14 мин.

Я пробежал полумарафон у Мертвого моря без подготовки – 10 впечатлений

Израиль, кроссовки, еда.

Когда нашему автору Глебу Чернявскому предложили съездить в Израиль и протестировать марафон на трассе возле Мертвого моря, ни он, ни более сильные бегуны Спортса” не смогли – тогда Глеб предложил мне, так как я немного бегаю.

Я выбрал 21 км и полетел 4 февраля. Если вы задумываетесь начать бегать или бегаете и хотите попробовать пробежать конкретный забег. Или вообще хотите поехать в Израиль, нам есть о чем поговорить.

№1. Или готовьтесь, или поговорите с человеком, кто оценит ваши шансы

До этого я бегал стабильно, но легко и для удовольствия. Мне просто нравилось переключать голову и слушать музыку на пробежке – пульс 145, 10 км/час. Если напрячься, мог сделать 10 км за 50 минут. В последний год даже это поднадоело. И я оставил себе два футбола в неделю, турник и домашние тренировки.

О том, что побегу 6 февраля, мне сказали 18 декабря. С одной стороны, чистых семь недель. С другой – в эти семь недель входили две сложные поездки, время с семьей на Новый год, русская зима и дорога до Израиля.

Надежда была на отпуск в Сочи в конце января: 10 дней в отличном климате и без работы. Перед отпуском я написал автору Спортса’’ Владимиру Иванову, что лучше сделать, и получил неожиданный, но офигенный ответ:

«Вообще не парься. Ты за 10 дней ничего не сделаешь, будет только хуже, если загонишь себя. Если бежишь десятку за 50 минут, тебе с запасом хватит прокатить половинку. Просто бегай легко и поддерживай форму. Ты тренированный, точно все будет нормально. Постарайся вообще не думать ни про время, ни про результат, а получить удовольствие».

№2. Чем больше информации, тем лучше

Даже погруженный бегун-любитель, конечно, сумел бы сказать, что мне можно было улучшить (полагаю – все). Но так вышло, что я хотел пробежать половинку, а полноценно погружаться в беговое сообщество – нет. Хотелось нового.

Я сходил на тесты в спортивную лабораторию и попросил спортивного физиолога Виталия Рыбакова расшифровать результаты. В лабораторию попал в январе (к этому времени уже было готово разрешение на въезд в Израиль), а созвонились мы перед моим выходом на посадку.

Виталий посмотрел данные и сказал, что для легкого бега все отлично, для темпового – все плохо. Но быстро оценил, как организм расходует энергию, и посоветовал две вещи: бежать совсем легко (130-135 ударов при темпе 6:30 на километр) и обязательно поесть на трассе. Из интересного: закинуть не только углеводы, но и чуть-чуть жиров – «например, шоколадку». Через полтора дня после этого разговора несколько кусков горького «Бабаевского» улетели на 15-м километре.

№3. Что происходит в Израиле

Когда меня позвали, было достаточно увидеть вот это видео, чтобы согласиться. Не уверен, что спорт вне политики, но природа вне политики точно.

Разумеется, если ты живешь в России, пользуешься мозгом и соцсетями, то, получив билеты на прямой рейс до Тель-Авива, спросишь себя: «А как там?» Если коротко: пять часов летишь, слушая разговоры на русском. Прилетаешь в аэропорт Бен-Гурион. Заселяешься на английском. Сразу бросаются в глаза очень душистые гели для душа в номерах и мраморный пол в коридоре номера. Спишь и попадаешь на завтрак.

Мой товарищ (с отчеством Маркович) чуть позже напишет сообщение: «Как тебе может нравиться местная еда? Там же мяса нет». Во-первых, есть, во-вторых, Израиль оказался прекрасным местом по качеству зелени, яиц, овощей и хлеба, по соусам с пряностями. Завтраки в трех из трех отелей – топ.

Тебе показывают огромные площади с фермами на границе с Иорданией, где тайцы выращивают и сортируют базилик и томаты. Там же рассказывают, что за качеством еды в стране внимательно следят.

Очень много русской речи. Мы едем в составе группы журналистов, и гид уточняет, что в Израиле на русском говорит каждый восьмой. У нас, например, это водитель автобуса:

– Я Миша.

– А тут вас как зовут?

– Мухаммед.

– А откуда знаете русский (у Миши очень необычный акцент, как будто не в тех местах стоят пробелы между словами)?

– Ой, ребята, это очень сложный вопрос.

Миша невысокий, но крепкий мужчина со стальным взглядом. В кино он мог бы сыграть ветерана секретного спецназа, который до сих пор в силах. Говорим с ним сразу после выдачи стартовых пакетов. Мой номер 3721. Из Москвы пишут: «В 37 решил пробежать 21. Отлично». 

№4. Как подготовка к забегу помогла сформировать «атомную привычку»

Посмотрел несколько видео, как лучше провести последние сутки перед забегом. В одном говорили, как поесть, в другом – как размяться, в третьем – как провести последние сутки и что будет на первом марафоне. Накосячил почти везде.

На ужине было сложно удержаться и не попробовать новую еду. Старт был в 06:45, и поспать 8 часов было бы нереально – решил вставать в 04:45 и позавтракать минимально. На старте долго не мог понять, куда идти, плюс снимал сюжет на видео и из-за этого провалил разминку.

С одной стороны, кажется, что слишком много ошибок. С другой – любой человек понаделает ошибок, когда будет делать что-то многокомпонентное впервые. Но, если смотришь, как это делать правильно, хотя бы формируешь идеальную модель и пробуешь к ней стремиться. И даже если ты сделал 66%, это все равно 66% от идеальной модели, а не набор хаотичных действий.

№5. Как в итоге пробежал

02:07:07. Изначально думал уложиться в два часа, но решил слушать тех, с кем советовался. В итоге получил самую приятную спортивную нагрузку за долгое время. Начал с пульса 135 – так прошли первые 11 км. Потом поднял до 150 и сделал еще пять. На последние пять решил бежать 160 ударов в минуту и на последних 500 метрах ускорился.

Очень помог совет не обращать внимания, если вас кто-то обгоняет на старте. Зато на финише реально получилось прибавить и я сам обгонял большую часть из тех, к кому скатился в своем темпе.

По ощущениям, можно было бы сделать и за два часа, но я слишком мало спал, а ночью желудок устроил фестиваль после незнакомой еды. Плюс на ходу снимал и комментировал.

№6. Что такое бежать у Мертвого моря

Как будто на другой планете. Весь кайф трассы, что примерно половину маршрута бежишь поперек моря, по косе между берегом и большой дамбой на границе Израиля и Иордании. Потом – по самой дамбе и обратно. Покрытие меняется: плитка, твердый, как гранит, соляной грунт и реже песок с камнями. Пишут, что погода в это время года может быть разной, но мы стартовали после очень красивого рассвета и попали в идеальные +17-20 градусов.

Около тысячи раз в Израиле вам скажут, что это самая низкая точка суши на планете, но для неопытного бегуна почти никак не ощущается. Только к концу второго часа начинаешь чувствовать, как пот на лбу стал более густым и вязким из-за соли. Пробую съесть шоколадку на дистанции, но во рту почти нет слюны – будто просто перемалываешь ее зубами, но она не тает и не имеет вкуса.

Победитель делает половинку за 01:12:58. Марафон здесь выигрывают с результатом 2 часа 38 минут.

№7. Что такое Израиль в 2026 году

Иногда фотоотчеты создают впечатление, что марафон – это еще и парад чудаков и костюмов, но необычных людей единицы на десятки тысяч. Фитнес-блогер из нашей группы бежит в костюме Бэтмена. Несколько человек бегут парами, связанными белой ленточкой в районе локтя. И бросается в глаза, как много людей на дистанции с портретами военнослужащих на футболках. Без знания языка сложно понять, живым или ушедшим людям это посвящено, но встречается достаточно часто.

О вооруженных конфликтах здесь говорят спокойно – как о данности. Как о проблеме, которую нельзя игнорировать: «Мы бы хотели, чтобы однажды открыли границу с Иорданией, у нас никогда не было проблем». Или: «…но, как вы знаете после 7 октября…» И дальше какая-то самая очевидная мысль.

На марафоне почти нет полиции и рамок для досмотра. Зато в Иерусалиме, помимо полицейских с автоматами, несколько раз за день встречаешь в городе парней в обычной одежде с М-16. Честно, выглядит по-своему брутально: джинсы, кеды adidas, худи и через плечо вместо модного рюкзака перекинута винтовка. Почти на всех поверхностях города попадаются стикеры с изображениями или погибших при теракте, или военных.

За четыре дня поездки не было никаких проблем с общением на русском: в кафе, на границе, в магазинах и на улице люди спокойно говорят с тобой на твоем языке, если знают. Показалось, что у местных хороший врожденный юмор: фотографируя меня с медалью, девушка аккуратно посоветовала мне надеть ее на голову, я сказал, что до последнего сомневался, что голова пролезет в ленту. Водитель Миша учит нашего гида говорить «Ты права, моя дорогая», уточняя, что это лучшая фраза для дома.

В Иерусалиме много молодежи, одетой в традиционную одежду, мимо нас проходит колонна парней лет 15-16, которые, обнявшись, поют что-то религиозное. О религии говорят очень много: во всех экскурсиях это основная тема, в центре Иерусалима за 15 минут можно зайти и в армянскую церковь, и в церковь Александра Невского, и подойти к стене плача, и пройти тем же маршрутом, которым шел Иисус. О каком-то религиозном сюжете говорил практически каждый, кто выступал перед нашей группой.

№8. В каких кроссовках бегают любители

После финиша решил провести простейший эксперимент – посчитать, какие кроссовки пользуются спросом у обычных бегунов на популярном марафоне. Просто записывал в заметки те бренды, которые быстро узнавал на человеке, и ставил плюсы напротив. Решил остановиться, как только заберусь за 100 опознанных пар.

Итоги:

● Reebok, Mizuno, Altra, Li Ning – по одной

● Salomon (а это был партнер забега) – 2

● New Balance – 3

● Asics – 6

● On – 7  

● Nike – 9

● Adidas – 14

● Brooks – 17

● Saucony – 20

● Hoka – 35.

№9. О чем говорят на английском языке

Четыре дня я провел в группе журналистов и блогеров. Подборка такая, будто вы участвуете в реалити-шоу, а не бежите каждый выбранную дистанцию:

● Девушка из Индии с 450к подписчиков, китаянка Жанин, со смехом признавшаяся, что выучила европейские города благодаря футболу.

● Двое мужчин, которые в 45+ бегают лучше меня, Том из Австрии и Жюльен из Франции. Последний планировал взять самую большую дистанцию, 50 км, ошибся на маршруте и сделал 57 км. Просто ужас!

● Журналистка из Бразилии, англичанин и немец.

В рамках смол-тока устраивал блиц по ММА. Итоги таковы: француз не слышал про Сирила Гана, англичанин знает, кто такой Том Аспиналл, бразильянка тут же сказала: «О! ММА! Грейси Фэмэли, е?» Коллега из Австрии не слышал про Александра Ракича.

Честно, давно не общался настолько тепло в настолько незнакомой компании. Обсудили почти все – в частности, умные часы. «Для Apple ты всегда молодец, а для Garmin – больной и слабак. Я сделал разминку перед марафоном, и мой гармин говорит мне: «На сегодня достаточно, иди домой», – смеясь рассказывает Жюльен, который сделал после этого 57 км.

На последнем обеде мы заходим в израильское кафе. Вообще, здесь почти везде стиль кухни хорошо описывается словами «домашняя еда». Приносят рис с обжаренным луком и пряностями. Едим его вместе с коллегой из Китая. Фото этого процесса я кидаю в чат с подписью: «Большая политика в маленьком кафе: Россия и Китай едят рис с одной тарелки. Подумайте об этом». В ответ приходит много смеющихся смайлов.

№10. Поехал бы я во второй раз?

Регистрация на марафон стоит 8,5 тысяч рублей. Стартовый пакет: номер с чипом, футболка и пакет овощных чипсов.

Поселиться можно рядом со стартом, но в дорогом спа-отеле и еще два-три дня расслабляться на Мертвом море. А можно приехать на шаттле из Тель-Авива.

Для перелета есть прямые рейсы из Сочи и Москвы – 30-35 тысяч туда и обратно.

За четыре дня поездки не было никаких проблем с общением на русском: в кафе, на границе, в магазинах и на улице люди спокойно говорят с тобой, если знают язык. Показалось, что у местных хороший врожденный юмор: фотографируя меня с медалью, девушка аккуратно посоветовала надеть ее на голову, я сказал, что до последнего сомневался, что голова пролезет в ленту.

Ощущения от поездки правильнее всего описать так: я бы приехал еще раз в первый раз. Все недостатки, что стартуешь в непривычных условиях и на новом месте, окупаются тем, насколько тебе интересно смотреть, какая картинка будет в следующие 500 метров. И картинка почти всегда замечательная.

Появилось стойкое желание тренироваться дальше, но бегать на время в каких-то интересных местах и по интересным маршрутам.

На обратном пути в аэропорту на одном из пунктов контроля тебе задают гораздо больше вопросов, чем это происходит примерно везде. Продолжается около пяти минут. Говорящая на русском девушка зовет коллегу, и тот начинает уточнять на английском: «Вы бежали или только смотрели?.. А сколько? А за какое время? М! Неплохо». Тут, конечно, пограничник соврал.

А я побоялся, что он скажет: «Что ж, мы должны сейчас проверить, можете ли вы пробежать 21 км за 127 минут!» Но он пожелал приятного полета и выпустил из страны.

Боец ММА сильнее обычных людей в два раза – правда ли это? Проверили на себе

Фото: Вадим Тихомиров; Dead Sea Marathon, Жюльен Гиллерон