«Главное — это слышать своего ребенка», — история следж-хоккеиста из Екатеринбурга
Денис и Женя — братья, и оба мальчика занимаются следж-хоккеем. Тренировки приносят настоящее удовольствие и ребятам, и их маме, а турниры и вовсе становятся «настоящим приключением». Историей своих детей с нами поделилась Алена Булатова.
Сын захотел заниматься благодаря тренеру
Следж-хоккеем у меня занимаются два сына. У старшего ДЦП, а у младшего проблемы с ментальным развитием. Мальчики учатся в одной коррекционной школе «Эверест». Хорошо, без троек, стараются. У нас вообще отличная школа! Учителя такие, которых уже не делают. Не просто ставят тройку, а стремятся чему-то научить. Сначала мы отдали туда Дениса, а потом я договорилась, чтобы в «Эверест» взяли и второго ребенка, хотя инвалидности у Жени нет. Он постоянно уходит в себя. Например, если нужно попросить его что-то сделать, приходится или несколько раз повторять, или поймать, посмотреть в глаза и сказать: «Надо сделать вот это», — только тогда Женя услышит. Успехи в спорте у него пока не такие заметные, как у Дениса, но есть один момент, который лично для меня очень важен. Причем это замечаю не только я, но и другие люди. Видимо, заниматься хоккеем Жене так нравится, что он научился слышать с первого раза. Ведь реакция на льду требуется мгновенная: доли секунды, и шайба уже пролетела мимо тебя. Удивительно, но иногда Женя реагирует на ситуацию даже быстрее, чем другие, что для меня огромный жирный плюс.
Команда по следж-хоккею в Екатеринбурге существует достаточно давно, так что про этот вид спорта я уже слышала. Смущало, что нужно далеко ездить. Но однажды «Уралец» пришел в школу, где учатся мои дети, чтобы провести тренировку на земле. И Денису (именно он начал заниматься первым) очень понравился тренер Дмитрий Сергеевич! Он попробовал достаточно много всего: плавание, легкая атлетика, пауэрлифтинг — есть, с чем сравнить. Так что изначально захотел заниматься следж-хоккеем именно благодаря тренеру, а уже потом втянулся окончательно. Когда первый раз вышел на лед, конечно, получалось мало — как у всех. Но Дмитрий Сергеевич сразу увидел в сыне потенциал и сказал, что он может стать очень приличным игроком. Услышав это, Денис стал стараться еще больше. Следж-хоккей вообще дает ему очень много. Были серьезные проблемы со спиной: сын криво сидел. И буквально после двух месяцев ледовых тренировок мы заметили, что Денис сидит ровно. Я и раньше слышала выражение «реабилитация через следж-хоккей», но, что это значит, до конца не понимала. Думала: «Руки будем качать, и все». А оказывается, вот что это такое! Я вижу успехи сына на льду. Несмотря на то, что не могу назвать Дениса азартным, сейчас он стал гораздо быстрее ездить. И уже забросил свою первую шайбу! Причем левой рукой, хотя он правша. Это еще больше вдохновило сына!
Помогло общение с мамами особенных детей
Денису 14 лет, а Жене — 11. Разница в возрасте у ребят небольшая. Не могу сказать, что они не разлей вода, но, в целом, ладят. Ситуаций, в которых они бы ссорились, дрались, не бывает. В этом смысле нам с мужем повезло. Если одному не нравится, что предлагает другой, мальчики спокойно расходятся по комнатам. Хотя ребята разные во всем: и внешне, и по характеру, — они принимают друг друга и, что самое важное, помогают. У них чувство взаимовыручки развито на интуитивном уровне, ведь оба растут среди людей, которым постоянно нужна помощь. Да и Денис у нас перенес несколько операций, после которых некоторое время не мог ходить. Младший брат, хоть и был маленький, всегда старался помочь: то воду принесет, то игрушку притащит.
Конечно, сначала я, как и все, не находила себе места. Но мне очень помогло общение с такими же мамами, как я, — мамами особенных детей. Можно найти «группу поддержки» у себя в городе или просто в интернете. Конечно, пока сам не пройдешь через все это, не поймешь, но поддержка очень нужна. Например, у моего сына в маленьком возрасте постоянно появлялись новые диагнозы. Проходили дополнительные обследования, и каждый раз что-то вылезало. Иногда думала: «Господи, да когда же это закончится?» — руки опускались. Но писала в группу: «Девочки, у кого было что-то подобное?» — и откликались, уверяли, что ничего страшного в этом нет. Кстати, особенно трудно, как оказалось, принимают особенных детей мужчины. Сильный пол здесь женщины.
Дала возможность попробовать разные виды спорта
Оба ребенка очень творческие. Они рисуют. Конечно, не как художники (специально мы этому не учились), но очень прилично, по сравнению со многими другими ребятами. Рисуют преимущественно комиксы и мультики — то, чем увлекаются сами. Денис пошел на курс по созданию сайтов. У него явно не математический склад ума, поэтому крутым программистом сын вряд ли станет, а вот оформлять сайты — вполне. Ведь здесь нужен творческий подход: фон, шрифт, визуализация. Это все он чувствует. Еще Денис и Женя лепят. Любовь к этому занятию пришла, когда мальчики стали посещать кружок по керамике в школе. Сейчас они предпочитают пластилин, но делают настолько детальную проработку своих персонажей, что я поражаюсь: вплоть до ресничек и веснушек. У меня бы ни таланта, ни терпения не хватило. Думаю, творческая жилка — в папу. Хоть он у нас и полицейский на пенсии, с детства очень любит рисовать. Была мечта стать художником, но признанных мастеров раз, два и обчелся, а кушать хочется всегда. Сейчас помогает сыновьям со школьными стенгазетами, и делает это с удовольствием. Когда ребята ходили в детский сад, мастерил бесконечные поделки, даже создавал игрушки. Когда вышел мультик «Валли», он из дерева сделал классный макет сантиметров 50 в высоту и покрасил его аэрозольной краской. Выглядит как живой Валли!
Мы поддерживаем любые начинания детей, но все же упор делаем на спорт. На мой взгляд, для их физического состояния это эффективнее, чем по несколько часов сидеть за мольбертом. Я изначально дала детям возможность попробовать разные виды спорта, потому что не узнаешь, пока не попробуешь. Хотелось найти то, что было бы и по душе, и по возможностям. Ходили мы в легкую атлетику — там каждый за себя. Нет чувства команды. Одна из самых популярных командных игр — футбол, но ноги у старшего сына не сильная сторона. Причем проблема не только в том, что Денис плохо ходит, — он быстро устает: полчаса на ногах, и уже надо посидеть. Хотя я знаю многих детей из нашей школы, которые занимаются футболом и даже достигают результатов, хотя лично я никогда бы не подумала, что им это по силам. А вот в следж-хоккее совпало все — мы втянулись. Еще недавно уверяла, что не буду ездить на тренировки каждый день, а теперь надо мной подтрунивают другие родители: «Ну-ну, а кто говорил?» И Денис получает огромное удовольствие от занятий, а в таком случае, я думаю, нужно сделать все, чтобы была возможность тренироваться. Ведь здесь одни плюсы: и физическое развитие, и общение, а турниры — это вовсе отдельное приключение и воспоминания на всю жизнь. Главное — это слышать своего ребенка и понимать, чего он хочет.