Трибуна
10 мин.

Мэри Зулу: от дверей приюта до мирового первенства

Чудесный сверток

Ранним утром 6 декабря 2002 года у дверей приюта в Мандини раздался детский плач. Новорожденную девочку, с обгоревшей на солнце кожей , завернутую в одеяло, оставили прямо на ступенях. Основатель приюта, католический священник отец Жерар Лагледер, и управляющий Хейн Кларк взяли кроху под свою опеку. Для десятков таких же сирот приют стал настоящим домом, дарующим детям любовь и заботу. Единственное, что было известно о ребенке, что по происхождению она зулу, а имя дали в честь святой Марии, всем детям тут давали библейские имена. Так началась жизнь Мэри Зулу – не в уютной колыбели любящей семьи, а на пороге благотворительного приюта. 

Отец Жерар и маленькая Мэри

Мэри росла среди других детей, называя их братьями и сестрами. «Меня бросили в младенчестве, и они забрали меня и стали моей семьей, а приют – моим домом и моей жизнью.» – спустя годы скажет она с благодарностью. «Без отца Жерара и мистера Хейна Кларка я бы здесь не была, в этом я не сомневаюсь.» – признается Мэри, подчеркивая роль своих первых наставников.

Детство Мэри прошло в скромных стенах приюта. Вместо родительской ласки – забота добровольцев, вместо фамильного очага – общая спальня и столовая. Но в этом месте, полном других обездоленных детей, девочка обрела семью по духу. Няни, воспитатели, сам отец Жерар – все они любили маленькую Мэри. Она росла тихим, застенчивым ребенком, но с ранних лет тянулась к активным играм. На пыльном дворе приюта дети целыми днями гоняли мяч – чаще всего самодельный, из тряпок, иногда старый футбольный. Мэри не уступала мальчишкам: бегала быстрее многих и улыбалась шире солнца, когда ей удавалось забить импровизированный гол. Спорт стал ее отдушиной с самого раннего возраста – будь то футбол, нетбол или просто догонялки, она вкладывала в игру всю душу.

К звездам

В школьные годы Мэри попробовала себя во многих видах спорта, но о регби поначалу даже не помышляла. В начальной школе она однажды играла с мальчишками в регби мячом, но кружка или секции для девочек не было – считалось, что регби «не женское дело». Однако судьба уже приготовила для нее сюрприз. Подростком Мэри продолжала бегать с мячом на пустырях Мандини – иногда это был футбольный мяч, иногда регбийный, разницы она не делала, ей просто нравилось играть. Однажды после уроков она вместе с ребятами из приюта устроила импровизированный матч на школьном поле. За игрой издали наблюдал мистер Хейн Кларк – тот самый управляющий приютом, что вырастил Мэри как родную дочь. Видя, с каким азартом юная Зулу уворачивается от захватов и несется к воображаемой зачетной линии, мистер Кларк понял, что перед ним загорается звезда.

Мэри запомнила этот день на всю жизнь. Подзывая запыхавшуюся девочку, мистер Кларк улыбнулся и мягко спросил, не задумывалась ли она заняться регби всерьез. «Он спросил меня, задумывалась ли я когда-нибудь о том, чтобы играть профессионально. Мне это даже в голову не приходило. Его слова открыли передо мной совершенно новую картину будущего.» – вспоминает Мэри. До той минуты она играла просто ради забавы, не зная, что для девочек вообще существуют команды. Но в словах Кларка прозвучало столько веры, что перед глазами у Мэри нарисовалась новая картина будущего.

Мэри Зулу и управляющий приютом Хэйн Кларк

Ночью того дня Мэри почти не спала. Ей снилось большое поле, настоящие регбийные ворота и трибуны, на которых сидят дети из ее приюта. Во сне она сделала решительный рывок и приземлила мяч в зачетке под восторженный крик ее «братьев» и «сестер». Проснувшись, девочка поняла: она должна попробовать. И она попробовала.

Мистер Кларк сдержал слово и уже через несколько недель отвел 14-летнюю Мэри в местный женский регбийный клуб. Там как раз набирали девичью команду, и тренер с радостью принял спортсменку, пусть и совсем юную. Первое время Мэри приходила на тренировки робко, прячась за спинами более рослых подруг. Но стоило ей получить мяч и сделать первый пас, как застенчивость исчезала. «Я наконец смогла сыграть свой самый первый матч, когда мне было 14 или 15 лет, и уже тогда поняла: это то, во что я могу влюбиться» , – признается она. С первого же удара и схватки она почувствовала себя на своем месте. «На первой же игре, с поддержкой отца Жерара и мистера Кларка, я сразу почувствовала себя на своем месте» – Мэри ощутила, что нашла свое призвание и новую семью – команду.

Эта первая игра стала отправной точкой большого пути. Юная регбистка оказалась талантлива – природная скорость, ловкость и смелость выделяли ее среди сверстниц. Очень скоро тренеры обратили внимание на дарование из Мандини. Уже через год после начала занятий Мэри отобрали в сборную девушек провинции Квазулу-Натал до 16 лет, а затем и до 18 лет. «. Именно тогда я по-настоящему почувствовала игру.» , – говорит она о тех юниорских турнирах, где шлифовала свое мастерство. Именно в эти годы Мэри по-настоящему поняла науку регби: научилась грамотным захватам, отточила пас, освоила стратегию игры.

Через тернии

В 2021 году, окончив школу , Мэри стояла перед выбором: бросить спорт ради учебы или попытаться сочетать и то и другое. Разум подсказывал, что образование важнее – девушка мечтала стать специалистом в области спорта и поступила в Университет Квазулу-Натал на факультет спортивного менеджмента. Но регби уже стало частью ее души. К счастью, успехи на поле открыли перед ней двери, которые обычно для сироты из глубинки закрыты. Провинциальный клуб Cell C Sharks Women предложил Мэри место в команде и спортивную стипендию для учебы в вузе. Регби буквально оплатило ей образование. «Мне предложили университетскую стипендию благодаря регби, и это открыло для меня еще больше дверей. Посмотрите, где я сейчас», – отмечает она. Университетская аудитория днем и тренировки вечером – такой режим требовал дисциплины и самоотдачи, но Мэри не жаловалась. Она знала, сколько людей верит в нее, и не могла подвести ни их, ни себя.

Мэри в форме Cell C Sharks Women

Однако переход на новый уровень оказался непростым. Взрослая лига предъявила жесткие требования. В составе «Шаркс» 18-летняя девушка вдруг оказалась среди опытных женщин, закаленных множеством матчей. Поначалу ей было нелегко – физически и морально. Привычная застенчивость возвращалась: тихая воспитанница приюта стеснялась отдавать команды на поле и иногда терялась под натиском более уверенных одноклубниц. «Первый год был очень трудным для меня: я была молода и вдруг оказалась среди опытных игроков», – откровенно вспоминает Мэри о дебютном сезоне. В какой-то момент напряжение стало таким, что у нее опустились руки. «В какой-то момент я почти бросила, но поняла: критика в мой адрес — не личная, а для того, чтобы я становилась лучше», – признается она. Тренерские замечания ранили ее, пока Мэри не поняла простую истину: критика адресована не ей как личности, а ее игровым навыкам, и призвана сделать ее сильнее. Осознав это, девушка перестала принимать все близко к сердцу и сосредоточилась на росте. «Я тихий человек, но мне сказали: если хочешь добиться успеха на поле, должна быть настойчивей в общении. Как только я перестала принимать все на свой счет и начала работать над этим, я стала лучше как игрок». Так робкая девочка превратилась в уверенного плеймейкера, способного громко скомандовать партнерам и повести команду за собой.

Мечта в зелено-золотом

Успехи Мэри Зулу в провинциальном чемпионате и на молодежном уровне не прошли мимо внимания национальных тренеров. В 2022 году 19-летнюю спортсменку включили в состав молодежной сборной ЮАР на международный турнир в Зимбабве. Там она блистала: уже в дебютной игре за молодежку против сборной Зимбабве Мэри отметилась точными передачами и надежной игрой в обороне. Почувствовав вкус международного регби, она загорелась еще сильнее. Возвращаясь домой с первенства, Мэри шептала себе: «Когда-нибудь я надену зелено-золотую форму основной сборной». И этот день наступил гораздо раньше, чем она ожидала.

Мэри в составе Спрингбокс

В декабре 2022 года, накануне Рождества, Мэри проверяла электронную почту на экране старенького смартфона. В папке «Входящие» она заметила письмо от федерации регби ЮАР. «Поздравляем, вы включены в состав женской сборной …» – гласил текст. Глазам своим Мэри не поверила. «Это было невероятно. Я думала, что это какая-то шутка. Я не знаю, сколько раз перечитала то письмо, потому что не могла поверить», – рассказывает она. Казалось, это розыгрыш судьбы: сирота из приюта – и вдруг в национальной сборной! Перечитав письмо раз десять и убедившись, что это не ошибка, Мэри сразу же начала звонить, чтобы поделиться новостью с самым дорогим человеком – своим опекуном. «Как только я получила сообщение, я сразу рассказала об этом своему опекуну. Он был первым, кто узнал», – улыбается она. Мистер Кларк, услышав радостный крик, сначала перепугался: «Что случилось, Мэри?», но вскоре сам прыгал от счастья . В тот вечер в приюте устроили маленький праздник в честь большой победы Мэри: вся ее большая семья – дети, воспитатели – ликовали, будто сборная уже выиграла чемпионат мира. Мэри сделала это! Она – регбистка сборной ЮАР.

«Мы играем для тех, кто в нас верит»

Сейчас в августе 2025 года (на момент написания статьи)  Мэри Зулу готовится к главному турниру своей жизни – Кубку мира по регби среди женщин. Ее имя значится в заявке сборной, и впереди – поездка в далекую Англию, где лучшие команды планеты поборются за мировую корону. Мэри усердно тренируется и не скрывает своего волнения. «Я очень взволнована. Это мой первый Кубок мира, и мы все с нетерпением ждем, чтобы показать лучшую игру», – говорит она в интервью перед стартом турнира. Ее поддерживают не только тренеры и товарищи по команде, но и вся страна. Юная разносторонняя флай-хаф внезапно стала ролевой моделью для тысяч девочек. История Зулу – живое доказательство тому, что спортивная мечта достижима для каждого, независимо от стартовых условий. Она вдохновляет и самих игроков сборной. «Когда Мэри рядом, мы чувствуем особую энергию, – делится капитан команды. – Она никогда не унывает и словно излучает веру в лучшее».

Сама же Мэри остается удивительно скромной. Она посвящает свои достижения тем, кто вырастил и поддержал ее. Перед каждым матчем девушка на мгновение прикрывает глаза и шепчет молитву благодарности. Она уверена: ее успех – это результат усилий многих людей и благословения свыше. «Вот ради кого я играю — ради своей семьи. С их помощью и с Божьим благославлением я оказалась там, где я есть сегодня», – признается Мэри Зулу, когда речь заходит о детском доме, ставшем ее семьей.

Мэри Зулу вспоминает о своем детстве

И все же Мэри до сих пор думает о своей биологической семье. Смотрят ли ее родители? Узнали бы они ее? Живы ли они вообще? «Я никогда-никогда об этом не говорила — потому что это было больно. Каждый раз, когда я видела, как к другим детям приходят их родители, я всегда молилась о том, чтобы однажды мои родители тоже пришли и навестили меня. Эта мысль всегда была со мной. Она остается со мной и сейчас». — признается Мэри. 

Мэри готовится к дебюту на ЧМ

На стадионе гремит гимн ЮАР. Мэри Зулу, выстроившись плечом к плечу с партнершами, поет слова «Nkosi Sikelel’ iAfrika» сквозь подступающие слезы. Она знает, что где-то далеко, у голубых экранов, за нее болеет целый зал: воспитатели отменили тихий час, и все дети приюта в Мандини сегодня хором кричат: «Вперед, Мэри!» Маленькая девочка, оставленная у дверей приюта, прошла через тернии сиротской доли, преодолела боль утрат, упорным трудом выбилась в профессиональный спорт – и вот теперь стоит на мировом пьедестале регби. Это больше, чем личный успех. Это символ надежды для всех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. История Мэри Зулу доказывает: исход матча под названием жизнь не предрешен, и даже самое неудачное начало можно превратить в победу, если найти в себе мужество бороться – и рядом окажутся люди с добрым сердцем, готовые подставить плечо в нужный момент. 

Источники: www.sportsclub.co.za , www.citizen.co.zawww.thetimes.com

Фото: www.sportsclub.co.za , www.citizen.co.zawww.thetimes.com