Драма гребцов в деталях: вместе всего месяц, ветер сдул их с пьедестала
Наверное, это была главная драма Олимпиады-2024 для нашей команды – в гребле.
Именно так, без преувеличений. Никто больше так сложно и с приключениями не попадал в Париж, как Алексей Коровашков и Захар Петров.
Экипаж-экспромт, вся его совместная жизнь укладывается в месяц подготовки к Олимпиаде. Первый же совместный старт – сразу в Париже. И каноэ – не теннис, где такие истории случаются. Здесь экипажи скатываются годами.
Ради этой Олимпиады Коровашков с Петровым отказались от почти гарантированных 360 тысяч рублей за победу на Играх БРИКС. И остановились в одном фотофинише, в полугребке, в девяти сотых секунды от олимпийской медали.
Как с таким бэкграундом они вообще умудрились бороться за медаль?
А все начиналось для них волшебно.
Олимпийский турнир по гребле (неожиданно) суперпопулярен. 9 утра, будний день, пригород Парижа, байдарка и каноэ... Но дорога от станции до стадиона забита людьми, сплошной поток.
Озеро Вер-сюр-Марн, где соревнуются гребцы, действительно красивейшее место. Нечасто, кстати, бывает, чтобы гребли не на искусственном водоеме, а на озере. Но здесь – заросшие лесные берега, нависающие ивы, лужайки, где массово устраивают пикники...
Даже неспешная формула турнира никого не раздражает. Хотя 11 заездов за три часа соревнований (при том, что время заезда меньше двух минут, а у каноисток меньше минуты) – явно мало. Зато у зрителей есть время понежиться на солнышке.
Коровашков с Петровым уверенно разобрались с квалификацией на днях, сегодня начинали с полуфинала. И выиграли его спокойно, даже сбросив темп на финише, как Усэйн Болт в лучшие годы. Показали лучшее время среди всех заездов и получили главную (пятую) дорожку в финале.
А еще – не оставили никаких сомнений, кто здесь фаворит. Хотя для пары, которая впервые в жизни гребет в одной лодке, и сразу на Олимпиаде, это уже фантастика.
История, как формировалась наша каноэ-двойка на Олимпиаду, будто выдумка. Вот только основное:
Изначальный состав – Захар Петров и Михаил Павлов. Именно эта двойка должна была в июне бороться за олимпийскую лицензию на чемпионате Европы в Венгрии.
⬇️
В апреле МОК лишил Павлова нейтрального статуса за лайки в соцсетях. Как объяснил Михаил, «им не понравилось, что я в соцсетях поддерживал президента своей страны». Павлов планирует снова подать заявку на нейтральный статус, но на Олимпиаду уже не попал. В составе двойки его заменил Иван Штыль.
⬇️
Но Петров – еще и сильный одиночник. Решили, что на квалификации он будет бороться за лицензию в одиночке, а двойку поедут Штыль и Алексей Коровашков.
⬇️
Коровашков и Штыль победили на чемпионате Европы, Петров стал вторым в одиночке. Все трое получили олимпийские лицензии. Однако 28 июня МОК не включил Ивана Штыля в список допущенных к Олимпиаде.
⬇️
Единственным вариантом для Парижа осталась двойка Коровашков/Петров. Но они никогда не сидели в одном экипаже, а еще гребут с одной стороны. Это серьезный минус, обычно таких спортсменов в одну лодку не сажают. А переучиться нельзя, это примерно как левша или правша – руку/сторону выбирают раз и на всю жизнь.
Посмотрите, Коровашков/Петров – единственный «односторонний» экипаж не только в финале, а вообще среди всех участников!
У них 13 лет разницы (Коровашкову – 32, Петрову через три дня исполнится 20) и совершенно разные пути к этой Олимпиаде. У Петрова карьера только начинается, весь опыт международных стартов укладывается в тот самый летний чемпионат Европы.
Коровашков за долгие годы в гребле пережил многое.
В Лондоне-2012 взял олимпийскую бронзу в двойке. Через два года в Москве вместе со Штылем установил мировой рекорд – он, кстати, держится до сих пор! В Рио-2016 не попал из-за Родченкова. В 2017-м получил 4 года дисквалификации за ЭПО, обнаруженный во внесоревновательной пробе. В 2021-м вернулся в греблю, в 2024-м получил нейтральный статус.
Похоже ли все это на нормальную подготовку к Олимпиаде? И как с таким бэкграундом парни умудрились бороться за медаль?
«Ехали за победой. Но погода не под леваков»
Но они не просто боролись, а были близки к этой награде. Со старта шли уверенно вторыми вслед за китайцами, даже чуть не зашли на их дорожку – как раз из-за того, что гребут на одну сторону. Потом чуть сбросили – видимо, помешал боковой ветер. Его не любят все каноисты, но для «односторонних» экипажей это особенно критично.
В финишный створ Коровашков с Петровым заходили одновременно с экипажами из Италии и Испании. Сразу высветился фотофиниш. Алексей с Захаром пытались отдышаться и буравили взглядом табло. А потом сначала итальянцы, затем испанцы стали радостно бить веслами по воде. Наши замерли: а вдруг? Вдруг все-таки чудо?
Но чуда не было, суровая электроника отдала медали не нам. Девять сотых секунды – это даже не один гребок, микродвижение.
Что они в итоге четвертые, Коровашков с Петровым узнали только в смешанной зоне. Захар по инерции улыбался, а Коровашкова накрыло. Отошел в сторону, оперся о заграждение, опустил голову. Потом заговорил.
– ######, – выдохнул Алексей. – Может, еще фотофиниш посмотрят? – а потом понял, что все уже решено.
– Ветер правый, а мы оба гребем слева. Нам очень тяжело было рулиться. Мне. Именно это и сработало. Под конец у нас лодка уходила вправо – и мне нужно было пропустить гребок, чтобы удержать. Иначе бы переехали дорожку – нас отстранили.
– Показалось, и на старте чуть не зарулились – подснесло вас…
– Было такое.
– В истории вообще были случаи, когда спортсмены на топ-уровне гребли с одной стороны?
– Да вроде нет, – задумался Петров.
– Не было, – подтвердил Коровашков. – Да вы сами все знаете – мы сели-то вместе всего месяц назад...
– Поэтому даже выход в финал – хорошо?
– Конечно, нет! – отрезал Петров. – Мы ехали сюда за победой! Просто с погодой не повезло.
– В полуфинале вы показали время быстрее, чем в итоге у победителя.
– Да вот как раз потому что ветра не было!
– Как вы могли ехать за победой, если сели вместе всего месяц назад и гребете с одной стороны?
– Верили и стремились. Все было реально.
– Алексей, помните первую реакцию, когда узнали, что Ивана Штыля не пускают на Игры?
– Когда стало ясно, что нас с Захаром допускают, было понятно: надо пробовать. Что делать, руки опускать? Мы профессионалы, что-то должно было получиться.
– Если бы месяц назад вам сказали, что займете четвертое место на Олимпийских играх?
– Мы бы сказали: мало, – моментально отреагировал Петров. – Просто погода тут была, конечно, не под леваков.
– Да и месяца маловато, – добавил Коровашков.
– Выглядишь так, как будто это самое обидное выступление в карьере.
– Да так и есть!
***
У Захара Петрова завтра еще будет шанс в одиночке. Для Коровашкова Олимпиада закончена. Ему говорили, что даже четвертое место с таким бэкграундом – это круто. Но кого бы на его месте это утешило?
Олимпийские игры-2024
Париж, Франция
Гребной спринт
Мужчины
Каноэ-двойки, 500 м
1. Лю Хао – Цзи Бовэнь (Китай) – 1.39,48
2. Габриэле Касадеи – Карло Таккини (Италия) – 1.41,08
3. Хоан Антони Морено – Диего Домингес (Испания) – 1.41,18
4. Захар Петров – Алексей Коровашков (Россия) – 1.41,27
Фото: Oscar J Barroso/Keystone Press Agency/Global Look Press; East News/Europa Press via AP, Olivier MORIN / AFP, ; РИА Новости/Михаил Воскресенский