Vendée Globe: все, что нужно знать о самой сложной гонке в мире
Что такое Vendeé Globe?
Тяжелейшее парусное (и, вполне вероятно, не только парусное) соревнование в мире. В течение почти трех месяцев гонщики противостоят холоду, гигантским волнам и сильным штормам, которыми особенно славится южное полушарие. Но самое главное, что отличает эту регату от любой другой — одиночество. Спортсмены выходят по одному каждый на своей яхте и должны обогнуть планету без единой остановки и чьей-либо помощи. Гонка проходит раз в четыре года и стартует в начале ноября, когда в южном полушарии наступает лето — это позволяет сократить риск столкновения яхт с айсбергами.
***
Три главных принципа Vendeé Globe?
1. В регате участвуют яхтсмены-одиночки на 60-футовых однокорпусных лодках класса IMOCA (Open60).
2. Гонка безостановочная (разрешается только временная стоянка на якоре в случае поломки).
3. Запрещена помощь извне: например, если у яхтсмена на лодке что-то сломается, он должен починить это сам или сойти с гонки
Длина маршрута Vendée Globe составляет около 24 тысяч миль: участники стартовали во французском Ле-Сабль-д’Олон, далее маршрут гонки проходит по Атлантике на юг, через три легендарных мыса — южноафриканский мыс Доброй Надежды, австралийский мыс Люин в Индийском океане и чилийский мыс Горн (Тихий океан). И снова оказавшись в Атлантическом океане, яхты возвращаются во Францию.
Отсюда из России кажется, что Vendée Globe — это какая-то странная и безумно сложная затея для сумасшедших, но на самом-то деле это только у нас почти не следят за такими гонками и не показывают их по телевизору, а в той же Франции или Англии Vendée Globe — это соревнование, соизмеримое по количеству зрителей и бюджетам с популярными видами спорта, на старт которого съезжаются десятки тысяч человек. Правда, в этом году, все устроено по правилам игры коронавируса.
Регата стартовала 8 ноября в 15:02 по Московскому времени. Трансляция старта гонки доступна в записи по ссылке.
Как это вообще возможно?
На первый взгляд звучит совершенно невероятно — только вдумайтесь: три месяца под парусом в одиночку без единой остановки и помощи нужно пробираться через штили, штормы и айсберги южного океана. Нужно следить за тактикой, искать ветер, рулить, менять паруса, чинить яхту, а еще было бы неплохо иногда есть и — самое главное — спать.
У каждого участника есть своя береговая команда — это может быть и один человек, и даже 50, но суть одна и та же: эти люди помогают следить за состоянием спортсмена, анализировать погодные данные, подсказывают какие-то тактические решения, идеи по ремонту и настройке оборудования и многое другое. Понятно, что надиктовывать что-то яхтсмену из теплого офиса звучит как непыльная работенка, но без береговой команды никак — анализ и сбор данных сильно разгружают ежедневную рутину.
Ну, и самое главное — сон. Как вы, наверное, догадываетесь, на IMOCA60 есть автопилоты, дублирующие их системы и вообще без автоуправления спортсмену бы пришлось не в гонке участвовать, а заниматься выживанием в океане. Но нельзя поставить яхту на автопилот и пойти спать — она тут же врежется в танкер, айсберг, контейнер или любой другой плавучий объект. Поэтому сон — это отдельный важный пункт в жизни участника регаты: каждый вырабатывает свою систему сна. Например, можно спать 20 минут через 20, а можно с врачами подобрать что-то индивидуальное.
История гонки
Vendée Globe, которая в этом году проходит в девятый раз, считается преемницей первой одиночной гонки в истории Golden Globe Race 1968, в которой также участвовали яхтсмены-одиночки, следовавшие по похожему маршруту. Трагический результат той гонки (финишировать смог только один яхтсмен — Робин Нокс-Джонстон) и финансовые трудности вынудили организаторов свернуть проект.
1982 стал годом возрождения одиночных кругосветных гонок — именно в этом году впервые прошла BOC Challenge, одиночная кругосветка с остановками. В 1982−83 и в 1986−87 годах победа в дивизионе 60-футовых лодок досталась Филиппу Жанто, который будучи неудовлетворенным форматом BOC Challenge, решил создать свою, безостановочную регату — Vendée Globe.
Первая Vendée Globe состоялась в 1989−90 годах, и на старт тогда вышли 13 яхт. Сам основатель регаты Филипп Жанто в той гонке финишировал лишь четвертым.
Яхты Vendeé Globe
Vendée Globe — это гонка, если совсем грубо, одинаковых яхт. Они бывают идентичные, как, например, SV20, а бывают и открытые классы, когда единообразие этих яхт описывается специальным набором правил. Все, что остается за пределами таких правил, отдается на откуп конструкторам, которые могут выдумывать новые решения. То есть Vendée Globe — это все-таки соревнование с равными возможностями на дистанции, но специальное место для гонки вооружений тут тоже, конечно, есть.
Все яхты, участвующие в Vendée Globe, имеют длину 18,28 метров (60 футов) и осадку 4,5 метра. С учетом огромной парусности, эти лодки можно считать наиболее совершенными и быстрыми однокорпусниками на планете, управляемыми одним человеком. На полных курсах они могут разгоняться более, чем до 30 узлов.
Устройство и размеры лодок определяются организацией IMOCA (International Monohull Open Class Association), основанной в 1991 году и поддерживаемой World Sailing — международной федерацией парусного спорта. Наибольшие изменения в класс были внесены перед регатой 2016 года: габариты лодок, стандартизированный киль, выбор между двумя мачтами (обычной или мачтой-крылом), ограниченное количество надстроек и балласта — все это жестко определяется правилами класса.
Главное нововведение — подводные крылья, которые позволяют корпусу подниматься над водой на острых курсах. Это значительно снижает сопротивление воды, и яхта идет гораздо быстрее. Vendée Globe 2016 показал эффективность гидрофойловых лодок, поэтому 18 из 33 яхт на Vendée Globe 2020 — фойловые, то есть оснащенные подводными крыльями.
Также важной отличительной чертой лодок IMOCA60 является качающийся киль — активный балласт настроен так, что на разных галсах его можно перемещать с одной стороны на другую, чтобы он эффективнее помогал сопротивляться крену.
Из других особенностей этой регаты — никогда еще в Vendée Globe не принимало такое количество равных по характеристикам лодок: 8 новейших яхт были построены в последние 2 года и заточены исключительно под фойловый режим, 5 фойловых лодок предыдущего поколения (2015 года постройки) и ещё 12 лодок постарше (от 9 до 13 лет), причем 5 из них были переделаны в фойловые. Первыми на финише болельщики, конечно, ждут одного из участников на яхте с подводными крыльями. Но если все сложится наоборот, это будет даже интереснее.
В последней квалификационной гонке перед Vendée Globe (Vendée-Arctique) опытная гонщица Саманта Дэвис продемонстрировала, что она и ее яхта Initiatives Coeur (построена в 2010 году компанией VPLP, одна из старых лодок, переделанная в фойловую) может быть почти такой же быстрой, как и новые фойловые лодки. Она шла быстрее, чем Коиджиро Шираиши на новой лодке, так же, как и Кевин Эскоффиер на PRB, который финишировал близко к Саманте. Все это доказывает, что старые лодки вполне подходят для борьбы если не за победу, то хотя бы за место на подиуме.
Еще одно интересное новшество этого сезона: с гонщиками можно виртуально посостязаться в онлайне — для этого надо перейти по ссылке и зарегистрироваться. В Virtual Regatta (iOS, Android) есть реальное положение настоящих гонщиков на карте, с ними можно соревноваться и даже обгонять. Ну, или как минимум следить за ходом гонки.
Факты и цифры
— Из 167 гонщиков, когда-либо принимавших участие в регате, только 89 смогли пересечь финишную линию.
— Два антирекорда регаты зафиксированы в сезоне 2008/9 — с дистанции сошло 19 яхт, а финишировало только 11.
— Только один гонщик победил в регате дважды — француз Мишель Дежуайе, в 2001 и в 2009 годах.
— Федор Конюхов — единственный участник регаты из России. Правда, на яхте «Современный гуманитарный университет» в гонке Vendée Globe 2000/01 он так и не дошел до финиша.
— Текущий рекорд прохождения гонки был поставлен в сезоне 2016/17 Армелем ле Кле: он финишировал спустя 74 дня, 3 часа, 35 минут и 46 секунд. Есть все шансы, что этот рекорд будет побит на Vendée Globe 2020/21. Участники первой гонки сезона 1989/90 преодолевали дистанцию в 24 тысячи морских миль за 110−140 дней.
— В 2012 году Франсуа Габар на яхте Macif также побил очередной рекорд суточной скорости: среднесуточная скорость однокорпусной яхты длиной 60 футов, находящейся под управлением яхтсмена-одиночки, впервые превысила 20 узлов и составила 20,1 узла. Чуть позже Франсуа улучшил свой рекорд до 20,3 узлов. Текущий суточный рекорд принадлежит Алексу Томсону и составляет 536,81 мили при средней скорости 22,36 узла — Алекс поставил его во время регаты 2016/2017. Гидрофойловые яхты последнего поколения преодолевают рубеж в 30 узлов, так что, вполне вероятно, нас ждут и новые суточные рекорды.
Как гонщики готовятся к регате
Подготовка к регате занимает продолжительное время и у техников, экспериментирующих с яхтами, и у гонщиков. Помимо психологической и физической подготовки им приходится учиться чередовать сон и бодрствование каждые 20 минут, что считается наиболее оптимальным режимом для гонщиков-одиночек в течение всей регаты. Связано это с огромным количеством опасностей на протяжении всего пути: здесь и айсберги, и внезапные шквалы, и плавающий в воде мусор, который может повредить яхту.
За примерами далеко ходить не надо: в Vendée Globe 2016 лидировавший на тот момент британец Алекс Томсон повредил одно из подводных крыльев о неопознанный предмет и проиграл Армелю ле Кле. А во время трансатлантической регаты Route de Rhum 2018 Алекс умудрился проспать и посадить лодку на мель, что стоило ему победы в гонке.
Последней тренировкой для гонщиков перед Vendée Globe стала Vendée-Arctic-les Sables d’Olonne, проходившая в июле этого года по маршруту Ле-Сабль-д’Олон — точка северо-западнее Исландии на пересечении с 60-й параллелью, затем поворот на юг к Азорским островам, после чего возвращение в Ле-Сабль-д’Олон. Квалификационной она стала лишь для четверых шкиперов, еще одному надо было преодолеть не менее 2000 миль, а остальные гонщики проверяли лодки и получали действительно важный опыт, так как из-за пандемии организаторам пришлось отменить две трансатлантических подготовительных гонки.
В 2020 году в гонке участвуют 33 лодки. Сравнить, чем они отличаются друг от друга, можно по ссылке на сайте IMOCA.
Как победить
Самое главное — это, конечно, состояние лодки и тактика. Но если за состояние в первую очередь отвечает подготовка, то за тактикой следить можем даже мы с вами. В отличие от привычной для всех яхтсменов задачи стараться избегать штормов, гонщики Vendée Globe рыскают по всем океанам в поисках сильного ветра.
Например, по состоянию на момент написания статьи в гонке лидировала группа гонщиков, решившая пойти по кратчайшему пути — на юг, ближе к мысу Финистерре. Гонщики же на быстрых фойловых лодках, наоборот, предпочли запад, где сейчас из-за циклона в центре Атлантики дует существенно сильнее. За счет преимущества в скорости у «западной» группы есть все шансы захватить лидирующие позиции совсем скоро — они просто подошли к кромке циклона и сейчас ускорятся по генеральному курсу.
Если на «атлантических» частях маршрута особенно важны стратегия и тактика, то знаменитые «ревущие сороковые» — полоса широт, опоясывающая Антарктиду — больше выступают проверкой на прочность для людей и матчасти. На максимальных скоростях лодки облетают три Великих мыса, и здесь уже побеждают самые крепкие и быстрые.
Многое будет зависеть от своевременных настроек и смен парусов, обеспечивающих максимальные скорости как днем, так и ночью. Ну и, наконец, опыт — 70 дней в открытом море в одиночестве не даются легко никому, и тем, кто уже не раз бывал в самых сложных переделках, определенно будет проще справляться с трудностями одиночного плавания.
За кого болеть
Будем наблюдать, как новички Тома Руйан и Шарли Дален пытаются обойти легендарных «олдтаймеров» — Алекса Томсона, Жереми Бейу и Саманту Дэвис.
Два общепринятых мировых лидера оффшорных гонок Армель ле Кле и Франсуа Габар (они сейчас гоняются исключительно на многокорпусных судах) не принимают участие в регате — тем больше будет интрига.
Алекс Томсон
48 лет, Великобритания
Алекс Томсон — пожалуй, главная суперзвезда предстоящей регаты. Он будет участвовать на новой гидрофойловой Hugo Boss уже в пятый раз.
Алекс не скрывает, что его главная цель — наконец-то выиграть Vendée Globe: «Вообще-то хотел бы надеяться, что фаворитом номер один — и в итоге победителем — буду я».
Алекс — реальный претендент на победу: в Vendée Globe 2012/13 он занял третье место, а в гонке 2016/17 пришел вторым с результатом 74 дня, 19 часов, 35 минут и 15 секунд, уступив лишь французу Армелю ле Кле.
Алекс тогда долго шел первым и потерял лидерство на подступах к мысу Доброй Надежды, когда яхта британца столкнулась с неким плавающим объектом и лишилась правого фойла.
В подготовительной трансатлантической регате Route du Rhum — Destination Guadeloupe 2018 Томсон, несмотря на то, что по факту пришел первым, был оштрафован судьями на 24 часа за использование двигателя для снятия яхты с мели (на которую он попал, проспав будильник), и официально стал лишь третьим.
Томсон может поставить новый рекорд Vendée Globe: «Моя команда и я исходим из того, что для победы понадобится пройти вокруг света за 67 дней», — говорит в одном из интервью британец.
Жереми Бейу
44 года, Франция
Жереми Бейу своей победой в квалификационной гонке Vendée-Arctic-les Sables d’Olonne 2020 подтвердил статус одного из главных фаворитов Vendée Globe.
Жереми далеко не новичок — он принимает участие в Vendée Globe уже в четвертый раз, причем в регате 2016/17 он занял третье место. Отдельное внимание приковано к лодке Жереми Charal, которую он спустил на воду в 2018 году.
Charal (названная так в честь спонсора — бретонской мясной компании. Отсюда и прозвище Жереми — «мясник») — действительно очень красивая и быстрая яхта с совершенно новыми для класса Open 60 обводами (как подводной, так и надводной частей) и с самыми большими (на момент спуска) подводными крыльями в классе.
Новая лодка не спасла Жереми от провала на Route du Rhum 2018: после поломки рулевого управления он вернулся обратно на старт, отремонтировался, вышел в море и… повторно сошел с дистанции — уже из-за отказа системы водоснабжения.
Впрочем, победа в Vendée-Arctic-les Sables d’Olonne показывает, что Жереми исправил все технические недочеты, поработал над ошибками и готов побороться за самые высокие места.
Саманта Дэвис
46 лет, Великобритания
Яхтсменка-легенда: стала четвертой на Vendée Globe 2008/09, была капитаном женской команды SCA в кругосветной парусной регате Volvo Ocean Race 2014/15, номинировалась на звание Яхтсменки года-2015.
Стала четвертой в квалификационной гонке Vendée-Arctic-les Sables d’Olonne 2020, причем на относительно старой десятилетней лодке, а значит у Саманты также есть шансы оказаться на пьедестале Vendée Globe. Ну или, по крайней мере, стать первой среди девушек-участниц.
Тома Руйан
39 лет, Франция
Тома шел к Vendée Globe постепенно: сначала стал лучшим в оффшорных гонках на небольших лодках, а потом добился успеха на 40-футовиках.
На Vendée Globe 2016/17 Руйан доказал, что и здесь он скоро будет готов поджимать лидеров. Он пошел в гонку на старой лодке, которая, не выдержав нагрузок, буквально начала разваливаться на части. Тома, показав характер, спас себя и яхту, «на зубах» добравшись до Новой Зеландии.
Эта история привлекла большое внимание публики и позволила ему найти спонсоров и построить новую лодку — LinkedOut. На ней Тома пришел третьим на Vendée-Arctic-les Sables d’Olonne и еще раз подтвердил свой уровень. На Vendée Globe 2020 он постарается потеснить признанных лидеров регаты и доказать, что уже готов добиваться самых высоких результатов.
Шарли Дален
36 лет, Франция
Шарли пришел из гонок Solitaire du Figaro, где он был одним из лидеров. Для него Vendée Globe 2020 станет дебютной, но шансы на успех есть — Шарли уже неплохо зарекомендовал себя на яхтах класса IMOCA, став вторым на Vendée-Arctic-les Sables d’Olonne и уступив только суперопытному Жереми Бейу.
***
Больше новостей о Vendeé Globe — в Telegram-канале Cилы ветра. Подписывайтесь!