Капитан. Неочевидность
Прошедший сезон у СКА получился на редкость скомканным: сразу же по его завершении объявили об уходе из команды нападающие Артемий Панарин и Виктор Тихонов, решившие продолжить карьеру в НХЛ, а также Патрик Торесен, Тони Мортенссон, Роман Червенка и Луи Эриксон, рассредоточившиеся по европейским лигам.
Оставшиеся же в команде игроки, благодаря внезапным озарениям и новаторским взглядам руководства клуба на состав тренерского штаба, озвученным в порыве творческого вдохновения главному тренеру команды В.А. Быкову, начинали сезон не под руководством триумфаторов Кубка Гагарина В.А. Быкова и И.В. Захаркина, а под управлением спешно приглашённого из астанинского «Барыса» и так же спешно согласившегося на приглашение тренера с сомнительными достижениями и ещё более сомнительной репутацией – А.В. Назарова, в результате чего Капитан СКА и Сборной России Илья Ковальчук, лучший игрок предыдущего розыгрыша Кубка Гагарина, в первых четырнадцати матчах сезона, проведённых под руководством нового тренера, забил всего лишь три гола и заработал показатель полезности -9.
После продиктованной единодушным недовольством руководства, игроков и фанатов СКА отставки А.В. Назарова, игровая модель которого напоминала столь же стремительно, сколь хаотично передвигающийся цыганский табор, в игре капитана произошли позитивные изменения: в новом сочетании с Александром Кадейкиным и Антоном Бурдасовым, которое составил экс-помощник главного тренера – исполняющий обязанности главного тренера С.А. Зубов, Ковальчук выдал запоминающуюся серию из 10 результативных матчей, в которых заработал 17 очков и показатель полезности +7.
Однако, на беду Ильи и всей команды, во время паузы на Еврохоккейтур руководство клуба снова посетило внезапное озарение, в результате чего первая тройка СКА была разрушена, поскольку Антон Бурдасов совместно с Петром Хохряковым отправились в Омск в обмен на Сергея Широкова (следует оговориться, что особых дивидендов этот обмен не принёс ни СКА, ни Авангарду – больше всего от него выиграл хронически не забивавший в СКА Петр Хохряков, обстучавший все штанги перекладины в КХЛ, в Омске свою бомбардирскую статистику улучшивший).
Обновлённый тренерский штаб пробовал подбирать новые сочетания, но капитану СКА так и не удалось найти взаимопонимания с новыми партнёрами, в результате он нервничал, делал неточные передачи и систематически терял шайбу, а после нового года забивал исключительно безнадёжным аутсайдерам – Металлургу из Новокузнецка, Северстали и Югре, но в итоге всё же почти смог выйти на гроссмейстерский уровень «очко за сезон», заработав 49 баллов в 50 играх.
Как известно, матчи навылет – это абсолютно новая жизнь и все поклонники СКА надеялись на лучшее. Результат команды порадовал, но надежды на позитивные изменения в игре Ильи развеялись уже после первого же матча с ярославским Локомотивом: 0 очков, показатель полезности -2, и «на десерт» – ссора в раздевалке с помощником главного тренера СКА В.И. Федосовым – другом главного тренера Сборной России О.В. Знарка, в результате – поддержанная руководством клуба рекомендация об отстранении от тренировок с командой (сначала временного, а в ходе серии с московским Динамо – постоянного), лишение капитанской нашивки, заявление по ходу плей-офф о желании досрочно расторгнуть контракт по инициативе клуба, а также показательный невызов в сборную на фоне приглашения проведших неудачный сезон в НХЛ Сергея Плотникова и Виктора Тихонова. «Вишенкой на торте» стало критическое по отношению к Ковальчуку высказывание тонко чувствующего обстановку Президента ФХР Владислава Третьяка в духе «ну и поделом». То есть, навалились всем миром на одного (исключение составил лишь друг Ильи – президент МХЛ А.А. Морозов, постоянно заявляющий о своей поддержке хоккеиста).
В результате сложилась довольно неприятная и неопределённая ситуация: клуб из Санкт-Петербурга в следующем сезоне с громадной долей вероятности возглавит неофициальный тренер-консультант СКА – главный тренер Сборной России О.В. Знарок (которого в Санкт-Петербурге, говоря откровенно, мало кто ждёт), уже заявивший руководству о нежелательности присутствия в команде опального капитана. В то же время сам Ковальчук и руководство СКА в официальных интервью связывают будущее хоккеиста исключительно со СКА, хотя последние параллельно ведут переговоры о вступлении в КХЛ клуба из Китая «Красная звезда Куньлунь», на которых уже активно обсуждаются условия перехода Ильи в китайский клуб, а в кулуарах уже с начала весны витают слухи о предрешённости этого шага.
Между тем, проанализировав весь «боевой путь» СКА в этом сезоне, приходишь к двум взаимосвязанным выводам: 1) да, Илья в большинстве матчей этого сезона выглядел определённо хуже, чем в чемпионском сезоне, 2) это – непосредственный результат чехарды тренеров и пертурбаций в составе, которые происходили по вине, недальновидности и легкомыслию руководства СКА, собственными руками разобравшего второе после «Гусев-Шипачев-Дадонов» удачно «выстрелившее» по ходу сезона сочетание «Ковальчук-Кадейкин-Бурдасов» при отсутствии в команде игроков с уровнем понимания хоккея Ильи (таких, как Торесен или Мортенссон) и искусственно создавшего крайне нервную атмосферу в команде, а теперь пытающегося сделать крайним Илью и убрать его с глаз подальше, как опостылевшую игрушку.
К сожалению, вся эта история больше всего напоминает хрестоматийную сказку про дурака, зарезавшего курицу, которая несла золотые яйца. Только в данном случае «дурак» не ограничивается тем, что зарезал «курицу», а ещё и настойчиво пытается подбросить записку «Это было самоубийство».
всё в его руках
ему надо готовиться по спец программе к Кубку Мира с персональным тренером