилась идея разработать специальные рифленые подошвы из резины. Вскоре они поменяли цвет с черного на немаркий белый, чтобы не оставлять отметины на светлой палубе. В остальном облик этой обуви остается неизменным по сей день. Верх ботинка напоминает классические кожаные мокасины с контрастной прострочкой на швах, на бортах располагаются декоративные кожаные шнурки, продетые в люверсы.
В 1990-е топсайдеры обрели популярность и на суше: их стали носить студенты американских вузов, и эта обувь стала прочно ассоциироваться со стилем преппи. Сегодня топсайдеры окончательно стали частью массовой моды: их можно увидеть на летнем фестивале, в офисе, на велопрогулке или просто на оживленной улице большого города. Большие дизайнеры относятся к топсайдерам с осторожностью, но полностью не игнорируют: очевидно, что эта обувь найдется в коллекциях столпа американского стиля Ральфа Лорена, но также ее можно увидеть у итальянцев Prada и Etro.
Кроксы
Если топсайдеры балансируют на грани спортивного и кэжуал-стиля, то кроксы долго считались обувью, в которой функциональность одержала уверенную победу над эстетикой. Идея сделать бизнес на производстве резиновых сабо с крупными отверстиями (их всегда 13) пришла в голову в начале 2000-х компании друзей-яхтсменов — Линдону Хэнсону, Скотту Симансу и Джорджу Бодекеру — младшему.
Вскоре удобство этой обуви оценили не только любители яхтинга, но и те, чья работа требует проводить много времени на ногах — врачи, работники общепита, уборщики и многие другие. В дизайнерскую моду кроксы проникли во второй половине 2010-х: сначала тихо в ироничной коллекции 2016 года британца Кристофера Кейна (в его версии сабо были украшены крупными разноцветными камнями), а затем и с шумом: через год Демна Гвасалия сделал кроксы на платформе для Balenciaga.
Три крупных бренда, связавших себя с яхтингом
На волне популяризации технологичной спортивной одежды в 1970-е появился знаменитый бренд Paul and Shark, чья эстетика полностью посвящена теме мореходства. Несмотря на англоязычное название, компания была основана итальянцем Паоло Дини, наследником крупного трикотажного производства. В 1978 году Paul and Shark разработал свой знаменитый тонкий пуловер из водонепроницаемой шерсти С0Р918, который был упакован в узнаваемый железный тубус. Сегодня бренд представлен в более чем 70 странах мира.
Еще один важный для парусного спорта бренд — норвежский Helly Hansen. Свое признание компания получила благодаря разработкам в области водонепроницаемых тканей: все началось еще в 1877 году, когда Хелли Юэль Хансен и его жена Мэйрин Маргарет придумали униформу для мореходства из плотной грубой ткани, пропитанной льняным маслом. С тех пор компания запатентовала множество типов ткани, а вещи бренда стали популярными не только у моряков, но и в среде молодежных субкультур.
Не секрет также, что яхтинг все еще ассоциируется у многих с роскошным образом жизни. Известный амбассадор яхтинга в мире luxury — бренд Prada. Логотип спортивной линейки Prada Linea Rossa еще в 1990-х начал украшать форму и паруса итальянской команды Luna Rossa. Сегодня бренд спонсирует главный турнир по матч-рейсу Кубок «Америки», а также множество наработок в области водонепроницаемой спортивной одежды.
Вещи этих брендов вы можете найти на сайте Lamoda, чтобы следовать всем модным тенденциям этого сезона и не теряться при выходе на воду.
Текст: Александра Тумаркина
Еще больше статей о том, как стильно и функционально одеваться вы найдете на нашем сайте