11 мин.

Завороженный «Замбони». Расти в пустыне и стать звездой хоккея

История Остона Мэттьюса, первого номера драфта-2016.

Без сомнений, резиденция Мэттьюсов, что располагается в Скоттсдейле, штат Аризона, очень милое местечко. Но, когда Остон рос, он не горел желанием слишком подолгу оставаться в четырех стенах, даже в эру компьютерных игр. Ведь на улице всегда можно было найти что-то поинтереснее. В районе было полно детей, которые играли днями напролет во все, что только можно было придумать: футбол, бейсбол, хоккей…

Часть ответственности за это на себя должен взять отец Остона, Брайан. Бывший питчер команды колледжа, поигравший на полупрофессиональном уровне, любил кидать мяч со своим сыном: «Я постоянно старался придумать что-то новое. Учил его разным трюкам. Он никогда не знал, какая подача его ждет. Но с детства его отличала великолепная реакция».

Остон рос неплохим кэтчером и тренеры настоятельно рекомендовали забросить, по их мнению, бесполезный хоккей. Но, когда в 13 лет пришло время выбирать, у бейсбола не было шансов. «Остон был лучшим бейсболистом, чем хоккеистом, – говорит его мама Эма. – Но игра была недостаточно быстрой для него. Ему требовалось больше движения».

alt

И таким Остон остался до сих пор. Постоянно в движении. Из Аризоны – в Мичиган, Швейцарию и Россию. В любое место, куда его зовет хоккей. И следующий шаг – выход на подиум драфта-2016.

Все скауты сходятся во мнении, что Мэттьюс представляет из себя редкий талант, вокруг которого можно построить команду. Доминирующий центр с отличным катанием, инстинктами и габаритами. Но до него никто из талантливых североамериканских проспектов не отправлялся играть в Европу в столь юном возрасте. Подписав однолетний контракт с «Цюрихом» из чемпионата Швейцарии, Остон, можно сказать, совершил революцию. Более того, этот шаг полностью оправдал себя. Мэттьюс оказался одним из лучших нападающих чемпионата, став первым снайпером «Лайонс», несмотря на то что пропустил целый месяц из-за травмы спины.

Еще месяц он потерял из-за того, что ждал разрешения на работу в новой стране. За это время он имел возможность лучше познакомиться с новым миром, в который попал. Он прошел через все круги посвящений, которые проходят все новички и молодые игроки. Уборка автобуса, ношение сумок ветеранов… Так как в чемпионате Швейцарии действует лимит на легионеров, и каждая команда имеет право заявить только четырех иностранцев, появление столь молодого игрока стало большим событием. Все взоры были обращены на Мэттьюса, но это его нисколько не пугало. «Он быстро завоевал симпатии швейцарских игроков, – объясняет Марк Кроуфорд, главный тренер «Цюриха» в прошедшем сезоне. – Он не нуждался в особом отношении, об этом даже не было речи… Швейцарцы могут быть циничными, но даже они сказали: «Черт, да этот парень талантлив».

Теперь Остон уже может спокойно проанализировать прошедший сезон. О времени, проведенном в Швейцарии, напоминают командные фотографии и шоколадки. Да, это был риск. Но риск, который себя полностью оправдал.

alt

Если и есть качества, которые выделяют его на фоне сверстников, то это невероятные спокойствие и уверенность в своих силах. Именно это позволяет ему отваживаться на то, что не по плечу многим молодым парням. Остон не боится брать игру на себя, старается вести за собой партнеров. И даже если не все всегда получается, то это не сбивает его с настроя. Скауты обожают эти качества в молодых игроках. «Я достаточно уверен в своих силах, чтобы брать игру на себя, – подтверждает Остон. – Если ты хочешь  добиться успеха, хочешь быть успешным игроком, то не должен сомневаться в себе».

Все эти качества Мэттьюс перенял от родителей. Брайан работает главным инженером в компании с Восточного побережья. Эма – бывшая стюардесса из Эрмосильо, которая также работала в сфере образования и недвижимости. Родители Остона познакомились в университете Лойолы, что в Лос-Анджелесе. Остон же появился на свет чуть севернее, в Сан-Рамоне, неподалеку от Сан-Франциско, а вот его детство уже прошло в Скоттсдейле. Именно там и стал формироваться боевой характер Мэттьюса… за карточным столом. Семья проводила целые игральные вечера, которые иногда заканчивались чуть ли не скандалами: «Все в этой семье не любят проигрывать, – смеется Брайан. – Так что порой игры случались довольно шумные».

Брайан и Эма всегда следили за тем, чтобы их дети были активными. В семье было правило, что каждый ребенок должен выбрать два вида спорта. Остон остановил свой выбор на бейсболе и хоккее (младшая дочь, 13-летняя Брейана, обещает вырасти в хорошую гольфистку, а старшая дочь, 21-летняя Александрия, учится в университете Аризоны).

На первый взгляд, Остон должен был остаться в бейсболе. Брайан даже вспоминает, что сначала сыну было не очень интересно смотреть игры НХЛ: «Я брал его на матчи «койотов», но сама игра его не особо интересовала. Но он был просто заворожен видом «Замбони». Этот аппарат потрясал его».

Все менялось, когда Остон сам выходил на лед. Он всегда входил в число сильнейших игроков команды, и уже в детстве проявилась та страсть к игре, неуступчивость в борьбе, которые сейчас так превозносят все скауты. «Честно говоря, сразу понял, что у бейсбола нет шансов», – добавляет Брайан.

alt

Остон рос в интересное время для хоккея в Аризоне. Появление местной команды сильно изменило отношение людей к этой игре. Хоккей становится все более популярным видом спорта у взрослых и детей. К тому же некоторые профессиональные игроки все чаще оседают в этой местности. Хенрик Самуэльссон и Брендан Лемье обязаны своими сильными хоккейными генами отцам – Ульфу и Клоду, соответсвенно. В этом году команда 2002 года рождения выиграла престижный детский турнир в Квебеке, в финале победив команду из Детройта.

Тренировал «Аризону Бобкэтс» Рон Филлон. Когда-то он работал и с Остоном Мэттьюсом. Бывший игрок юниорской лиги Квебека и тренер команд ECHL многое повидал на своем веку, и талант Остона не стал для него открытием. «Оппоненты понятия не имели, что он придумает. Мы и сами этого не знали. Думаю, даже иногда и он не знал, что сделает в следующую секунду. Папи был очень талантлив. Иногда он выкидывал такие штуки, что я мог только удивляться: «А это откуда взялось?».  

Игра за «Аризону» означала множество переездов – сначала Лас-Вегас и Лос-Анджелес, затем поездки еще дальше. Но Остон не осознавал, насколько он хорош, пока не попробовал свои силы в команде из U.S. National Team Development Program, что в Мичигане. Из-за серьезной травмы ноги он попал в эту команду не очень известным для широкой публики, но скауты уже вовсю говорили о талантливом парне. И не зря. Мэттьюс побил рекорд результативности Патрика Кэйна (102 очка в 58 играх), набрав 117 очков в 60 матчах. Остон превратился не только в лучшего нападающего команды, но и в настоящего лидера. «Его можно назвать тихим лидером, – говорит бывший сосед по комнате, проспект «Сент-Луиса» Люк Опилка. – В раздевалке он особо не говорил, но на льду все равнялись на него. В каждом матче он выкладывался на все сто процентов и не сбавлял оборотов ни на секунду».

Именно это и заставило Остона задуматься о переезде в Швейцарию. Ему не хватило всего пары дней, чтобы быть допущенным на драфт-2015. Зато он попал в состав сборной США на молодежный чемпионат мира в Монреале и Торонто. Молодой игрок достойно держался, но его команда уступила России в четвертьфинале. Появились предложения от нескольких команд Западной хоккейной лиги, в том числе и «Эверетта», который владеет правами на Остона. Также был вариант с NCAA, хотя для этого нужно было бы разобраться с учебой. А затем настало время юниорского чемпионата мира в Цуге и Люцерне, где американцы завоевали золото, а Остон набрал 15 очков.

alt

Кроуфорд видел большую часть тех игр. Он как раз работал в «Цюрихе», так что даже ездить далеко не надо было. И молодой нападающий произвел на него сильное впечатление: «Он обладает отличным катанием. А прибавьте к этому его физические данные и ту уверенность, с которой он контролирует шайбу… Соперники не могли остановить его. Возможно, лишь единицы были близки к нему по уровню».

Так что Кроуфорд стал названивать агенту Мэттьюса, Пэту Бриссону, который искал альтернативный вариант развития карьеры для своего клиента. Марк был отлично знаком с Бриссоном (в числе клиентов которого также значатся, к примеру, Сидни Кросби и Джонатан Тэйвс), еще со времен своей работы в «Лос-Анджелесе». «Не знаю, кто придумал, в конце концов, эту идею. Но я точно не был инициатором», – настаивает Кроуфорд.

Нужно было выбирать: профессиональный хоккей в Европе или NCAA? Парень обладал всеми игровыми качествами, чтобы справиться в Швейцарии. Но как насчет адаптации? Кроуфорд долго мучился этими вопросами, но не решался беспокоить семью Мэттьюса, пока сборная США выступала на турнире.

И вскоре уже все заразились идеей переезда в Европу. Однако все было не так уж просто. Бриссону вместе с коллегой, Джаддом Молдавером, пришлось исписать кипу бумаг, чтобы Остон получил возможность выступать в швейцарском чемпионате. Особенно тяжело было заполучить разрешение на работу, которое обычно выдается только через несколько месяцев после обращения.

Для тех, кто не был посвящен во все детали, вся ситуация казалась нерешительностью молодого человека, который не уверен, что ему стоит делать дальше. Бриссон и Молдавер постоянно уточняли у Остона, не поменял ли он своего решения. И каждый раз Мэттьюс просил их продолжать работать в этом направлении. Он был готов ждать.

Когда бумажная волокита, наконец, завершилась, настала очередь родителей решать, кто из них поедет с сыном в новую страну. Эма взяла на себя заботу о сыне, а Брайан остался в США в Брейаной. Александрия также пробыла некоторое время в Швейцарии, помогая Остону на первых порах.

Проведя два года вдали от семьи в Мичигане, Остон был вынужден вновь отбыть на целый год. Зато он получил возможность проводить больше времени с матерью, которая взяла на себя все заботы по хозяйству.

Свободное время Остон посвящал встречам с партнерами по команде и посещению озера Цюриха. Хотя однажды он взял маму, и они вместе отправились в Париж. Атмосфера столицы Франции потрясла их: «Это прекрасное место, – говорит Эма. – Я выросла в пустынных местах, а там, куда не брось взгляд, зелень. Я даже не представляла, что такие места существуют».

alt

На льду же никаких проблем не возникало. Кроуфорд повидал на своем веку множество выдающихся талантов: Петер Форсберг, Даниэль и Хенрик Седины, Джейми Бенн, Анже Копитар… Именно с этими хоккеистами, как настаивает тренер, и нужно сравнивать потенциал Мэттьюса. Как и любому проспекту, ему нужно стать сильнее, но нет никаких сомнений, что его ждет светлое будущее. И Марк отдельно отмечает, с какой готовностью и с каким качеством Остон отрабатывает в обороне. «Атакующие игроки смотрят на игру несколько иначе, – объясняет тренер. – Они ожидают момента, не боятся рисковать. В обороне же нужно действовать на опережение и сводить риск к минимуму. И для молодого хоккеиста очень важно уяснить эти истины».

Именно поэтому Остон постоянно просматривал нарезки моментов с участием Джонатана Тэйвса и Анже Копитара. Эти звездные центры НХЛ зарекомендовали себя не только как великолепные бомбардиры, но и как одни из лучших игроков оборонительного плана.

Мэттьюс понимает это. Как и понимает то, что от него всегда будут требовать набирать очки. И даже если он будет просто надежен в обороне, то это никого не удовлетворит. К счастью, пока набирать очки для него ни разу не было проблемой. «В обороне главное позиция, – считает Остон. – Но в атаке я всегда получал свободу действий».

Да вы хотя бы посмотрите нарезки его лучших моментов в YouTube. Их несложно найти. Тем более Остон оказался в одной команде с Робертом Нильссоном – сыном Кента «Волшебника» Нильссона – и они создали убойную связку. Именно они стали лидерами «Лайонс», но все веселье испортил «Берн», выбивший «Цюрих» в первом раунде плей-офф.

Кроуфорд настаивает, что «Берн», уволивший по ходу сезона Ги Буше с поста главного тренера, неудачно выступил в регулярке из-за эпидемии травм, и команда собралась в самый неудачный для «львов» момент. Это поражение привело к увольнению Кроуфорда, а Остон получил отдых, о котором, правда, не просил. Но на этом сезон для тинэйджера не закончился, так как он получил приглашение в состав сборной США на чемпионат мира в России. И пусть команда, в итоге, осталась без медалей, но Остон никого не разочаровал.

Спокойный и уверенный, сильный и одаренный. Теперь Остону Мэттьюсу предстоит сделать новый шаг – покорить хоккейный мир. И никто не сможет его остановить на этом пути.

Источник: The Hockey News Magazine

Фото: globallookpress.com/Nicola Pitaro/EQ Images (2); u18worlds2015.iihf.com/Francois Laplante/HHOF-IIHF Images (4); globallookpress.com/Jerome Davis/Icon Sportswire (5)

«Ты хочешь быть студентом или хоккеистом?» Почему Джимми Веси предпочел Гарвард НХЛ

«Мне стыдно, что я подвожу вас с мамой». С каким давлением сталкивается Митч Марнер

P.S. VK сообщество | Блог «Новый Уровень»