6 мин.

Неизвестное о Кирсти Ковентри: попала в МОК, когда конкурента сняли из-за... леденцов

Кирсти Ковентри из Зимбабве стала 10-м президентом Международного олимпийского комитета. У нее 49 голосов; одним меньше – и был бы второй тур.

Ковентри уже в истории:

● первая женщина-президент МОК; 

● первый президент МОК из Африки; 

● самый молодой президент МОК после Пьера де Кубертена (ей 41, ему было 33).

Кирсти – министр спорта на родине и легенда плавания: двукратная олимпийская чемпионка и экс-рекордсменка мира, выступала на пяти Олимпиадах (с 2000-го по 2016-й). У Ковентри 7 олимпийских наград, она самая титулованная спортсменка африканского континента.

Но несмотря на блестящую карьеру в бассейне и затем в политике, Кирсти далека от открытости и публичности.

Вот 5 историй, чтобы познакомиться с ней поближе.

Единственная, кто обошелся без профессионалов в предвыборной гонке

Очевидное: Ковентри выиграла выборы в МОК благодаря поддержке теперь уже почетного президента Томаса Баха. Немец не скрывал, что в качестве преемника видит именно Кирсти.

Ковентри – новый босс МОК, она ставленница Баха. Что это значит для России?

Любопытный штрих: Ковентри – единственная из семи кандидатов, кто в рамках предвыборной кампании не прибегал к услугам профессиональных агентств.

У нее не было копирайтера или имиджмейкера, она минимально продвигала программу в медиа, а предвыборную речь для сессии МОК писала вместе с мужем.

Особенно обидно, наверное, главе World Athletics, лорду Себастьяну Коу: он вложился в агитацию во всех смыслах, был фаворитом у букмекеров, а получил смешные 8 голосов.

Родила второго ребенка, уже ведя гонку за пост – дочке всего 5 месяцев

Ковентри не афиширует личную жизнь, но известно, что больше десяти лет она замужем за Тайроном Соуардом – он был ее менеджером во времена спортивной карьеры.

В 2019-м у пары родилась дочь Элла.

Ковентри потом рассказывала, что узнала о беременности спустя 4 дня после того, как стала министром спорта.

«У людей много стереотипов, они думают, что молодая мама не может заниматься ничем, кроме семьи. Но меня это удивляет. Я долго откладывала рождение детей. И вот теперь, когда наконец можно одновременно быть женой, матерью и полноценно работать, люди все равно воспринимают это как нечто негативное».

Возможно, из-за стереотипов Ковентри не афишировала вторую беременность. У нее нет фото в соцсетях, никаких официальных поздравлений не звучало, но известно, что менее чем за полгода до выборов Кирсти родила девочку. 

Ковентри чудом попала в МОК – конкурентов убрали в суде за неправильную агитацию

Кирсти в 2012-м выиграла выборы в комиссию спортсменов МОК.

Правда, выиграла только после решения Спортивного арбитражного суда (CAS). На самом деле она набрала пятую сумму голосов, а в МОК проходили четверо.

Впереди Ковентри тогда оказались японский метатель молота Кодзи Мурофуси и тхэквондист из Тайваня Му-Йен Чу, оба олимпийские чемпионы. Но МОК аннулировал их результаты за нарушения при проведении предвыборной кампании.

Дело в том, что агитация при выборах в комиссию спортсменов строго регламентирована – как, собственно, и все другие процессы в МОК. Кандидатам можно привлекать сторонников только в специально отведенных местах в олимпийской деревне.

А Чу, например, придумал раздавать леденцы, Мурофуси – листовки членам команды Японии. Был еще австралиец Джеймс Томкинс, его наказали за ростовую куклу кенгуру, которая прогуливалась по деревне.

Чу и Мурофуси обратились в CAS. Для японца избрание было особенно важно, потому что тогда Токио боролся за Олимпиаду. Но суд занял сторону МОК – так Ковентри оказалась в комиссии спортсменов.

Интересно, что вместе с ней прошел Тони Эстанге – будущий председатель оргкомитета Игр-2024 в Париже.

Пока Ковентри выигрывала выборы, в Зимбабве нашли грабителей ее дома

10 марта родителей Ковентри в Хараре (столица Зимбабве) ограбили.

Двое с ружьями ворвались в помещение, связали папу и маму Ковентри и вынесли из дома имущество более чем на 90 тысяч долларов: 15 тысяч наличными, ювелирные украшения на 60 тысяч, три фена, наушники за 5 тысяч, несколько чемоданов и плавательные костюмы, в которых Кирсти выступала на Олимпийских играх.

И вот накануне, пока Ковентри выигрывала выборы в МОК, полиция Зимбабве поймала преступников. Ими оказались родные братья. Часть украденного имущества они вернули.

В Зимбабве Кирсти обвиняли в коррупции – послала на Игры 9 спортсменов и 74 человека в персонале

Карьера Ковентри после спорта не безупречна, критики хватало.

В 2008-м она получила за 4 олимпийских награды 100 тысяч долларов – и народ Зимбабве этого не понял. «Как она могла взять деньги, когда люди в стране голодают из-за гиперинфляции?» – говорили на местном ТВ.

Сейчас Ковентри – министр спорта в кабинете президента Эммерсона Мнангагвы. За жесткость его называют крокодилом, Кирсти – единственный белый министр в его команде.

В местной прессе Ковентри часто критикуют, главная претензия: еще с 2020-го футбольная сборная Зимбабве лишена права проводить домашние матчи из-за проблем с безопасностью на стадионах. Решить этот вопрос Кирсти до сих пор не сумела.

Еще одна зацепка: на Игры-2024 в Париж от Зимбабве поехали 9 спортсменов, медалей они не завоевали. Но на эти 9 человек поехали еще... 74 человека в составе официальной делегации!

Сам Мнангагва пришел к власти в 2017-м в результате военного переворота. За нарушение демократических принципов и прав человека он находится под персональными санкциями Евросоюза, США и Великобритании. При этом Кирсти вовсе не дистанцируется от президента страны.

Они вместе объявили о намерениях Зимбабве бороться за право проведения Кубка мира по крикету в 2027-м.

Мнангагва одним из первых поздравил ее с победой накануне.

А еще зимбабвийский президент в прошлом году приезжал на ПМЭФ и говорил о желании вступить в БРИКС.

Правда, до Игр БРИКС в Казани сборная Зимбабве так и не доехала.

Может быть, теперь – при Ковентри – сборная России доедет до Олимпиады-2026?

Фото: Cao Can/XinHua/Global Look Press; East News/AP Photo/Thanassis Stavrakis, AP Photo/Tsvangirayi Mukwazhi; instagram.com/officialkirstycoventry; insidethegames.biz; Gettyimages.ru/Koichi Kamoshida; РИА Новости/Иван Секретарев