Судить парусные гонки – кайф и драйв. Для кого-то это «Формула-1»
Тонкости профессии.
Друзья, привет!
Знаете, зачем на соревнованиях, где большие суда несутся на огромной скорости, работают судьи? И что они вообще делают?
Сейчас расскажем вместе с судьей Катериной Минаковой, которая может провести четыре дня на открытой воде, но не любит летать на самолетах.
Взять и захотеть стать судьёй. Как такое возможно?
Давайте знакомиться!
Я занимаюсь парусным спортом на любительском уровне, то есть никогда не ходила в детскую парусную школу и не гонялась на швертботах. В парусный спорт меня привели друзья десять лет назад.
Судейством я начала заниматься в 2018 году – когда ушла в декрет. Во время этой паузы я не могла часто встречаться со своим экипажем, заниматься ремонтом лодок и вообще находиться в нашей тусовке. Тогда же я планировала открыть парусную школу, поэтому больше времени проводила дома за изучением теоретической литературы, меня очень увлекли правила парусных гонок, я посещала семинары и постепенно дошла до судейства на соревнованиях.
На первых соревнованиях я была волонтером – так и затянуло. И да, до сих пор считаю себя начинающим судьей, потому что наш питерский сезон длится недолго (около двух месяцев) и не во всем успеваю поучаствовать.
Что делают судьи?
Парусные судьи занимаются всем:
а) подготовка документов, инспекция оборудования;
б) инструктаж участников;
в) расстановка дистанции и проведение гонок;
г) подведение результатов соревнования;
г) решение каких-либо споров по поводу правил.
Возможно, звучит страшно, но все на самом деле не так сложно. На соревнованиях есть несколько судейских комитетов: гоночный, технический и протестовый.
Гоночный занимается проведением гонок на воде: установкой знаков, стартом, финишем, ведением гоночных записей и подведением результатов
Технический проверяет техническое оборудование и соответствие лодок заявленному классу или системе обмера (в основном это физические параметры).
Протестовый – это суд на регате. В этот комитет поступают протесты, которые связаны с инцидентами между яхтами, требования исправить результат, и все заявления, касающиеся действующих правил.
Каждый судья должен хорошо разбираться в правилах и процессе гонок и понимать, что испытывают гонщики на воде. Эти знания и опыт и отличают хорошего судью!
Самые частые претензии участников соревнований. Есть ли в парусном спорте дикие правила?
Обычно к нам обращаются с просьбой рассмотреть инциденты на воде.
Правила парусных гонок утверждают, какие яхты имеют право дороги и право на место. Но поскольку яхты нередко гоняются близко друг к другу, то бывают нарушения, приводящие и к столкновениям.
Иногда это случается из-за незнания правил, иногда спортсмены берут на себя слишком много ответственности. Однако чаще инциденты происходят из-за разных взглядов спортсменов: каждый видит конкретную ситуацию по-своему. Поэтому протестовый комитет выслушивает обе стороны, определяет факты и выносит решение. Если участник не согласен, то может подать апелляцию в отдельный орган Всероссийской федерации парусного спорта.
Распространены нарушения правил «права дороги» и «права на место». В основном это происходит в местах большого скопления лодок – на старте или на огибании знаков, где одна яхта может не дать право дороги или не предоставить место. Случаются и столкновения во время поворотов.
Правила бывают сложными и такими, на которые участники не обращают внимания, но странными – вряд ли. Над правилами работает очень серьезная группа судей, которая раз в четыре года их пересматривает и дополняет, поэтому все, что там написано, подкреплено – либо безопасностью, либо справедливостью соревнований.
И в чём же кайф судейства?
Я стараюсь судить разные соревнования: например, детские гонки в классах, в которых сама не гоняюсь. Мне также нравятся гонки на большое количество участников, ведь раньше я принимала участие только в соревнованиях килевых яхт, где флот обычно небольшой.
Могу выделить гонки с быстрыми и современными яхтами: там увлекают скорость и техника.
В гонках от «Силы ветра» мне нравится, что приходит много новых ребят, а я – знакомлю их с парусным спортом. Стараюсь оставить хорошее впечатление и сделать так, чтобы их парусная грамотность была на высоком уровне
Будущее?
Продолжать успешно совмещать судейство, хождение под парусом и основную работу. Также хотелось бы находить время на большее количество российских и зарубежных соревнований, и самое главное – делать так, чтобы соревнования по парусному спорту привлекали больше людей!
***
Еще больше про парусный спорт и море – на нашем сайте
Море фотографий из поездок – в нашем Instagram