Лидерство Медведевой вселяет огромные надежды
Оригинал статьи опубликован 3 мая 2017 г. Сарой Брэннен (Sarah S. Brannen) на портале «Icenetwork»
Литературный перевод с английского с незначительными сокращениями и дополнениями: Сергей Румянцев
Первая публикация: «Ледовые параллели Сергея Румянцева» — «Спорт Изнутри» Алексея Зубакова»
Царствование Медведевой на троне женского фигурного катания вряд ли прекратится в обозримом будущем - Getty Images
17-летняя Чемпионка Мира откроет следующий сезон как главная надежда Олимпийских игр
«Icenetwork» скоро объявит о своём выборе в номинации «Человек Года» на 2016-2017 гг. Статья спонсора «Icenetwork» Сары Брэннен (Sarah S. Brannen) посвящена одной из номинанток.
Со времени Кубка России-2015 Евгения Медведева не проиграла ни одного соревнования. В прошлом сезоне россиянка была не просто непобедима, — устанавливая новые мировые рекорды, а затем неоднократно повышая эти показатели на пути ко второму подряд званию Чемпионки Мира, она стала безусловным лидером. Трудно не сказать здесь чего-то наподобие «она разгромила соревнование», — что может показаться странным, когда речь идёт о худенькой розовощёкой девчушке, которой всего-то 17 лет от роду. Но именно эта фраза подходит лучше всего, когда говоришь о возможностях Медведевой.
Комментатор NBC, американский фигурист Джонни Вейр, который имел возможность вволю понаблюдать за Медведевой воочию, не жалеет эпитетов, выражая своё восхищение самой яркой звездой фигурного катания:
«То, что делает Евгению великой — это не просто техника или её способность извлекать максимум из каждого элемента в программе — это её целеустремлённость и способность вживаться в каждый воплощаемый образ, что пробуждает к ней особый интерес, — написал Вейр в одном из сообщений электронной почты. — Её стабильность во время тренировок даёт Медведевой уверенность во время соревнований и позволяет быть не просто их участницей,... а настощей актрисой».
Начиная примерно с 2014 года русские девушки начали отвоёвывать своё место под солнцем фигурного катания. <...> Юлия ЛИПНИЦКАЯ, Аделина СОТНИКОВА, Елизавета ТУКТАМЫШЕВА, Елена РАДИОНОВА — все они медалистки чемпионатов мира, а в случае с Сотниковой (и Липницкой в командном соревновании, — прим. перев.) — чемпионки Олимпийских Игр. <...> Медведева же <...> стала первой после Мишель Кван (2001) двукратной чемпионкой мира (2017).
Именно поэтому в качестве претендентки на номинацию «Человек года» по версии «Icenetwork» я выбрала Медведеву.
Американская фигуристка-одиночница, чемпионка США Карен Чен, которая на Чемпионате Мира 2017 года заняла 4-е место, говорит, что Медведева её по-настоящему вдохновляет:
«Мне кажется, всё, что она делает — просто потрясающе! — рассказала Чен во время последнего интервью по телефону. — Всё, что что она делает, у неё получается настолько непринуждённо и выглядит так легко! Наверное, это и вправду для неё легко. Все её прыжки и вращения безупречны, каждый отдельный прыжок ничем не отличается от другого, — а это именно то, к чему я стремлюсь».
Медведева — стройная (158 см) и ещё достаточно юная девушка, — так что, вполне может подрасти. Крупные, выразительные черты лица подчёркивают одну из сильнейших сторон Евгении: её актёрские способности. Программы фигуристки, некоторые из которых ставил Илья Авербух, требуют передачи в мимике самых разнообразных состояний, — когда она взаимодействует с воображаемыми предметами или невидимыми людьми. С этой задачей Женя справляется безукоризненно. Лучшие фигуристки до неё высказывались о том, что хотели бы стать актрисами. Медведева же, судя по всему, фактически обладает этим редким талантом, — стоит только захотеть.
Евгения получает чистые 10 баллов за артистическую часть компонентов — и вполне заслуженно. Но она также доводит до максимума и все другие оценки, предусмотренные судейской системой, — и это во многом определяет её стабильность.
Все без исключения прыжковые элементы короткой программы последнего сезона приходились у Евгении на вторую половину выступления, а благодаря пяти элементам произвольной, выполненным после временной отметки 2:00, она заработала бонус за соответствие такому показателю, как «хорошо сбалансированная программа».
Большая часть её прыжков по международной системе GOE (GOE — англ. «Grade of Execution», то есть «уровень исполнения») получила оценки +2 или +3, — отчасти за то, что многие из них включают такую особенность, как рука над головой. На Чемпионате Мира 2017 года, проходившем в Хельсинки, Медведева выполнила девять прыжков с одной или обеими руками, поднятыми над головой, а на Командном Чемпионате мира в Токио — даже десять.
«Она умная, она сообразительная, она очень-очень хорошая, прекрасная фигуристка, — говорит спортивный обозреватель Кристин Бреннан (Christine Brennan) из американской газеты «USA Today», — у неё нет слабых сторон, она знает, что должна сделать, чтобы победить, — и она этого добивается».
Трудно найти фигуриста, который бы не уважал Медведеву. Американец Грант Хохштайн (Grant Hochstein), смотревший её выступление на Чемпионате Мира 2016 года, где сам занял десятую позицию в турнирной таблице, был в большом восторге от того, что она делает:
«Она полностью сосредоточена на деталях, — говорит спортсмен, — программа осмысленна: она не просто катается под музыку, она рассказывает историю. Ты чувствуешь сопричастность тому, что она делает и она заставляет тебя понимать музыку так, как понимает её сама. В фигуристке живёт актриса, — это не просто прыжки».
Все, с кем бы я ни общалась, говорили о невероятной стабильности Медведевой. Она необыкновенная фигуристка, — ты смотришь на неё, совершенно не переживая о том, что она может упасть.
«В ней нет неуверенности, — говорит Хохштайн, — она постоянно под давлением, потому что люди ожидают от неё только победы, и если этого не произойдёт, — это будет шоком! Ты весь в напряжении, — не потому, что думаешь, что она пропустит прыжок, но по той причине, что рассчитываешь увидеть нечто особенное».
«Как зритель, ты можешь ни о чём не беспокоиться, глядя на неё, — а это, конечно же, редкое свойство и одна из причин, почему её так любят и уважают, — добавляет Джонни Вейр. — Евгения каждый раз доказывает снова и снова, что она реально намного лучше своих конкуренток. Опять же, — всё это благодаря её стабильности».
«Есть фигуристки, которые могут конкурировать с ней в отдельных категориях: Каролина Костнер — в артистизме, другие россиянки — в уровне прыжков, и так далее, но никто из них не способен собрать это всё воедино, как Женя.»
Американки Карен Чен и Полина Эдмундс (участница Олимпиады 2014 года) в один голос утверждают, что если кто-то захочет превзойти «русский феномен», — ключом к этому будет стабильность.
«На большинстве соревнований она катает чистые программы, поэтому её так высоко ценят, — сказала Эдмундс по телефону. — Это то, к чему мы все так стремимся на соревнованиях.»
«Вся суть — в её способности кататься чисто буквально на каждом соревновании, так что, чистая программа для Медведевой вообще не проблема, — говорит Карен Чен. — В каком-то смысле, она соревнуется сама с собой, и я считаю, что это великолепно!»
Латвийский тренер и технический специалист ISU (Международный Союз Конькобежцев — прим. перев.) Константин Костин, выступавший в соревнованиях за Советский Союз, стабильность Медведевой ставит в заслугу российской школе. Фигуристы в России, как правило, тренируются в группах, а не на индивидуальных занятиях. Чтобы заслужить внимание тренера, они должны хорошо кататься, — и в такой соревновательной атмосфере они находятся каждый божий день.
«Они знают, что они делают, они знают свой режим, они знают, как провести разминку, — говорит Костин. Они все тренируются на одном катке и все вместе проходят хореографию. Они тренируются в группе и подстёгивают друг друга, а тренеры и Федерация поддерживают только лучших из лучших.»
Костин рассказывает, что в России маленьких фигуристов поначалу учат раскручиваться. Затем идёт обучение тому, как правильно приземлять прыжки:
«Когда они маленькие, у них ещё недостаточно развита мускулатура, чтобы выполнять настоящие прыжки, поэтому так важно развивать вращательные мышцы, — говорит Костин. — И к тому времени, как они разовьют мускулатуру и будут знать, как нужно прыгать, — они уже будут знать и как раскручиваться и приземляться».
Исходя из космической высоты, на которой находится Медведева, существует ли у неё пространство для дальнейшего улучшения? Возможно. Есть такая вещь, как рука над головой: некоторым фанатам фигурного катания не нравится её позиция с согнутой правой рукой, почти охватывающей голову. Они сравнивают эту позицию руки в воздухе с новаторским лутцем-тано американского фигуриста Брайана Бойтано (Brian Boitano), — когда его левая рука, почти выпрямленная над головой, создаёт в воздухе эффект удлинения.
Однако в ходе сезона Медведева добавила прыжки с двумя руками, поднятыми над головой, в более вытянутом положении. Тренеры, с которыми мне удалось пообщаться, сказали, что такое положение не только более выразительно, но и более сложно.
Было бы здорово увидеть больше вариаций положения рук: левую руку вместо правой, прыжок с обеими руками, опущенными вниз по бокам или, возможно, прыжок с одной рукой спереди, другой сзади.
Костин желает видеть на льду более зрелое катание и более высокие прыжки. У Медведевой максимально быстрый заход, когда она отталкивается для прыжка:
«У неё быстрые прыжки. Они не гигантские, но они быстрые, — говорит Костин. — А поскольку они ещё не совсем зрелые, — она может немного улучшить и их высоту.»
Теперь немного о другом. Надо сказать, что тема произвольной программы Медведевой вызвала в США немало пересудов.
Видеть события 11 сентября, сыгранные юной русской девушкой, которая во время того теракта была ещё ребёнком: слышать сирены и взрывы, видеть Медведеву, изображающую скорбь женщины, чей муж погиб под обломками Башен-Близнецов — некоторые зрители попросту не ожидали всего этого на соревнованиях по фигурному катанию. Люди говорили о том, что надо было дать некое предупреждение (о присутствии в программе моментов, психологически трудных для восприятия — прим. перев.) и как-то обосновать. Интересно было бы посмотреть, что она готовит к следующему сезону.
Кстати, о следующем сезоне. На сегодняшний день Медведева — столь же серьёзный претендент на Олимпийскую Золотую медаль, как, скажем, Мишель Кван в 1998 и 2002 годах, — что должно напомнить нам о том, насколько непредсказуемым может быть фигурное катание.*
*Американская фигуристка Мишель Кван, претендентка на «золото» Олимпиады 2002 года в Солт Лейк Сити, сорвала тройной флип, в результате чего получила «бронзу», первое же место присудили другой американке Саре Хьюз. Однако автор статьи умалчивает о скандале, суть которого в том, что нашу прославленную фигуристку Ирину Слуцкую после великолепных олимпийских прокатов, по мнению многих, попросту засудили, разрешив ей встать лишь на вторую ступень пьедестала. Цена вопроса заключалась тогда лишь в одном единственном судейском голосе, который и подарили американке. В этом контексте совсем по-иному читаются ниже приводимые слова Кристин Бреннан — прим. перев.
«Сегодня мы вручаем ей Олимпийскую Золотую медаль, — говорит Кристин Бреннан. — Я в спорте с 1988 года. Иногда люди, которым вручили Золотую медаль, не заслуживают её. Если бы я была одной из других претенденток, я бы отлично осознавала, что фигурное катание — это скользкий вид спорта. Нет ничего труднее, чем поехать на Олимпийские Игры и сделать то, что все от тебя ожидают. Давление чемпионатов мира и давление Олимпиады — это две совершенно разные вещи.»
Время покажет, как Медведева отреагирует на то давление, с которым она столкнётся в Пхёнчхане в феврале следующего года. Если она справится с ним так же, как справлялась со всем тем, с чем сталкивалась в течение последних 18 месяцев, — она вернётся в Россию национальной героиней.
Заходите к нам на огонёк: Группа ВК «Фигурное катание | Таланты & поклонники»
Но честно говоря, не нравятся мне все эти разговоры про Олимпиаду. Пусть все идет своим чередом. Надо подходить к этим соревнованиям с той же серьезностью и подготовкой, что и обычно. Не надо ставить все на игры и придавать им слишком много значения. Это только нервозности добавляет.
Не каждая фигуристка может себе позволить такую детскую непосредственность. Согласитесь, было бы глупо, если бы Женя катала кп Погорилой - это смотрелось бы так же неестественно, как если бы Аня пыталась изобразить невинного ребёнка в программе Жени - вот это был бы грандиозный лол. У всех свои амплуа.